Как поменять паспорт РФ в 2026 году: что нового, как получить документ с электронным чипом, сроки замены
Константин Николaев (внештатный автор)
Фото: РИА Новости
C 1 января 2026 года в российских паспортах появится новая отметка — идентификатор записи из Единого регистра населения (ЕРН), который заменит ИНН. Пока ставить эту отметку не обязательно и паспорт менять ради нее не потребуется. «Лента.ру» объясняет, что нужно для получения паспорта в 2026 году, как поменять главный документ всех россиян старше 14 лет и когда это необходимо сделать.
гражданин достиг 20-летнего или 45-летнего возраста;
изменились имя, фамилия или отчество;
изменились дата и место рождения;
изменился пол;
изменилась внешность;
отсутствуют листы;
данные не читаются;
сделана ошибка в записях;
больше нет места для отметок и штампов;
документ утерян или украден.
30
дней
дается на подачу заявления и документов. При достижении 14-летнего, 25-летнего или 45-летнего возраста это надо сделать в течение 90 дней
Штрафы
Законы РФ не допускают проживание без документов, удостоверяющих личность. Поэтому, если сроки подачи заявления на замену паспорта пропущены, на гражданина будет наложен штраф:
в остальных субъектах федерации — от 2000 до 3000 рублей.
За умышленное уничтожение, порчу или небрежное хранение документа предусмотрены:
предупреждение;
штраф от 100 до 300 рублей.
Паспорт считается испорченным, когда:
не читаются отметки и штампы;
порваны и испачканы страницы;
документ размок;
документ подвергся химическому воздействию;
документ обгорел;
в документе стоят отметки, которых быть не должно.
«Помню случай в моей практике, который произошел еще в 80-е годы прошлого века, — рассказала «Ленте.ру» бывшая сотрудница советского паспортного стола Зинаида Пушкарева. — Молодой человек по фамилии Юдаев решил пошутить и черной тушью поставил две точки над буквой "е" в своей фамилии. И тут же стал совершенно другим гражданином — Юдаёвым. Причем все документы-то у него были на "прежнюю" фамилию. Паспорт подлежал замене — пришлось платить штраф за умышленную порчу и менять его».
Справка
В СССР паспорт чаще всего служил всю жизнь: по достижении возраста 25 и 45 лет на специальные страницы вклеивались фотографии, без которых документ считался недействительным.
1/1Фото: Александр Река / ТАСС
Основания для отказа в получении паспорта
Основания для отказа тем, кто собирается подать заявление на замену паспорта, перечислены в Пункте 27 Положения о паспорте. Это:
недостижение 14-летнего возраста;
недостижение 20-летнего или 45-летнего возраста для замены паспорта;
несоблюдение требований к форме и содержанию заявления;
непредоставление необходимых документов;
несоответствие сведений в заявлении и в документах;
предоставление документов и фотографий неустановленного образца;
предоставление поддельных или недействительных документов;
несоблюдение требований при подаче (за исключением подачи заявления на портале «Госуслуги»).
1/1Фото: Владимир Гердо / ТАСС
Как получить новый паспорт: инструкция
Госпошлина
Для получения паспорта сначала нужно оплатить государственную пошлину, которая взимается службой по вопросам миграции МВД РФ. Размеры госпошлины:
при утрате, краже, порче паспорта — 1 500 рублей;
все остальные случаи — 300 рублей.
Оплатить пошлину можно:
в банкомате любого банка (если заявление подается в подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации);
на портале «Госуслуги» (после подачи заявления);
в специальном терминале (в центре госуслуг «Мои документы»).
1/1Фото: Александр Подгорчук / Коммерсантъ
Фотография
Второй шаг перед тем, как подать заявление на замену паспорта или его получение, — сделать фото. Это должны быть два снимка, размером 3,5 на 4,5 сантиметра. К фотографии (в том числе биометрической) предъявляются стандартные требования:
фото может быть как цветным, так и черно-белым;
фон однотонный, без теней, при дневном свете;
голова и плечи занимают 70-80 процентов снимка;
верхнее поле должно быть свободным и занимать 4-6 миллиметров;
фото должно соответствовать возрасту;
ретушь или фотошоп не допускаются;
выражение лица должно быть нейтральным;
глаза видны отчетливо.
В очках можно сфотографироваться, если вы их постоянно носите. Солнцезащитные очки и толстые оправы не допускаются.
По религиозным соображениям можно сфотографироваться в платке, не закрывающем овал лица. В остальных случаях головные уборы не допускаются
За всю историю нашей страны был лишь один человек, которому в качестве исключения разрешили фото на паспорт в головном уборе — это народный артист СССР, знаменитый танцовщик Махмуд Эсамбаев, вне сцены он никогда не снимал папаху.
Подача заявления
Есть три способа подать заявление на получение паспорта:
очно в МФЦ «Мои документы»;
очно в местном подразделении по вопросам миграции МВД РФ;
в электронном виде через портал «Госуслуги» (оригиналы документов потом придется предоставить в Министерство внутренних дел Российской Федерации).
При хищении или утрате паспорта заявление о его восстановлении можно подать только в подразделение МВД по вопросам миграции
Документы в 14 лет
Подать заявление и документы на первый в жизни паспорт необходимо в течение 90 дней с даты наступления 14-летия. «Если срок будет пропущен, родителей могут оштрафовать», — предупредила в беседе с «Лентой.ру» доцент Финансового университета при правительстве РФ, кандидат юридических наук Оксана Васильева.
Список документов:
заявление;
свидетельство о рождении;
документы воинского учета (если есть);
фото;
квитанция об уплате госпошлины.
Документы в 20 и 45 лет
Список документов:
заявление;
старый паспорт (если не утерян и не украден);
фото;
квитанция об оплате госпошлины;
документы воинского учета (если состоите);
документы о заключении/расторжении брака (при наличии и желании);
свидетельства о рождении детей младше 14 лет (при наличии и желании).
1/1Фото: Константин Михальчевский / РИА Новости
Документы при получении гражданства РФ
При принятии гражданства Российской Федерации иностранцам или лицам без гражданства в подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации для получения паспорта надо предоставить следующие документы:
заявление;
иностранное свидетельство о рождении или заменяющий его документ, выданный компетентным органом;
иностранный документ, подтверждающий личность;
квитанция об уплате пошлины;
фото;
документы воинского учета (при наличии);
документы о заключении/расторжении брака (при наличии и желании);
свидетельства о рождении детей младше 14 лет (при наличии и желании).
«Иностранные документы должны быть переведены на русский язык, нотариально заверены, легализованы или иметь апостиль», — напомнил юрист Илья Прудников.
1/1Фото: Алексей Сухоруков / РИА Новости
Документы при хищении или утере паспорта
Для начала надо обратиться в полицию с заявлением и получить там талон-уведомление.
Необходимые документы:
заявление о выдаче паспорта;
заявление с указанием обстоятельств утраты документа;
талон-уведомление;
фото;
квитанция об оплате госпошлины;
документы воинского учета (если состоите);
документы о заключении/расторжении брака (при наличии и желании);
свидетельства о рождении детей младше 14 лет (при наличии и желании).
Документы при порче паспорта
Документы для замены испорченного паспорта:
заявление;
паспорт, подлежащий замене;
фото;
квитанция об уплате пошлины.
Если паспорт подлежит замене из-за обнаружения ошибок, необходимо представить документ, который содержит верные сведения и написать заявление о внесении исправлений
Особые случаи
1/1Фото: Петр Ковалев / ТАСС
Дополнительные документы, которые требуются в случае перемены:
имени — свидетельство об этом;
даты и места рождения — решение суда об установлении истинных персональных данных;
пола — свидетельство об этом;
внешности — новые фотографии.
Сроки изготовления и получения
в течение
5
рабочих дней
производится оформление паспорта
При подаче заявления и документов через МФЦ «Мои документы» паспорт изготавливается в указанный срок, а затем в течение еще трех календарных дней передается в районное отделение МФЦ.
При подаче заявления и документов в электронном виде через портал «Госуслуги», через него же Министерство внутренних дел Российской Федерации пригласит заявителя в территориальный орган ведомства (отдел полиции) для получения паспорта. Тогда этот документ оформляется в день обращения в отделение полиции.
При получении паспорта важно проверить корректность всех содержащихся в нем данных. После проверки на второй странице бланка паспорта необходимо поставить личную подпись.
В случае физической невозможности поставить подпись над подстрочной чертой «Личная подпись» ставится прочерк
Виды и альтернативы паспорта
Электронный паспорт
Сейчас россияне могут выбрать, какой паспорт получать — обычный бумажный или с электронным носителем. В Положении о паспорте есть пункт, где говорится о документе, содержащем биометрические персональные данные владельца в электронном виде.
Электронными новые паспорта с чипами можно назвать лишь условно. Они похожи на 10-летние заграничные паспорта, которые выдаются с 2006 года, где также используется биометрия — цветное цифровое изображение лица и папиллярные узоры двух пальцев рук.
1/1Фото: Виктор Антонюк / РИА Новости
Временное удостоверение
Раньше временное удостоверение личности на период оформления нового паспорта выдавалось лишь по просьбе гражданина. Теперь же выдача осуществляется в обязательном порядке всем, кроме достигших 14 лет, которые до выдачи паспорта продолжают использовать свидетельство о рождении.
«Временное удостоверение по юридической силе фактически приравнено к общегражданскому паспорту», — пояснил специалист по гражданскому праву Илья Прудников.
По временному удостоверению можно:
приобретать авиа- или железнодорожные билеты для путешествий внутри страны;
осуществлять различные банковские операции (кроме получения кредита);
совершать операции с недвижимостью (при согласии второй стороны);
представлять свои интересы в суде.
«Во временном удостоверении указываются основные данные старого паспорта, — уточнил Илья Прудников. — А вот информации, например, о семейном положении гражданина или месте его регистрации, там нет. Кроме того, действует такое удостоверение исключительно на территории России. Поэтому существуют ограничения на некоторые действия с этим документом».
По временному удостоверению личности нельзя:
выехать за границу;
совершить транзит через территорию другой страны;
совершить перелет на международных рейсах;
заключить или расторгнуть брак;
зарегистрироваться по месту проживания;
получить загранпаспорт и водительское удостоверение;
По временному удостоверению не могут привлечь к административной ответственности, поскольку в нем не указана регистрация по месту жительства
1/1Фото: Maxim Shemetov / Reuters
«Госуслуги» вместо паспорта
Сейчас в России поэтапно внедряют цифровой паспорт — возможность предъявлять вместо бумажного документа QR-код. Это так называемый Цифровой ID, который пока можно использовать только через мессенджер МAX. Генерация кода доступна только на одном устройстве. При смене смартфона потребуется удалить старый и создать новый.
С 30 сентября 2025 года россияне могут показывать Цифровой ID:
при покупке алкоголя и сигарет;
при посещении театров, музеев и других культурных учреждений;
при входе на объекты юридических лиц. Например, если вам нужно попасть в офис, куда вход по паспорту. Исключение — организации критической информационной инфраструктуры;
при получении и отправке почты.
Планируется, что вскоре показывать цифровой паспорт позволят напрямую из приложения «Госуслуги»
С 29 декабря 2025 года показывать цифровой паспорт можно в финансовых организациях — банках и страховых компаниях, а также для некоторых услуг в МФЦ. Есть исключения: например, если по закону для операции требуется предъявить именно бумажный документ. Банкам может потребоваться сначала идентифицировать клиента в своем установленном порядке.
По планам, цифровой паспорт разрешат использовать в медицине, транспорте и туризме.
1/1Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости
Последние изменения в паспорте
Штамп с идентификатором из ЕРН
С 2026 года в документ можно по желанию поставить отметку с идентификатором записи из Единого регистра населения (ЕРН). Его присваивают один раз на всю жизнь. Это код из 12 цифр, по которому государственные службы получают информацию о гражданине из разных реестров. Номер ЕРН объединяет внутриведомственную информацию: ИНН — только налоговый номер, СНИЛС — только страховой, а это — все вместе.
При этом СНИЛС и ИНН не отменяют, паспортами с пометками о них можно продолжать пользоваться.
Бланк нового образца
В 2024 году обновили образец бланка паспорта гражданина Российской Федерации. Бланки паспортов, напечатанные до 6 января 2024 года, когда вступило в силу правительственное постановление, будут использоваться наравне с новыми, пока не закончатся.
Новый паспорт состоит из обложки и 20 страниц с водяным знаком «РФ», но пронумерованы только 14 из них.
Описание страниц
1-я имеет цветное изображение герба РФ, под которым напечатано «Паспорт гражданина Российской Федерации».
2-я имеет верху по центру слова «Российская Федерация», а ниже графы: паспорт выдан, дата выдачи, код подразделения, личный код, личная подпись. Под ними находятся подстрочная черта для подписи руководителя подразделения по вопросам миграции МВД, выдавшего паспорт, и место для печати.
3-я содержит сведения о личности гражданина. Три четверти занимает фото 35x45 миллиметров, а справа находятся реквизиты: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения.
С 5-й по 12-ю проставляются отметки о регистрации гражданина и снятии с регистрационного учета по месту жительства.
13-я посвящена отношению к воинской обязанности.
14-я и 15-я имеют отметку «Семейное положение» и предназначены для записи актов гражданского состояния.
16-я и 17-я содержат сведения о детях.
18-я и 19-я могут содержать отметки о группе крови и резус-факторе, ИНН и прочие необязательные сведения о владельце паспорта.
20-я содержит «Извлечение из Положения о паспорте гражданина Российской Федерации».