В 2025 году Арктика вновь стала одной из самых обсуждаемых тем мировой политики. Немало волнений вызвали заявления американского президента Дональда Трампа о присоединении Гренландии и Канады для усиления позиций США в Заполярье. С другой стороны, тема арктического сотрудничества неожиданно всплыла во время первых контактов между Вашингтоном и Москвой, после чего в СМИ появились рассуждения о конкретных деталях арктической сделки и ее связи с украинским урегулированием. Все это совпало с проведением Международного арктического форума в Мурманске, во время которого Владимир Путин в очередной раз подтвердил приоритет развития Арктики для России на столетия вперед. Почему обострился интерес к Арктике, каковы стратегии США и России в этом направлении и смогут ли они наладить сотрудничество — в материале «Ленты.ру».
«Сделаем Гренландию снова великой!» — такое неожиданное прочтение в начале этого года получил лозунг Дональда Трампа MAGA. Хотя, как и многие другие заявления нового президента о присоединении Гренландии, лозунг воспринимался с иронией, эта риторика явно показала заинтересованность американского лидера стратегически важным регионом — Арктикой.
А уже на посту президента Дональд Трамп:
Интересно, что за последнее время Гренландию успели посетить и сын Дональда Трампа, и даже вице-президент США Джей Ди Вэнс, что вызвало явное недовольство в Дании.
При этом, по словам вице-президента, Вашингтон не стремится установить полный контроль над Гренландией. США хотят лишь обеспечить ее безопасность, для чего американские власти планируют инвестировать в ледоколы и военные корабли.
Интерес Трампа к Гренландии при этом связан еще с одним приоритетом новой администрации — редкоземельными металлами. Контроль над островом позволил бы Соединенным Штатам увеличить их собственные запасы почти в два раза.
Впрочем, арктический курс Трампа касается не только Гренландии. Аналогично об Арктике говорили и в контексте другого экстравагантного плана американского лидера — присоединения Канады к США. По словам советника президента США по национальной безопасности Майка Уолтца, такое объединение также укрепило бы позиции Вашингтона в Арктике.
При этом с Канадой связаны и более конкретные планы Трампа по Заполярью: речь идет об усилении ледокольного флота страны. В этой сфере Соединенные Штаты отстают уже не только от России, которая остается лидером по количеству ледоколов, но и Китая.
Хотя сама Канада за последние годы построила всего шесть арктических патрульных кораблей, она активно развивает эту отрасль и международное сотрудничество. Так, канадская верфь Davie еще в 2023 году приобрела финскую компанию Helsinki Shipyard Oy, которая производит почти половину всех ледоколов мира.
Теперь Дональд Трамп прямо указывает на необходимость строительства почти полсотни новых ледоколов.
Особый интерес к Арктике сейчас наблюдается и в России. Ключевым направлением для ее арктической политики остается освоение собственных территорий Заполярья и его полезных ископаемых.
К примеру, в марте на Международном арктическом форуме в Мурманске Владимир Путин говорил о необходимости:
Вместе с тем реализация этих задач проблематична без международного сотрудничества. Во всех арктических проектах по добыче полезных ископаемых доля иностранных инвестиций оставалась существенной.
Однако после обострения отношений России с западными странами и введения санкций зарубежные партнеры даже из дружественных государств стали приостанавливать свое участие в российских проектах. Для деятельности России в Арктике появились и другие ограничения.
С 2022 года:
В результате приоритетом для России стало сотрудничество с неарктическими государствами — в первую очередь Китаем и Индией.
Действительно, не только КНР и Индия, но и государства Ближнего Востока, Бразилия и другие партнеры России теперь пытаются подключиться к арктической гонке. Они стремятся не только участвовать в освоении региона, научных исследованиях и добыче полезных ископаемых, но и, например, решать вопросы изменения климата.
Впрочем, взаимодействие с западными арктическими странами все же сохраняется. Так, Норвегия, которая председательствует сейчас в Арктическом совете, приглашала российских представителей на заседания рабочих групп. Кроме того, Россия принимала участие в учениях Арктического совета на случай крупного разлива нефти у берегов на севере Норвегии.
О неизбежности сотрудничества в Арктике говорил, в частности, посол России в Норвегии Николай Корчунов, указывая, что решение арктических задач требует совместных усилий всех стран.
Говорить даже о взаимодействии России с западными странами по вопросам Арктики сейчас очень сложно, отметила в беседе с «Лентой.ру» кандидат юридических наук, доцент департамента зарубежного регионоведения Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ), эксперт Проектного офиса развития Арктики Ирина Стрельникова. По ее словам, реальные контакты сохранились лишь в рамках Арктического совета в очень ограниченном виде.
В то же время многие другие инициативы, в том числе в образовательной и исследовательской сфере и даже на уровне студенческих проектов, на данный момент приостановлены. При этом руководство РФ до сих пор подчеркивает, что готово восстановить все форматы взаимодействия, напомнила эксперт.
Общий интерес России и США в Арктике в последние годы приводил к конкуренции двух держав. Друг друга они обвиняли в милитаризации региона и открыто называли угрозой безопасности, причем для Вашингтона особенно опасным казалось российско-китайское сотрудничество в Заполярье.
Однако после возвращения к власти Трампа неожиданно начались разговоры о возможности кооперации Москвы и Вашингтона по арктической проблематике. Интересно, что в это время в России перестали винить Соединенные Штаты за срыв сотрудничества в регионе, а их претензии на Гренландию даже нашли понимание в Москве.
Наоборот, в России стали подчеркивать, что новые проекты с Вашингтоном были бы очень выгодны. При этом, по словам генерального директора Российского фонда прямых инвестиций Кирилла Дмитриева, они уже обсуждались, пусть пока и без конкретных решений.
Аналогично общими фразами описывали эти потенциальные проекты и в США. Так, спецпосланник Трампа Стивен Уиткофф лишь указывал, что США и Россия думают о том, как:
А в СМИ уже активно оценивают, что именно могло бы стать основой совместной деятельности двух стран и при каких условиях она бы состоялась.
Россия, например, со своей стороны может предложить США участие в освоении ее ресурсов. Что интересно, разговоры об арктических проектах совпали с заявлениями Владимира Путина о редкоземельных металлах.
Кроме того, для США выгодна покупка доли в реализации проектов по разработке сжиженного природного газа в России, в которых зарубежные компании приостановили участие. И часть добываемого газа США могли бы перепродавать третьим странам.
Взамен Россия могла бы надеяться на послабление режима санкций, из-за которого американские компании и были вынуждены прекратить свою деятельность в российских арктических проектах.
Наконец, сотрудничество России и США в Арктике включали непосредственно в сделку по Украине. Согласно Responsible Statecraft, Трамп мог бы предложить поддержку развития российской арктической зоны и даже снятие санкций с Северного морского пути в обмен на направление небольшой доли прибыли от его использования на восстановление Украины.
Между тем уже сами разговоры о возможном российско-американском сотрудничестве начали влиять на арктическую политику Китая, который остается для России ведущим партнером в регионе.
В таком результате прямо заинтересованы в Вашингтоне. По данным Bloomberg, США действительно рассматривают арктическое сотрудничество как способ вбить клин между Москвой и Пекином. С этим соглашался, например, исследователь Арктики, преподаватель геополитики и безопасности в Университете Лафборо в Великобритании Дункан Депледж.
Впрочем, стоит учитывать, что Россия и КНР уже смогли укрепить свои связи, поэтому Москва не будет исключать сотрудничество с Пекином даже при налаживании отношений с Вашингтоном.
Так или иначе, сотрудничество США и России возможно только при условии урегулирования конфликта на Украине и снятия санкций, прежде всего в энергетическом секторе. Во многом это зависит от курса Дональда Трампа, считает Ирина Стрельникова. А американский президент, по ее словам, явно заинтересован в арктическом регионе.
Новая администрация США, по мнению эксперта, понимает, что исключить из арктической деятельности Россию, богатую ресурсами и с обширными полярными владениями, недальновидно. В связи с этим неудивительно, что в Вашингтоне уже начинают обсуждать отмену части антироссийских санкций.
С российской же стороны как с США, так и с европейскими странами никаких препятствий для сотрудничества в Арктике нет, резюмировала Стрельникова.