Мир
00:01, 10 мая 2025

«Трампу придется с этим считаться» Европа боится отправлять свои войска на Украину. Что это значит для России?

Политолог Быстрицкий: Украина использует ЕС в борьбе против Трампа
Михаил Кириллов (корреспондент отдела «Бывший СССР»)
Фото: Kacper Pempel / Reuters

После нескольких месяцев споров и взаимных угроз европейские страны, обсуждавшие возможность отправки «миротворцев» на Украину, похоже, окончательно отказались от этой идеи. Причина — страх перед возможной новой мировой войной или как минимум неконтролируемой эскалацией в противостоянии с Россией. Переосмыслили свою позицию и США: как пишет The Telegraph, представители команды Дональда Трампа в частном порядке уведомили союзников о возможности предоставить «коалиции желающих» гарантии безопасности для интервенции — уже после заключения мира. О значении этого шага в контексте переговоров и возможной реакции России — в материале «Ленты.ру».

«Это не выглядит слабым — это слабо»

Дискуссии о гарантиях безопасности для Украины с каждым месяцем теряют остроту. В начале года более 30 стран заявляли о готовности направить военных в зону конфликта. Со временем число потенциальных участников сократилось до пяти-шести.

Среди них, по данным AFP, — Великобритания, Франция и прибалтийские страны — самые близкие союзники Украины.

Но даже эти страны не смогли договориться по базовым вопросам: кто обеспечит безопасность самим «гарантам» и кто оплатит операцию?

По итогам встречи глав военных ведомств, прошедшей 15-16 апреля в Турции, участники признали: собрать даже минимальный контингент для противодействия России на территории Украины не удается.

Не хватает ни средств, ни техники, ни боеспособного личного состава

Как сообщила The Times со ссылкой на источники в Брюсселе и Лондоне, начальник штаба обороны Вооруженных сил Великобритании Тони Радакин подсчитал, что для выполнения миссии потребуется не менее 64 тысяч солдат.

При этом Тони Радакин уточнил: Великобритания способна направить на Украину не более 10 тысяч военнослужащих. Примерно такие же обязательства заявила Франция, несмотря на то что ее армия — крупнейшая в Европейском союзе (ЕС).

Остальные участники предложение отвергли. По их мнению, Большая Европа не сможет собрать даже 25 тысяч военных. А 64 тысячи — и вовсе недостижимый максимум.

Кроме того, даже при наличии контингента страны — члены ЕС боятся прямого столкновения с Россией, и не исключено, что армия союзников не сможет продержаться в таких условиях достаточно долго. Поэтому европейские союзники настаивают: США должны так или иначе поддержать потенциальную «миротворческую» миссию.

Формально такого согласия «коалиция» не получила. Однако с началом переговоров США с Россией и Украиной многое изменилось.

Если раньше Белый дом категорически отвергал возможность участия американцев, теперь, похоже, готов рассматривать такой сценарий

Новая надежда

По данным The Telegraph, в конце апреля США предложили «коалиции желающих» негласную поддержку — в виде разведывательных и логистических ресурсов — в случае, если европейские страны решат отправить войска на Украину.

В Белом доме считают, что без таких гарантий шансы на устойчивый мир — в воздухе, на море и на земле — крайне малы

Издание утверждает: премьер-министр Великобритании Кир Стармер добивался этого от администрации Дональда Трампа как минимум два месяца. Теперь, если договоренности действительно достигнуты, одна из главных проблем Европы частично решена.

Кроме того, по данным газеты, это решение позволит Великобритании вскоре перенести подготовку украинских военных со своей территории в западные области Украины — возможно, еще до прекращения огня.

Россию такой формат категорически не устраивает. Правда, ситуация не столь однозначна

Во-первых, западные инструкторы находились на территории Украины и до 2022 года — обучая бойцов Вооруженных сил Украины работе с иностранной техникой. Ограничить их пребывание в тылу практически невозможно, особенно если речь идет о небольших группах, не афиширующих свое присутствие.

Во-вторых, один из вариантов «гарантий безопасности» предполагает размещение войск не в самой Украине, а у ее границ — в Польше, Румынии и странах Балтии. Это будут полноценные боевые части с наступательным вооружением, готовые в случае эскалации «закрыть небо» или вмешаться в конфликт.

Формально это не нарушает требования России, но с точки зрения безопасности вызывает массу вопросов

Украина может попытаться втянуть эти силы в прямое столкновение, используя юридические обязательства союзников. Прецеденты провокаций с целью расширить участие европейских стран уже были, и последствия таких шагов сегодня никто не берется предсказать.

«Позиция Трампа меняется постоянно»

Ставить все на неофициальные обещания Дональда Трампа — рискованный шаг для Европы. Об этом в беседе с «Лентой.ру» заявил председатель совета клуба «Валдай», декан факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ Андрей Быстрицкий. По его мнению, европейские союзники вряд ли решатся на интервенцию, основываясь лишь на туманных сигналах из США.

«Дональд Трамп говорит противоречивые вещи, чтобы сохранить свободу маневра. Он не может игнорировать позицию Европы, но и гарантии безопасности вряд ли будут зафиксированы юридически», — отметил эксперт.

По его словам, США не примут участия в обсуждении интервенции всерьез, пока «коалиция желающих» не определится хотя бы с форматом операции.

Что касается реальных перспектив европейских союзников ввести войска, эксперт скептичен. Главный фактор, удерживающий эту тему в повестке, — жесткая позиция Украины: «никакого мира без гарантий безопасности».

«Теоретически соглашение может быть заключено и без участия Европы. Но Украина не хочет и не может сделать это без ее участия», — считает Андрей Быстрицкий.

Также, по мнению аналитика, не исключено, что Россия может согласиться на ограниченное присутствие иностранного контингента на Украине — при условии, что он не будет угрожать ее безопасности.

«Главное — это мониторинг, о чем Россия говорит постоянно. Но прогресса на этом направлении пока нет. Оптимальный сценарий — если мирные соглашения станут частью большого международного договора о безопасности в Европе. Без новых контуров глобальной безопасности устойчивых решений быть не может», — заключает эксперт.

< Назад в рубрику