Реклама

Реклама. 12+. ООО «Единое Видео». VK Видео: vkvideo.ru
Соглашение: vkvideo.ru/legal/terms. VK - ВК. erid: 2RanynDT8xa.

В кино — загадочный фильм ужасов «Крипер». Почему это один из самых интересных хорроров года?

Кадр: фильм «Крипер»

В российский прокат вышел фильм ужасов «Крипер» — уже третья за последние два года работа новой звезды страшного жанра Осгуда Перкинса после успевших стать культовыми «Повелителя душ» и «Обезьяны». Как породистый хоррормейкер решил напугать зрителей на этот раз, рассказывает материал «Ленты.ру».

Художница Лиз (Татьяна Маслани), кажется, наконец нашла хорошего мужика. Малкольм (Россиф Сазерленд) работает хирургом, носит благозвучную фамилию Уэстбридж и седую бороду. Неловкий восторг, который он испытывает перед Лиз, будит в едва остепенившейся богемной тусовщице нереализованные до сих пор материнские чувства. Роман аккуратно и вежливо разворачивается уже год, и вот Малкольм, наконец, зовет Лиз в свой загородный дом, предварительно презентовав ей подходящий для уикенда в глуши бежевый кардиган. На месте, впрочем, сразу начинаются странности.

  • Дата выхода: 4 декабря
  • Страна: США, Канада
  • Продолжительность: 1 ч 39 мин
  • Режиссер: Осгуд Перкинс
  • В ролях: Татьяна Маслани, Россиф Сазерленд, Кетт Тортон, Иден Вайс

Посреди ужина в дом заваливается кузен и сосед Малкольма Даррен (Кетт Тортон). Пока мужчины шумно, но неразборчиво секретничают в соседней комнате, спутница Даррена Минка (Иден Вайс) на ломаном английском спрашивает у Лиз, успела ли она попробовать шоколадный торт. Перевязанную бечевкой коробку с тортом они с Малкольмом увидели, едва приехав, и хозяин дома назвал ее извинением наемной смотрительницы за плохую работу. «На вкус как дерьмо», — доверительно говорит Минка. Чуть позже Лиз повторит эту фразу, а ночью проснется, чтобы съесть все до последнего кусочка. На утро Малкольм уедет к пациентке, а вот его гостью ждет полноценный трип.

Героиня погрузится в подозрительно реалистичные галлюцинации, сосредоточенные на смутных и пугающих женских фигурах

Таинственным названием «Крипер» обязан креативной вспышке русских прокатчиков. И несмотря на уже прозвучавшие насмешки, это недурное решение. Дело в том, что если бы исходное Keeper перевели как надо, картина стала бы более предсказуемой, а это здесь ни к чему. В нынешнем виде «Крипер» сохраняет интригу практически до конца — примерно так, как и задумывал его создатель Осгуд Перкинс.

По состоянию на 2025 год Перкинс находится в любопытной точке карьеры. С одной стороны, в 2024-м он выпустил «Собирателя душ», который стал народным хитом на многих территориях — в том числе и в России. Фильм ужасов о приходе в мир неодолимого зла с лицом Николаса Кейджа (предсказуемо) разошелся на мемы и собрал в мировом прокате 128 миллионов долларов (при бюджете в десять). В истории его создания есть мистический элемент: в промо-интервью Перкинс открыто говорил, что вдохновлялся печальными историями своих родителей. Папа Осгуда Энтони Перкинс — знаменитый Норман Бейтс из хичкоковского «Психо», который всю жизнь скрывал ориентацию и умер от СПИДа. Мама — актриса Берри Беренсон — погибла в одном из самолетов, разбившихся 11 сентября 2001 года.

В «Собирателе душ» Перкинс действительно будто бы освободился от груза прошлого, превратившись в увлеченного сказочника, для которого автопсихоанализ — всего лишь один из творческих инструментов

Для компании NEON «Собиратель душ» стал крупнейшим успехом за 7 лет существования, так что Перкинсу был выдан своеобразный картбланш. Со стороны кажется, что постановщику просто разрешили потратить заработанное на то, что он считает нужным.

Нынешний год открылся «Обезьяной» по мотивам коротенького рассказа Стивена Кинга про слепую неотвратимость смерти, иронично принявшей вид игрушечного барабанщика-шимпанзе. Перкинс изрядно переделал кинговский текст и снял свой самый кровавый и смешной фильм. «Крипер» же был сделан еще до «Обезьяны», которую в тот момент невозможно было запустить из-за забастовки гильдии сценаристов США. Съемочной группе «Собирателя душ» просто не хотелось расставаться, так что фильм был на скорую руку написан Ником Лепардом и снят минимальными средствами в Канаде. Американские критики уже обрушились на «Крипера» (49 процентов одобрения на RottenTomatoes) за грошовую интригу и общую необязательность.

Новую звезду хоррора закономерно пытаются осадить за излишнюю продуктивность, но эти нападки сопутствуют практически любому карьерному взлету

В конце концов, странно предъявлять заведомой безделушке обвинения в легковесности. Тем более, что во всех своих полнометражных работах Перкинс, с точки зрения композиции, никогда не претендовал на эпический размах, отстаивая право быть автором короткого, но емкого кинорассказа. Пожалуй, что и на этом фоне «Крипер» — режиссерский этюд, приглашение в мастерскую художника по цене билета в кино (или подписки на стриминговый сервис). Как полтора часа снимать в тесной хижине, чтобы не было скучно? Как скрыть, что сценарий написан настолько спешно, что представляет собой скорее конспект истории? В конце концов, насколько вообще важна история в жанре, который в лучших проявлениях обращается к бессознательному? Ответы на все эти преимущественно технические вопросы составляют подлинную сущность «Крипера», однако Перкинс сделал все возможное, чтобы и зритель не слишком заскучал в кресле.

Как и «Собиратель душ» или более ранний фильм Перкинса «Февраль», «Крипер» имеет ритуальную структуру. Его неспешный темп основан на том, что сюжетом руководят некие темные силы, воле которых герои вынуждены подчиняться — хотят они того или нет. Собственно, колючее, плохо вербализуемое ощущение присутствия нечистой силы всегда было безусловной ценностью фильмов Перкинса. Есть оно и в «Крипере», причем на сей раз подается как демонстративный прием, буквально сеанс черной магии с последующим разоблачением. Ограниченный со всех сторон постановщик вынужден держать внимание при помощи чисто механических решений — например, на периферии кадра здесь постоянно что-то движется в тревожном расфокусе. Однако есть и менее очевидные фокусы — например, кое-что интересное происходит с пресловутым бежевым кардиганом. Есть и что-то совсем неуловимое — просто из-за готовности Перкинса заполнить все доступное пространство яркими образами, сочетания которых иногда производят непредсказуемый эффект.

Надо сказать, что режиссер вообще раз за разом делает ставку именно на образы, а не на смыслы, которые куда сильнее подвержены инфляции и девальвации

Ближайший аналог «Крипера» — «Род мужской» Алекса Гарленда, который вышел в прокат летом 2022-го. У фильмов схожий антураж, но главное — общая отправная точка. В сущности, Перкинс и Гарленд осуществляют явку с повинной от лица белых цисгендерных мужчин, которые веками плохо обращались с женщинами. И, во-первых, когда за тебя просят такие достойные люди это почетно. А во-вторых, это безусловно наиболее остроумные примеры жанровой обработки неизменно нудной повестки, связанной с новой этикой и прочими модными хэштегами. У Перкинса, несмотря на закономерную неряшливость, получилось даже лучше и легче. В сущности послевкусие у «Крипера» примерно как у романтической комедии, только закономерно и уместно острее. Здесь есть над чем посмеяться, чему насторожиться и о чем поспорить — такие вещи часто сближают надежнее душевных порывов, секса и слез.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok