В российский прокат вышел фильм ужасов «Крипер» — уже третья за последние два года работа новой звезды страшного жанра Осгуда Перкинса после успевших стать культовыми «Повелителя душ» и «Обезьяны». Как породистый хоррормейкер решил напугать зрителей на этот раз, рассказывает материал «Ленты.ру».
Художница Лиз (Татьяна Маслани), кажется, наконец нашла хорошего мужика. Малкольм (Россиф Сазерленд) работает хирургом, носит благозвучную фамилию Уэстбридж и седую бороду. Неловкий восторг, который он испытывает перед Лиз, будит в едва остепенившейся богемной тусовщице нереализованные до сих пор материнские чувства. Роман аккуратно и вежливо разворачивается уже год, и вот Малкольм, наконец, зовет Лиз в свой загородный дом, предварительно презентовав ей подходящий для уикенда в глуши бежевый кардиган. На месте, впрочем, сразу начинаются странности.
- Дата выхода: 4 декабря
- Страна: США, Канада
- Продолжительность: 1 ч 39 мин
- Режиссер: Осгуд Перкинс
- В ролях: Татьяна Маслани, Россиф Сазерленд, Кетт Тортон, Иден Вайс
Посреди ужина в дом заваливается кузен и сосед Малкольма Даррен (Кетт Тортон). Пока мужчины шумно, но неразборчиво секретничают в соседней комнате, спутница Даррена Минка (Иден Вайс) на ломаном английском спрашивает у Лиз, успела ли она попробовать шоколадный торт. Перевязанную бечевкой коробку с тортом они с Малкольмом увидели, едва приехав, и хозяин дома назвал ее извинением наемной смотрительницы за плохую работу. «На вкус как дерьмо», — доверительно говорит Минка. Чуть позже Лиз повторит эту фразу, а ночью проснется, чтобы съесть все до последнего кусочка. На утро Малкольм уедет к пациентке, а вот его гостью ждет полноценный трип.
Героиня погрузится в подозрительно реалистичные галлюцинации, сосредоточенные на смутных и пугающих женских фигурах
Таинственным названием «Крипер» обязан креативной вспышке русских прокатчиков. И несмотря на уже прозвучавшие насмешки, это недурное решение. Дело в том, что если бы исходное Keeper перевели как надо, картина стала бы более предсказуемой, а это здесь ни к чему. В нынешнем виде «Крипер» сохраняет интригу практически до конца — примерно так, как и задумывал его создатель Осгуд Перкинс.
Кадр: фильм «Крипер»
По состоянию на 2025 год Перкинс находится в любопытной точке карьеры. С одной стороны, в 2024-м он выпустил «Собирателя душ», который стал народным хитом на многих территориях — в том числе и в России. Фильм ужасов о приходе в мир неодолимого зла с лицом Николаса Кейджа (предсказуемо) разошелся на мемы и собрал в мировом прокате 128 миллионов долларов (при бюджете в десять). В истории его создания есть мистический элемент: в промо-интервью Перкинс открыто говорил, что вдохновлялся печальными историями своих родителей. Папа Осгуда Энтони Перкинс — знаменитый Норман Бейтс из хичкоковского «Психо», который всю жизнь скрывал ориентацию и умер от СПИДа. Мама — актриса Берри Беренсон — погибла в одном из самолетов, разбившихся 11 сентября 2001 года.
В «Собирателе душ» Перкинс действительно будто бы освободился от груза прошлого, превратившись в увлеченного сказочника, для которого автопсихоанализ — всего лишь один из творческих инструментов
Для компании NEON «Собиратель душ» стал крупнейшим успехом за 7 лет существования, так что Перкинсу был выдан своеобразный картбланш. Со стороны кажется, что постановщику просто разрешили потратить заработанное на то, что он считает нужным.
Кадр: фильм «Крипер»
Нынешний год открылся «Обезьяной» по мотивам коротенького рассказа Стивена Кинга про слепую неотвратимость смерти, иронично принявшей вид игрушечного барабанщика-шимпанзе. Перкинс изрядно переделал кинговский текст и снял свой самый кровавый и смешной фильм. «Крипер» же был сделан еще до «Обезьяны», которую в тот момент невозможно было запустить из-за забастовки гильдии сценаристов США. Съемочной группе «Собирателя душ» просто не хотелось расставаться, так что фильм был на скорую руку написан Ником Лепардом и снят минимальными средствами в Канаде. Американские критики уже обрушились на «Крипера» (49 процентов одобрения на RottenTomatoes) за грошовую интригу и общую необязательность.
Новую звезду хоррора закономерно пытаются осадить за излишнюю продуктивность, но эти нападки сопутствуют практически любому карьерному взлету
В конце концов, странно предъявлять заведомой безделушке обвинения в легковесности. Тем более, что во всех своих полнометражных работах Перкинс, с точки зрения композиции, никогда не претендовал на эпический размах, отстаивая право быть автором короткого, но емкого кинорассказа. Пожалуй, что и на этом фоне «Крипер» — режиссерский этюд, приглашение в мастерскую художника по цене билета в кино (или подписки на стриминговый сервис). Как полтора часа снимать в тесной хижине, чтобы не было скучно? Как скрыть, что сценарий написан настолько спешно, что представляет собой скорее конспект истории? В конце концов, насколько вообще важна история в жанре, который в лучших проявлениях обращается к бессознательному? Ответы на все эти преимущественно технические вопросы составляют подлинную сущность «Крипера», однако Перкинс сделал все возможное, чтобы и зритель не слишком заскучал в кресле.
Кадр: фильм «Крипер»
Как и «Собиратель душ» или более ранний фильм Перкинса «Февраль», «Крипер» имеет ритуальную структуру. Его неспешный темп основан на том, что сюжетом руководят некие темные силы, воле которых герои вынуждены подчиняться — хотят они того или нет. Собственно, колючее, плохо вербализуемое ощущение присутствия нечистой силы всегда было безусловной ценностью фильмов Перкинса. Есть оно и в «Крипере», причем на сей раз подается как демонстративный прием, буквально сеанс черной магии с последующим разоблачением. Ограниченный со всех сторон постановщик вынужден держать внимание при помощи чисто механических решений — например, на периферии кадра здесь постоянно что-то движется в тревожном расфокусе. Однако есть и менее очевидные фокусы — например, кое-что интересное происходит с пресловутым бежевым кардиганом. Есть и что-то совсем неуловимое — просто из-за готовности Перкинса заполнить все доступное пространство яркими образами, сочетания которых иногда производят непредсказуемый эффект.
Надо сказать, что режиссер вообще раз за разом делает ставку именно на образы, а не на смыслы, которые куда сильнее подвержены инфляции и девальвации
Ближайший аналог «Крипера» — «Род мужской» Алекса Гарленда, который вышел в прокат летом 2022-го. У фильмов схожий антураж, но главное — общая отправная точка. В сущности, Перкинс и Гарленд осуществляют явку с повинной от лица белых цисгендерных мужчин, которые веками плохо обращались с женщинами. И, во-первых, когда за тебя просят такие достойные люди это почетно. А во-вторых, это безусловно наиболее остроумные примеры жанровой обработки неизменно нудной повестки, связанной с новой этикой и прочими модными хэштегами. У Перкинса, несмотря на закономерную неряшливость, получилось даже лучше и легче. В сущности послевкусие у «Крипера» примерно как у романтической комедии, только закономерно и уместно острее. Здесь есть над чем посмеяться, чему насторожиться и о чем поспорить — такие вещи часто сближают надежнее душевных порывов, секса и слез.










