Россия
16:22, 11 сентября 2025

«Разговоры о важном» в 2025/2026 учебном году: темы и содержание уроков

Ксения Дорофеева
Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Каждую неделю в российских школах проходят классные часы «Разговоры о важном», которые Министерство просвещения запустило в 2022 году. На уроках школьники вместе с учителями знакомятся с историей России и ее городов, с биографиями известных и значимых личностей, узнают о традициях народных праздников. Зачем проводят эти занятия и какими будут темы «Разговоров о важном» в 2025/2026 учебном году — в материале «Ленты.ру».

Что такое «Разговоры о важном»

«Разговоры о важном» — это серия всероссийских классных часов для учащихся с первого по одиннадцатый класс. Уроки проходят во всех российских школах каждую неделю в течение учебного года — по понедельникам первым уроком. За год проводят более 30 таких классных часов.

В беседе с «Лентой.ру» учитель русского языка и литературы московской школы № 1440 Майя Дорофеева рассказала, что «Разговоры о важном» охватывают широкий круг тем.

«Темы классных часов включают в себя историю страны, отдельных регионов и городов, уроки, посвященные знаменитым людям прошлого и настоящего. Кроме того, мы обсуждаем, насколько Россия многонациональная страна, как важно относиться достойно к людям разных возрастов и другие серьезные нравственные вопросы», — перечисляет педагог.

Первый классный час «Разговоров о важном» 1 сентября 2022 года провел Владимир Путин. Он встретился с учениками в Калининграде в рамках посещения Музейного и театрально-образовательного комплекса. На урок с главой государства прибыли школьники — победители олимпиад и конкурсов.

Через год, 1 сентября 2023 года, президент снова провел классный час для учеников. Путин отвечал на вопросы учащихся, рассказывал о важности преемственности поколений, ценностях семьи и любви к Родине.

Как проходят уроки

«Разговоры о важном» всегда проходят по понедельникам первым уроком. Каждое занятие начинается с поднятия флага России (дежурный класс поднимает флаг в актовом зале) и прослушивания гимна стоя. Затем начинается урок.

«Для классных руководителей все материалы уже готовы. Учителя проводят классный час по готовым сценариям, которые присылают к каждому уроку организаторы. В него входят все основные и дополнительные материалы: видео, интервью, интерактивные занятия, игры», — пояснила Майя Дорофеева.

Учителя могут взять в работу весь материал, выбрать из предложенного или построить занятие по своему плану. Стандартный урок проходит по такой схеме:

  1. мотивационная часть занятия, где детям объясняют тему и показывают видеоматериалы;
  2. основная часть, где тему обсуждают с детьми, проводят беседы, игры, дают тематические задания;
  3. заключительная — итоги занятия.

Материалы классных часов находятся в открытом доступе, их могут посмотреть все желающие, в том числе родители

Для всех классов темы одинаковые, но структура урока отличается в зависимости от возраста учеников. Для каждой возрастной группы есть свой план занятия.

Возрастные группы, по которым делится структура «Разговоров о важном»:

«Для младших классов больше интерактива, больше игр и развлекательных материалов. Для старших, соответственно, больше полезной информации», — рассказала педагог.

Пример «Разговоров о важном»

13 мая 2024 года в российских школах (и даже колледжах) прошел классный час «Русский язык. Великий и могучий. 225 лет со дня рождения А. С. Пушкина». Ученики начальной школы участвовали в игре «Путешествие по Лукоморью», в ходе которой вспоминали сказки Пушкина.

Ребята постарше смотрели видео о том, чем отличались книжный и разговорный варианты русского языка XIX века — того времени, когда жил Пушкин. Они сравнивали, как люди говорили до рождения поэта и как говорят сейчас, и рассуждали, почему именно Пушкина считают создателем современного русского языка.

На этом уроке почетным гостем стал советский и российский актер и певец Михаил Боярский. Он рассказал детям, как впервые познакомился с творчеством Пушкина и почему оно важно для каждого человека.

«Разговоры о важном» не отменяют, даже если учитель заболел. Урок проводит другой педагог.

Обязательно ли посещение этих классных часов? Да, обязательно, ведь занятия входят в учебную программу годового цикла занятий. За пропуск урока поставят прогул, хотя никаких оценок на таких уроках школьники не получают.

Темы «Разговоров о важном» в 2025/2026 учебном году

Темы классных часов «Разговоры о важном» можно разделить на три основных блока:

Темы для всех школ одинаковы, бывают лишь региональные различия, подчеркивает Майя Дорофеева. «Темы могут отличаться в зависимости от региона. Например, московские школьники на уроках затрагивают в том числе историю Москвы и подмосковных городов», — добавила учительница.

В 2023/2024 учебном году на «Разговорах о важном» были, например, такие темы: «Труд крут», «Как найти свое место в обществе», «Всемирный фестиваль молодежи», «По ту сторону экрана. 115 лет кино в России».

В 2024/2025 учебном году в план классных часов включили темы «Твой вклад в общее дело — о налоговой системе», «Дорогами России — о железных дорогах», «Как пишут законы в России», «БРИКС — международные отношения», «Век информации — к 120-летию информационного агентства ТАСС», «Как создать крепкую семью — в День отца».

В 2025/2026 году запланирован 31 урок «Разговоров о важном». Темы уже опубликованы и доступны всем желающим. Институт воспитания составил методические рекомендации к урокам для младшей и старшей школы. Сценарии уроков и сопроводительные материалы публикуются к каждому классному часу на сайте разговорыоважном.рф.

В 2025/2026 учебном году для школьников проведут 31 урок «Разговоров о важном»

Список тем «Разговоров о важном» — 2025/2026

  1. «Зачем человеку учиться?» — к Дню знаний 1 сентября.
  2. «Русский язык в эпоху цифровых технологий».
  3. «Цифровой суверенитет страны».
  4. «Мирный атом» — к Дню работника атомной промышленности (отмечается 28 сентября).
  5. «О творчестве и отечественной музыке» — к Международному дню музыки (отмечается 1 октября).
  6. «Что такое уважение?» — к Дню учителя (отмечается 5 октября).
  7. «Как понять друг друга разным поколениям?» — урок о семье и семейных ценностях.
  8. «О городах России» — к Дню народного единства (отмечается 4 ноября).
  9. «Общество безграничных возможностей».
  10. «Селекция и генетика» — к 170-летию ученого биолога и селекционера Ивана Владимировича Мичурина.
  11. «Как решать конфликты и справляться с трудностями» — к Дню психолога (отмечается 22 ноября).
  12. «Профессия — жизнь спасать» — о профессии спасателя.
  13. «Домашние питомцы» — к Всемирному дню питомца (отмечается 30 ноября).
  14. «Россия — страна победителей» — к Дню героев Отечества (отмечается 9 декабря).
  15. «Закон и справедливость» — к Дню Конституции (отмечается 12 декабря).
  16. «Совесть внутри нас».
  17. «Календарь полезных дел» — к Новому году 31 декабря.
  18. «Как создают мультфильмы» — о развитии отечественной мультипликации.
  19. «Музейное дело» — к 170-летию Третьяковской галереи.
  20. «Как создавать свой бизнес».
  21. «Есть ли у знания границы» — к Дню науки (отмечается 8 февраля).
  22. «Слушать, слышать и договариваться» — о профессии дипломата.
  23. «Герой из соседнего двора» — региональный урок к Дню защитника Отечества 23 февраля.
  24. «День наставника» (отмечается 2 марта).
  25. «Большой. За кулисами» — к 250-летию Большого театра и 150-летию Союза театральных деятелей России.
  26. «Как справляться с волнением».
  27. «65 лет триумфа» — к Дню космонавтики (отмечается 12 апреля).
  28. «Как мусор получает “вторую жизнь”» — о технологиях переработки отходов.
  29. «Что значит работать в команде? Сила команды» — ко Дню труда 1 мая.
  30. «Песни о войне» — к Дню Победы 9 мая.
  31. «Ценности, которые нас объединяют».

Зачем нужны «Разговоры о важном»

В последнее время вопросам воспитания патриотизма отводится множество внеурочных занятий в школах России. Этому же посвящены многие классные часы «Разговоры о важном». По задумке Минпросвещения, они должны выполнять еще несколько функций:

«Очень важно то, что информация для классных часов собирается из авторитетных источников. Дети ведь ничего не читают — ни журналов, ни книг, ни газет, они берут информацию из интернета, а там она часто непроверенная», — добавила учительница.

Реакция родителей и учителей

Учителя отнеслись к появлению «Разговоров о важном» по-разному. Некоторым не нравятся темы уроков, так как с важными и интересными занятиями соседствуют скучные и недоработанные. Кроме того, для многих педагогов это лишняя нагрузка, ведь к урокам нужно дополнительно готовиться даже при наличии материалов.

Многие родители думали, что классные часы будут политизированными, поделилась Майя Дорофеева. Но это, по ее словам, оказалось не так. «Родители в целом отнеслись спокойно к новому предмету, никаких жалоб не было», — отметила учительница.

А школьники скорее воспринимают их как «обязаловку», которую приходится посещать первым уроком в понедельник. Десятые и одиннадцатые классы часто прогуливают уроки, несмотря на то, что посещение их обязательно.

< Назад в рубрику