Реклама

Реклама. 12+. ООО «Единое Видео». VK Видео: vkvideo.ru
Соглашение: vkvideo.ru/legal/terms. VK - ВК. erid: 2RanynDT8xa.

Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

К 2030 году Россия планирует войти в число мировых лидеров в области БАС
Агродрон с-80

Агродрон с-80. Фото: пресс-служба ГК «Транспорт Будущего»

Беспилотники перестали быть редкой техникой и стали рабочим инструментом в энергетике, сельском хозяйстве, лесной охране и спасательных службах. Они выполняют задачи, которые могут быть слишком опасны или физически недоступны человеку: обслуживают линии под напряжением, помогают искать людей под завалами, выявляют пожары и анализируют состояние полей. Национальный проект «Беспилотные авиационные системы» объединяет разработчиков, производителей и образовательные центры, формируя в России новую высокотехнологичную отрасль. Как дроны изменили работу энергетиков и спасателей? Почему они стали ключевым инструментом аграриев и лесных служб? И какие технологии могут вывести Россию в мировые лидеры к 2030 году? О развитии беспилотной авиации, — в материале «Ленты.ру».

Когда воздух стал рабочей средой

Несколько десятилетий назад представить беспилотники в бытовых и промышленных задачах было практически невозможно. Сегодня дроны анализируют поля, ведут геологоразведку, создают карты, контролируют строительство, доставляют грузы, ищут людей в лесах и работают на линиях электропередачи.

Муравей и работа на ЛЭП

Муравей и работа на ЛЭП

Фото: ООО НПП «АВАКС-ГеоСервис»

С 2024 года эти процессы объединены национальным проектом «Беспилотные авиационные системы», который создает новую отрасль — от разработки компонентов и софта до подготовки специалистов.

Энергетика без высоты и риска

Одним из главных прорывов беспилотников стало их внедрение в энергетику

Дроны выполняют высотные работы на линиях электропередачи, снижая риски для персонала.

«На сегодняшний день технология представлена только в России. Ни одна другая страна на сегодняшний день достичь данных результатов не смогла», — заявляет коммерческий директор компании «Лаборатория будущего» Павел Камнев.

Речь идет о комплексах «Канатоход» и «Стрекоза» — беспилотных системах, которые позволяют работать под напряжением и выполнять задачи, опасные для человека.

Фото: Виталий Невар / РИА Новости

Диагностика без отключений

Основное преимущество новых аппаратов — возможность проводить диагностику и ремонт на включенных линиях. Это предотвращает отключение электроэнергии и устраняет необходимость подъема людей на высоту.

«Стрекоза, наша диагностическая платформа, занимается диагностикой линии электропередач, обслуживает от 35 до 500 киловольт», — рассказывает руководитель департамента работ на воздушных линиях электропередачи компании «Лаборатория будущего» Виктор Анисимов. «Наша особенность в том, что мы работаем на включенной линии, не нужно отключать потребителей при произведении любых ремонтов и диагностических работ».

Такие решения используют электросетевые, нефтяные и добывающие предприятия.

Когда дрон помогает спасателям

Дроны стали частью ключевых поисково-спасательных миссий. Они позволяют охватывать большие территории и быстро находить людей в лесах, на обрывах или под завалами.

Фото: Павел Львов / РИА Новости

«[Беспилотники] вышли на него, услышав свои имена, люди вышли на дорогу, где их уже встретила наземная группа спасения», — приводит пример коммерческий директор компании «Лаборатория будущего» Павел Камнев.

Он уточняет, что при обрушении дома в Ижитогиле беспилотники фиксировали тепловые сигнатуры плит перекрытий и помогали определить, какие конструкции нужно поднимать в первую очередь. Тогда спасли 9 человек.

Пожары заметнее с воздуха

Одним из самых технологичных российских беспилотников стал SIGMA — разработка специалистов из Красноярского края. Это гибрид квадрокоптера и самолета, способный подниматься вертикально и затем переходить в горизонтальный полет.

«Наш аппарат оснащен четырьмя винтами, как у квадрокоптера, и одним маршем, как самолет. На четырех коптерах в винтах он поднимается в воздух и садится. Дальше включается маршевый двигатель, и аппарат начинает следовать по маршруту, который задан ему заранее», — описывает систему директор по развитию компании «АВАКС» Николай Гулютин.

После выхода на маршрут SIGMA может передавать видео с оптической и тепловизионной камер в прямом эфире или выполнять фотосъемку

Затем сотрудники лесничеств анализируют снимки, выявляют незаконные вырубки и отслеживают ранние очаги пожара. Более 70 процентов конструкции производятся в России.

SIGMA

SIGMA

Фото: ООО НПП «АВАКС-ГеоСервис»

Точное земледелие: поле как цифровая карта

В сельском хозяйстве беспилотная авиация стала ключевым инструментом точного земледелия. Дроны позволяют анализировать состояние полей и оптимизировать расход удобрений.

«Индекс NDVI используется для объективной оценки накопленной массы на полях, которые у нас обрабатываются, и для оценки растительности, которая непосредственно взросла на данной поверхности», — поясняет генеральный директор научно-производственного центра БАС «Самара» Константин Яшин.

Он отмечает, что благодаря беспилотникам индекс NDVI может расти на 1–3 процента ежегодно.

Одной из ключевых разработок стал «Гектор»-S 80 — первый полностью сертифицированный агродрон в России.

Фото: пресс-служба ГК «Транспорт Будущего»

«С-80 модель Агро — это первый в России полностью сертифицированный лицензированный дрон для применения в агросфере, который прошел все полетные испытания и сейчас вышел на работу в полях Самарской области и Новосибирской области», — говорит Константин Яшин.

По его словам, дрон занимается опрыскиванием полей и внесением удобрений капельным путем, что приносит прямую пользу сельскому хозяйству этих регионов.

Разработки, выросшие из региональных задач

Многие российские беспилотники создавались под конкретные потребности регионов. SIGMA разрабатывали совместно с Министерством лесного хозяйства и Министерством цифрового развития Красноярского края. «Стрекозу» и «Канатоход» — под задачи энергетиков. «Гектор»-S 80 — под запросы аграриев Самарской и Новосибирской областей.

Такой подход позволяет внедрять решения быстрее и точнее: без долгой адаптации и лишних итераций.

Индустрия, которую строят инженеры и студенты

Стремительный рост беспилотной отрасли требует тысячи новых специалистов. Национальный проект «Беспилотные авиационные системы» делает ставку на обучение с государственной поддержкой.

Фото: Павел Львов / РИА Новости

«Очень классная инициатива, которая позволяет готовить специалистов с субсидией от государства», — рассказывает руководитель образовательного направления дирекции аэромобильности Московского авиационного института Ксения Соколова.

По ее словам, в прошлом году размер субсидии составлял 90 процентов, поэтому слушатели платили только 10 процентов стоимости обучения. В этом году субсидии варьируются от 90 до 100 процентов, и есть программы, по которым учащиеся не платят ничего — обучение полностью покрывает государство.

Подготовка ориентирована на отрасли: агрономов учат работать с беспилотниками, энергетиков — использовать их на линиях электропередач, строителей — применять при обследовании объектов

2030 год как точка сборки

Сегодня в российской беспилотной индустрии работают более 400 организаций. Они разрабатывают программное обеспечение, создают комплектующие, производят беспилотники и обучают персонал.

Задачи ближайших лет — расширить применение технологий, выстроить экономически устойчивые модели внедрения и подготовить десятки тысяч специалистов.

К 2030 году Россия планирует войти в число мировых лидеров в области беспилотных авиационных систем. Темпы развития свидетельствуют, что эта цель достижима.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok