Имя Чарли Чаплина известно всей планете — он стал одной из первых кинозвезд, пользовавшихся международной популярностью, его работы повлияли на развитие всего киноискусства, а его образ по праву оказался одним из самых узнаваемых в истории мировой культуры. Куда менее известна хроника того, как Чаплин в пух и прах рассорился со страной, в которой и пришел к популярности. А ведь в этой любопытной истории замешаны коммунизм, Вторая мировая война, Адольф Гитлер, секс-скандалы и слежка ФБР. Подробности — в материале «Ленты.ру»
Бродяга и диктатор
Чарли Чаплин поднялся на олимп мировой славы с самого дна, из лондонских трущоб. Родившийся в семье нищих артистов, он с раннего возраста вынужден был работать — помогал в парикмахерских, убирал мусор в мюзик-холлах, выступал статистом в водевилях. К сцене мальчик был приучен с детства. И именно благодаря сцене Чарльз, которому едва исполнилось двадцать, оказался в Голливуде.
Там молодой артист создал нарочито нелепый, ставший культовым образ маленького бродяги. То и дело норовящий слететь котелок, чрезмерно большие ботинки, узкий пиджак и широкие штаны, усы щеточкой, трость. Сперва маленький бродяга появлялся в эпизодических ролях, затем встал в центре сюжета в короткометражных картинах, а вскоре Чаплин уже писал сценарии и самостоятельно снимал фильмы с собой в главной роли.

Чарли Чаплин
Фото: KPA / Globallookpress.com
Образ маленького бродяги был универсальным: он мог быть цирюльником, золотоискателем, грузчиком, уборщиком, заводским рабочим, циркачом — и при этом в душе быть поэтом, мечтателем, джентльменом и одиноким искателем приключений. Этот культовый персонаж немого кино не говорил на каком-то определенном языке, а значит, говорил на всех языках сразу, откликаясь в душах зрителей не только в Америке, но по всему миру.
Всего в эпоху немого кинематографа Чаплин создал — зачастую самостоятельно финансируя съемки — десятки картин, а в 1919-м стал одним из основателей кинокомпании United Artists. К этому моменту он был не просто одним из ярких представителей быстрорастущей киноиндустрии — он стал ее огромной и неотъемлемой частью. Именно из-за бешеной популярности Чаплин мог позволить себе продолжать делать коммерчески успешные немые фильмы даже тогда, когда эпоха немого кино завершилась. В 1931-м вышли «Огни большого города», в 1936-м — «Новые времена». Маленький бродяга должен был оставаться без голоса — в этом заключалась львиная доля его обаяния.
Персонаж этот заговорил, когда молчать уже было нельзя
Первым звуковым фильмом Чаплина стал «Великий диктатор», вышедший в 1940 году. И именно с этой картины в жизни артиста начались большие проблемы.
Все для фронта
Антифашистская — по оценке самого Чаплина — картина вышла, когда пожар новой мировой войны уже начал разгораться в самом сердце Европы, и моментально стала хитом, но ее создатель нажил немало врагов. В это время США еще находились в состоянии глубочайшего изоляционизма, а потому многие американцы были против участия в войне на другом континенте. Не обрадовались сатире на Гитлера и в Великобритании, правительство которой в то время пыталось вести относительно нацистской Германии максимально нейтральную политику.
Я стал получать пугающие сообщения от United Artists, пророчащие мне проблемы с цензурой. Появились серьезные опасения, что в Великобритании антигитлеровская картина вообще сможет выйти в прокат
Год спустя произошла атака японских сил на Перл-Харбор и нейтралитету Соединенных Штатов пришел конец. Чаплин же продолжил продвигать антифашистскую повестку — в 1942 году он уже публично призывал открыть против Германии второй фронт и поддержать Советский Союз в борьбе с нацистами. Однако часть американцев была против участия войны на другом континенте, другая — не видела смысла вмешиваться борьбу коммунистов с нацистами, а кто-то и вовсе выступал с публичной поддержкой последних.

Кадр из фильма «Великий диктатор»
Фото: Supplied by FilmStills.net / Globallookpress.com
За призывы к открытой борьбе Чаплин получил немало врагов. ФБР, которое уже и так следило за знаменитым иностранцем, теперь взялось за него всерьез — актер стал объектом не только постоянной слежки, но и травли в прессе, информацию которой регулярно сливало силовое ведомство. В СМИ артиста совершенно бездоказательно рисовали уже как главного коммуниста Америки, тайно спонсирующего революционные ячейки и чуть ли не готовящегося совершить красную революцию на всем американском континенте.
Когда Япония атаковала Перл-Харбор, американским изоляционизму и политике невмешательства настал конец. Чаплин же продолжил продвигать свое послание — в 1942 году он призвал поддержать Советский Союз в борьбе с нацистами и открыть против Германии второй фронт.
Я не коммунист, но я гордо заявляю, что вполне их поддерживаю
Но уже очень скоро Чаплину пришлось выступать на трибунах в суде — именно в это непростое время артист оказался замешан в громком секс-скандале, который уничтожил его репутацию.
Любовь и прения
Ее звали Джоан Берри. Когда Чаплин познакомился с ней в 1941 году, девушке едва исполнился 21 год. Она хотела стать актрисой и уже вращалась в кругах состоятельных американцев, в том числе водила дружбу с нефтяным магнатом Полом Гетти. Чаплин помог Берри поступить в актерскую школу и даже оформил ей через свою киностудию небольшое жалованье.
Показания Берри об отношениях с Чаплиным сохранились в архивах ФБР, сотрудники которого тщательно допросили бывшую возлюбленную артиста. Сексуальная связь между ними возникла в 1941-м, после того, как Чаплин уговорил ее подписать контакт с его студией; тогда же актер начал писать сценарий для премьерной картины Берри. Последующие несколько лет Чарльз и Джоан регулярно встречались, хоть и не ограничивали себя в любовных связях с другими людьми. Находясь в отношениях, Джоан несколько раз беременела.

Чарли Чаплин и Джоан Берри на судебном процессе об отцовстве
Фото: Fox Photos / Stringer / Getty images
По другим свидетельствам, Берри была непростым человеком — ее неоднократно задерживали за воровство, у нее были серьезные проблемы с алкоголем (позже она более чем на десятилетие угодит в психиатрическую клинику). Близкие отговаривали Чаплина от связей с Джоан, но артиста — по свидетельствам современников, большого ловеласа — это не остановило. В результате молодая женщина чуть ли не помешалась на Чарльзе, стала преследовать его — появлялась без приглашения, била окна в его квартирах и угрожала самоубийством. Угроза была приведена в исполнение, когда они расстались. К счастью, Джоан выжила.
Выжила и принялась судиться
В разгар Второй мировой войны Чаплин из-за бывшей возлюбленной не вылезал из судебных залов. В 1943-м Берри потребовала установить отцовство Чаплина над своим ребенком. Артист отрицал родство и даже поначалу добился оправдания, но проиграл дело на повторном рассмотрении. Защита попыталась представить в качестве доказательства тест на тип крови и была разгромлена. Чаплину же припомнили его бывших жен Милдред Харрис и Литу Грей — обе еще не достигли 18-летия, когда обручились с актером.
Прокурор обвинил Чаплина в моральной распущенности и хищническом поведении в отношении женщин, а затем ФБР организовало широкое цитирование обвинительной речи в прессе. Не помогло общественному мнению и то, что в это же время 54-летний Чаплин в четвертый раз женился. Новая жена актера Уна О’Нил ко дню свадьбы уже достигла совершеннолетия, но все же была на 36 лет моложе супруга.
Уна О’Нил
Фото: Public Domain
Чаплина признали отцом ребенка Берри, обязав, помимо алиментов, выплатить бывшей возлюбленной пять тысяч долларов. Десять лет спустя Джоан откажется от претензий к артисту, но к тому моменту он уже навсегда покинет США.
Исход бродяги
На этом судебные разбирательства не закончились. Следующий иск в адрес Чаплина поступил уже от американского правительства. Знаменитого актера обвинили в секс-траффикинге по закону Манна, запрещающему перевозку женщин между штатами в «аморальных целях». В основу обвинения легли данные ФБР о том, что в 1942 году Берри за счет Чаплина приехала к нему из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк.
Расплывчатые формулировки закона позволяли федеральным властям использовать его для избирательного судебного преследования, в первую очередь знаменитых афроамериканцев и эмигрантов, в течение многих лет. Жертвами этого закона, к примеру, оказались боксер Джек Джонсон и — годы спустя — музыкант Чак Берри. Но в отличие от чернокожих звезд Чаплина оправдали — жюри присяжных стало очевидным, что актера преследуют по политическим мотивам.
Связанные с Берри скандалы тянулись долгие годы, но это было лишь началом больших проблем для Чаплина
За поддержку коммунистов он стал легкой мишенью для политиков. В 1945-м Сенат впервые попытался завести на актера дело с целью его депортации из США, однако ход делу не дали. Инициатор процесса, сенатор Уильям Лангер, затем возмущался на слушаниях, что «такой человек, как Чарли Чаплин, с его коммунистическими симпатиями, с его неиссякаемым списком нарушений закона, изнасилований и соблазнения 16- и 17-летних американок, остается в стране». Чаплина также обвиняли в организации канала нелегальной эмиграции в США, а в его решении не получать американское гражданство увидели оскорбление нации.

Актеры Дуглас Фэрбенкс и Чарли Чаплин в 1922 году
Фото: Bettmann / Contributor / Getty images
В 1946-м артиста планировали вызвать в комиссию по расследованию антиамериканской деятельности, куда он публично пригрозил прийти в образе маленького бродяги — представив, какое шапито получится из слушаний, конгрессмены передумали связываться с Чаплиным. Общественность и без того повернулась к британцу затылком — его «Месье Верду» 1947 года был встречен толпами пикетчиков, призывавших американцев не смотреть картину сторонника коммунистов.
«Месье Верду» стал первым фильмом Чаплина, провалившимся в США
Еще через пару лет, в 1952-м, Чаплин отправился в Европу представлять новый фильм «Огни рампы». В это время директор ФБР Джон Гувер добивался аннулирования визы Чаплина. Иммиграционное ведомство США объявило о том, что въезд в страну для актера закрыт, когда он уже возвращался через океан в Нью-Йорк. Чаплину пришлось вернуться в Европу.
***
Кинозвезда поселилась с супругой Уной в швейцарском Веве. В США Чаплин вернется лишь через два десятилетия и то на пару дней, когда его пригласят на вручение «Оскара» за музыку к «Огням рампы». Да, фильм 1951 года в США впервые показали лишь в 1972-м — из-за обвинений Чаплина в сочувствии коммунизму его фильм был напрочь проигнорирован американскими прокатчиками. В это время Гувер все еще руководил ФБР — именно он устроил так, чтобы Чаплин посетил Штаты по краткосрочной визе.
А «ловеласная» эпоха актера, пришедшаяся на его время в США, сменилась эпохой семейной. В браке с Уной у Чаплина родились восемь детей, последний увидел свет, когда актеру было 72 года. Этот брак был заключен в самые тяжелые для Чаплина годы публичных кампаний и судебных тяжб, и мало кто верил в его долговечность — но, кажется, именно в нем артист нашел утешение на долгие годы.