
Комфорт, скорость и «бесшовность». Какой станет транспортная система страны?
17:25, 11 декабря 2025Изображение: АНО «Национальные приоритеты»Стартовавший в этом году национальный проект «Эффективная транспортная система» объединил важнейшие транспортные направления, развитие которых позволит пассажирам и грузам безопаснее и быстрее перемещаться по стране. В результате появится «бесшовная» транспортная система, которая даст дополнительные стимулы для дальнейшего развития отечественной экономики. Подробнее о планах по развитию транспортной системы России до 2030 года, — в материале «Ленты.ру».
По нацпроекту реконструируются и строятся гидротехнические сооружения на реках, развиваются морские порты и железнодорожные подходы к ним, строятся ледоколы для Северного морского пути, модернизируются аэропорты, реализуются проекты по цифровизации отрасли, для подготовки кадров в образовательных учреждениях транспортного комплекса обновляется тренажерная база и парк учебных судов.
Под стук колес
Добраться практически из центра Москвы в Санкт-Петербург примерно за два часа — уже не кажется фантастикой. Через несколько лет это станет реальностью — в 2028 году запустят первую в стране высокоскоростную железнодорожную магистраль (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург. Маршрут пройдет по Ленинградской, Московской, Новгородской и Тверской областям.
Для создания реализации первой линии ВСМ уже создают железнодорожную инфраструктуру и новый высокоскоростной поезд, который сможет развивать скорость до 400 километров в час реализации первой линии ВСМ

Изображение: АНО «Национальные приоритеты»
Сам по себе проект играет существенную роль в развитии промышленности и новых технологий. «Проект важен тем, что мы должны научиться строить поезд и полотно так, чтобы они работали как единое целое. Безусловно, вклад в бюджет страны и в ВВП будет огромным», — отметил вице-премьер Виталий Савельев.
Россия подтверждает, что способна реализовывать инфраструктурные проекты самого высокого уровня. «Важно понимать, что ВСМ — это не просто проект дороги или поезда. Это инновационный проект с точки зрения технологий. В таком климате, как у нас, ВСМ пока никто еще не строил. Поэтому мы создаем собственные технологические решения, опираясь на лучшие мировые практики, но разрабатывая их с учетом российских реалий», — сказал министр транспорта России Андрей Никитин.
Именно за счет таких решений меняется не только скорость поездок, но и вся конфигурация транспортных потоков между двумя столицами и прилегающими регионами. «Мы решаем комплексно задачу между Москвой и Санкт-Петербургом. После реализации проекта мы получим дополнительные возможности перевозки не только пассажиров, но и грузов», — сказал генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров.
Новые железнодорожные пути для ВСМ уже строят на участках в Московской и Тверской областях
Новые железнодорожные пути для ВСМ уже строят на участках в Московской и Тверской областях. Полным ходом идут работы и по производству поезда. В Верхней Пышме на заводе «Уральские локомотивы» в сентябре начали сварку первого кузова для ВСМ. Поезд будет состоять более чем из 15 тысяч деталей и компонентов, значительная часть которых уникальна для России. Например, корпус аэродинамической формы с минимальным коэффициентом сопротивления изготавливается из экструдированного алюминиевого профиля. Это позволяет снизить нагрузку на верхнее строение пути за счет уменьшения веса.
«Мы выходим на совершенно другой уровень производства, и это определенный вызов для нашей промышленности, с которым она хорошо справляется. Отечественные технологические решения очень впечатляют. И благодаря строительству ВСМ наша промышленность получает очень много новых технологий мирового уровня», — рассказал «Ленте.ру» президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.
Протяженность российской сети ВСМ должна превысить 4,5 тысячи километров. Ключевые направления: первая линия ВСМ Москва — Санкт-Петербург, восточное и южное сообщение, а также международная магистраль в Минск.
«Чтобы система ВСМ была эффективна, она должна включать не одно направление, а комплексную сеть, которая свяжет между собой основные города-миллионники в европейской части России. И проект, который сейчас начат лишь первый в череде направлений, которые предстоит реализовать в ближайшие годы», — заявил «Ленте.ру» президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой.
На взлет
Цель нацпроекта — к 2030 году повысить авиационную подвижность (среднее число полетов на жителя) страны не менее чем на 50% по сравнению с 2023 годом. Для этого развивают инфраструктуру аэропортов, чтобы сделать авиасообщение более комфортным и доступным для путешественников.
«Один из основных инструментов, с помощью которого Минтранс, Росавиация и в целом отрасль решают поставленную задачу — это формирование наземной инфраструктуры, то есть, должен быть достаточный объем аэропортовых объектов, соответствующих требованиям по безопасности полетов и обеспечивающих достаточный объем пропускной способности», — рассказал «Ленте.ру» исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
В планах к 2030 году по нацпроекту «Эффективная транспортная система» модернизируют не менее свыше 75 авиагаваней. После модернизации аэропорты смогут принимать более крупные самолеты, а их маршрутная сеть расширится. Появится больше возможностей для прямого межрегионального сообщения — без пересадки в Москве. Это значит, что будет летать больше людей, причем более дальними рейсами, а не только внутри региона.
С 2019 года по 2024 годы уже обновлено 35 воздушных гаваней. И это повлияло на пассажиропоток. За 9 месяцев 2025 года российские авиакомпании перевезли почти 84 миллиона пассажиров, из 63 миллиона человек на внутренних авиалиниях — все больше людей выбирают путешествия внутри страны, а восстановление в этом году полетов в Геленджик и Краснодар открыло ранее утраченные возможности для развития внутреннего туризма и деловых поездок.

Изображение: АНО «Национальные приоритеты»
Скоро более комфортным станет путешествие в столицу республики Марий Эл Йошкар-Олу. Тут по нацпроекту модернизируют инфраструктуру аэропорта: строят новое здание командно-диспетчерского пункта с аварийно-спасательной станцией и автоматизированной системы связи, делают новую метеостанцию, меняют светосигнальное оборудование и системы радиотехнического обеспечения полетов, а главное, реконструируют взлетно-посадочную полосу и рулежные дорожки. После реконструкции взлётно-посадочной полосы аэропорт сможет принимать более вместительные воздушные суда. Это, в свою очередь, увеличит пассажиропотоки расширит маршрутную сеть воздушной гавани.
Большое внимание уделяется аэропортам Дальнего Востока, тут модернизируют 25 аэропортов. Регион является стратегически важным для страны
Аэропорты Дальнего Востока уже обслуживают более 14 миллионов пассажиров в год. Только в первом полугодии 2025 года пассажиропоток в ДФО вырос на 7 процентов, а внутренние перелеты увеличились на 4,2 процента. Но модернизация затронет и небольшие региональные воздушные гавани.
Так, в аэропорту Братска уже введен в эксплуатацию перрон для стоянки воздушных судов. Готова новая аварийно-спасательная станция. Еще в аэропорту строят рулежные дорожки, расширяют разворотную площадку на взлетно-посадочную площадку, после на ней установят новое светосигнальное оборудование.
В речном режиме
Протяженность внутренних водных путей России составляет более 100 тысяч километров. Одно из направлений работы нацпроекта — развитие внутренних водных путей. Работы ведутся не только в части строительства и модернизации гидротехнических сооружений, но и по дноуглублению, расчистке русел рек и укреплению берегов. Все это позволит увеличить пропускную способность и повысить безопасность судоходства.
Внутренний водный транспорт — один из самых экологичных и экономичных видов транспорта, который занимает устойчивую и важную нишу в транспортной системе России
Развитие внутренних водных путей способствует и развитию внутреннего водного туризма. Жители России стали чаще путешествовать по реке. За 9 месяцев перевезено уже 11,1 млн человек. Это на 20,5 процента больше, чем за тот же период прошлого года.
Сегодня круизные перевозки обеспечиваются 110 судами по 400 маршрутам. «Наша общая задача — интегрировать внутренний водный транспорт в единую транспортную сеть страны, максимально используя его преимущества для перевозки грузов на дальние расстояния. Предстоит сделать речные путешествия еще более привлекательными и снизить логистические расходы наших компаний. Это вернет речному транспорту конкурентные позиции и будет способствовать устойчивому развитию регионов», — сказал Андрей Никитин.
Для устранения «узких мест» на реках ведется масштабная работа по модернизации гидротехнических сооружений.
Полным ходом идут работы по модернизации Перервинской плотины на Москве-реке. Через сооружение ежегодно проходит от 1400 до 2900 миллионов кубометров воды. Благодаря этому в среднем за год через шлюз гидроузла «Перерва» проходит около 700 грузовых и 800 пассажирских судов, перевозится 300 тысяч тонн грузов и 15,5 тысячи пассажиров.

Изображение: АНО «Национальные приоритеты»
Масштабные работы также проходят на Багаевском и Городецком гидроузлах после их завершения пропускная способность на Нижнем Дону и на Волге увеличится. Например, после завершения строительства на Багаевском гидроузле, судоходство на самом мелководном участке Нижнего Дона на протяжении 85 километров глубина дна составит 4 метров, что позволит проходить по реке более крупным судам. Пропускная способность участка увеличится с 12 до 19 миллионов тонн грузов.
Реконструкция Городецкого гидроузла ликвидирует «узкие места» на Волге, что позволит увеличить объемы грузовых речных перевозок, так как пропускная способность гидроузла вырастет с 3,6 миллиона до 20 миллионов тонн.
«Я вижу большие перспективы и у туристического круизного бизнеса. Здесь есть огромные заделы, и в ближайшие годы мы увидим серьезное развитие именно речного круизного туризма в Российской Федерации», — сказал «Ленте.ру» президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой. По его словам, в рамках нацпроекта будет создаваться на реках единая глубоководная система, что позволит развивать как пассажирские перевозки, так и наращивать объем грузовых перевозок.
Морских путей начало
По нацпроекту модернизируется и инфраструктура морских портов, в том числе железнодорожные подходы к ним. Это необходимо, чтобы нарастить грузоперевозки и увеличить экспортные мощности страны. Для этого модернизируют и строят объекты инфраструктуры, в том числе причалы для погрузки- разгрузки, стоянки и обслуживания судов, а также терминалы для операций с грузами. В этом году мощность морских портов страны выросла на 18,5 млн тонн.
В рамках Транспортной недели состоялся запуск движения по двум главным путям на участке Северо-Кавказской железной дороги от блокпоста Кирилловский до парка «Нижний» — это часть крупного инфраструктурного проекта по развитию Новороссийского транспортного узла. Строители уложили 6 километров путей, построили 4 путепровода и 3 моста. Это позволит устранить узкие места на подходах к Новороссийскому порту. По итогам реализации всего проекта провозная способность Новороссийского транспортного узла вырастет до 43 миллионов тонн в год.

Изображение: АНО «Национальные приоритеты»
«Перерабатывающих мощностей морских портов сегодня у нас достаточно, — говорит президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. — Но не везде есть возможность подвезти к ним груз по наземной инфраструктуре — железной дороге или автомобильным транспортом. Поэтому важно говорить о развитии именно подходов к портам. Есть малые порты, которым также требуется определенное развитие».
К 2030 году будут завершены мероприятия, по результатам которых совокупная мощность российских морских портов составит более 200 миллионов тонн.
Большой Северный морской путь
На Арктическую зону приходится свыше четверти территории Российской Федерации. Здесь живут и работают почти два с половиной миллиона человек. По экспертным оценкам, на этой территории формируется 7 процентов ВВП страны и около 11% экспорта.
Один из важнейших проектов развития Арктики — Большой Северный морской путь (СМП).
За последние десять лет грузопоток Севморпути вырос на порядок. Если в 2014 году по нему было перевезено всего четыре миллиона тонн грузов, то в прошлом году — почти 38 миллионов тонн. Это в пять раз больше рекорда советского времени. К 2030 году грузопоток планируется нарастить до 100 миллионов тонн.
Глобальная цель — трансформировать СМП в глобальный Трансарктический транспортный коридор — комплексную систему морских, железнодорожных и автомобильных маршрутов, соединяющих Европу и Дальний Восток
«Нам предстоит не только прокладывать надежные и безопасные морские маршруты в Арктике и выходить на круглогодичную работу Трансарктического коридора. Впереди большая работа и «на берегу», — сказал заместитель министра транспорта РФ Константин Пашков.
Сегодня в распоряжении России 43 ледокола, включая 8 атомоходов, 12 аварийно-спасательных судов. В том числе универсальные атомные ледоколы проекта 22220. Сейчас они обеспечивают проводку порядка тысячи судов в год. К 2030 году ледокольный флот пополнят ледоколы проекта 22220 «Чукотка», «Сталинград», «Ленинград» и мощнейший в мире головной атомный ледокол «Россия» проекта 10510 «Лидер».
Параллельно модернизируется портовая инфраструктура. Развитие ледокольного флота сделает перевозки грузов по Трансарктическому коридору конкурентоспособными по цене и востребованными для рынка и бизнеса.
На границе
Одним из приоритетных направлений развития всего транспортного комплекса стало совершенствование системы пунктов пропуска через границу. К 2030 году на ключевых направлениях будет построено и реконструировано 27 погранпереходов. Это создаст комфортные условия как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для обычных путешественников.
За девять месяцев текущего года количество грузовых авто, пересекших 107 автомобильных пунктов пропуска, выросло на 4 процента. Высокие темпы отмечены на российско-китайском участке границы. Количество грузовых транспортных средств, которые пересекли его за девять месяцев 2025 года, выросло на 22 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В июне этого года в автомобильном пункте пропуска Тагиркент-Казмаляр, расположенном на границе с Азербайджаном, проводится экспериментальное моделирование проезда с применением интеллектуальных систем. Это комплекс технических и информационных систем, который позволит автоматически собирать, хранить и анализировать информацию о людях, транспортных средствах и грузах, которые пересекают государственную границу. Внедрение таких решений поможет сократить время досмотра на границе.
На границе с Китаем строится первая в мире трансграничная канатная дорога в составе пешеходного пункта пропуска Благовещенск-1. Пункт заработает в 2026 году, а его пропускная способность составит до 2,5 миллиона пассажиров в год
Не забудут и про границу с Казахстаном, который вошел в топ-3 самых популярных направлений путешествий за рубеж для россиян. Только в прошлом году общий туристический поток составил более 4,8 миллиона поездок. И для дальнейшего развития сотрудничества необходимы комфортные условия пересечения границы.
В частности, уже идет реконструкция автомобильного пункта пропуска Бугристое в Челябинской области. После завершения работ его пропускная способность увеличится в 2 раза и составит 4 тысячи транспортных средств в сутки. Здесь к 2028 году предстоит обустроить 32 полосы движения, а также построить вспомогательную инфраструктуру.
В целом к 2030 году планируют увеличить общую пропускную способность автомобильных пунктов — до 19,6 миллиона машин в год, железнодорожных коридоров — до 52,7 миллиона тонн. А стандартное время досмотра грузового транспорта на границе сократится до 10 минут.
Что впереди
В фокусе нацпроекта также цифровая трансформация и кадровое обеспечение отрасли. Сейчас создаются цифровые сервисы для анализа фактических и прогнозных объемов грузовых перевозок, формирования предложений по перспективным инвестиционным проектам с учетом транспортных, социальных и экономических эффектов. Помимо экономии времени станет проще просчитать оптимальный маршрут для груза с учетом разных видов транспорта и времени года.
Также специалисты продолжают внедрять современные решения в документооборот. Один из инструментов - Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Она обеспечивает прием, обработку и хранение юридически значимых электронных перевозочных документов, а также их оперативное предоставление контрольно-надзорным органам.
Сейчас участники транспортной отрасли могут воспользоваться ГИС ЭПД и или по-прежнему возить с собой бумажные документы. В целом сервис позволяет сократить издержки, в том числе на печати и содержании бумажного архива, ускорить взаиморасчеты и, в итоге, логистику. Каждый месяц в системе оформляется более 1,5 миллиона документов, и это количество постоянно растет. На 11 сентября 2025 года в системе оформлено свыше 25 миллионов документов. С 1 сентября следующего года такой электронный документооборот станет обязательным.
Если говорить в цифрах о кадрах, то в настоящее время в транспортной сфере работает 4,8 миллиона человек. Еще более 250 тысяч студентов сегодня обучаются в образовательных учреждениях транспортного комплекса, а с учетом дополнительного образования — порядка полумиллиона человек.
Скоро они усилят флот, авиацию, железнодорожный, морской и речной транспорт. Они помогут продолжить масштабные работы по развитию отрасли, чтобы развивалась единая система, где автомобильные, воздушные, железнодорожные, морские и речные пути дополняют и усиливают друг друга
«В результате реализации нацпроекта уровень комфорта передвижения для простого гражданина будет повышен. Мы получим развитую транспортную систему по всем направлениям: авиационный, железнодорожный транспорт, внутренние водные пути и круизный морской туризм. Это улучшит жизнь, а социальная среда стать более человекоцентричной», — резюмировал Павел Иванкин.
«Важный для населения вопрос — это обеспечение его мобильности. Поэтому основное, что получат люди в результате реализации нацпроекта, дополнительные возможности для своих перемещений, что не в последнюю очередь влияет на качество жизни», — подчеркнул Владимир Косой.


