Спорт
14:45, 14 февраля 2026

«Это неприятное чувство» Провал фаворита, неожиданное золото и сомнительное судейство. Как прошел турнир фигуристов-одиночников?

Андрей Стрельцов (Редактор отдела «Спорт»)
Фото: Ulrik Pedersen / NurPhoto via Getty Images

Турнир фигуристов-одиночников на Олимпиаде-2026 в Италии выдался самым безумным за многие годы. Американец российского происхождения Илья Малинин, которому пророчили золотую медаль оглушительно провалился, а победу сенсационно одержал представитель Казахстана Михаил Шайдоров. Россиянин Петр Гуменник выдал феноменальный прокат в произвольной программе, но стал только шестым из-за, мягко говоря, спорного судейства. «Лента.ру» — подробнее о том, что творилось в ледовом дворце под Миланом.

«Меня место не волнует»

Короткую программу спортсмены представили 10 февраля, и ее итоги не предвещали ничего сенсационного. Малинин четко выполнил сложнейшие элементы, получил за свой прокат 108,16 балла и предсказуемо стал лидером. Перед стартом произвольной у американца был комфортный отрыв в пять баллов от главного конкурента – японца Юмы Кагиямы. Тот сорвал один из прыжков и расположился на втором месте. Тройку сильнейших замкнул француз азиатского происхождения Адам Сяо Хим Фа.

У России был свой представитель в мужском одиночном катании — Петр Гуменник. 23-летний спортсмен, если не считать олимпийскую квалификацию, дебютировал на международных соревнованиях на взрослом уровне и сразу столкнулся с серьезнейшим испытанием.

На олимпийском квалификационном турнире и российских стартах Петр катал короткую программу под музыку из фильма «Парфюмер», но буквально за несколько дней до старта Игр организаторы не одобрили использование этой композиции из-за отсутствия у россиянина авторских прав. Музыку пришлось экстренно менять, что не могло не сказаться на качестве проката Гуменника в короткой программе.

Тем не менее он практически справился с волнением и выдал достойный прокат, набрав 86,72 балла.

Гуменник допустил ошибку в одном из прыжков, а также мог бы набрать больше баллов за компоненты, если бы не история с музыкой.

Отставание Гуменника от топ-5 перед стартом произвольной программы не было критичным, а сам спортсмен, как и многие российские тренеры и специалисты, призывал не думать об итоговом месте.

«Для меня Петя минимум с медалью»

К произвольной программе Гуменник подошел в идеальном психологическом состоянии. Спортсмен заявил вторую по сложности компонентов программу после Малинина и блестяще с ней справился. Почти все четверные и сложнейшие каскады исполнялись идеально, ну а с вращениями и дорожками у Петра проблем не было никогда. Судьи поставили ему очень приличные 184.49 балла, но многие в России сочли такие оценки заниженными.

Среди критиков хореограф и постановщик программ группы Этери Тутберидзе Даниил Глейхенгауз. В прямом эфире Okko он рассказал, что изучил судейские оценки всех фигуристов и пришел к выводу, что Гуменник должен был завоевать серебряную медаль.

«Компоненты 80 баллов он получил при чистейшем прокате. У него не было ни степ-аутов, ни дедакшенов, он получил компоненты 80. Великие спортсмены Илья Малинин и Адам Сяо Хим Фа за свои сорванные полностью произвольные программы компоненты получили выше, чем Петя. Это не совсем правильно, так не должно это работать. Для меня Петя минимум с медалью», — заявил Глейхенгауз.

Еще после короткой программы болельщики и журналисты обратили внимание на странный разброс в оценках судей. К примеру, рефери из Азербайджана Юрий Клошников поставил Гуменника на четвертое место, а канадская судья Леанна Кэрон — аж на 19-е. После произвольной программы последняя столкнулась с травлей в соцсетях, болельщики Гуменника обвинили ее в краже медали у спортсмена.

«Я плохо вижу и не понял, что победил»

Прокат Гуменника в произвольной программе открывал предпоследнюю разминку, и после Петра на льду начали твориться удивительные вещи. Канадец Стивен Гоголев также выдал лучший прокат в сезоне и обошел россиянина, но лидером он тоже оставался недолго.

Казахстанский фигурист Михаил Шайдоров, расположившийся на пятом месте после короткой программы, идеально выполнил все сложнейшие элементы и забрался на первую строчку.

За свой прокат он получил внушительные 198,64 балла.

На момент получения Шайдоровым оценок никто особенно не думал не то что о его победе, но даже о медали. Дело в том, что главные фавориты закрывали соревнования и при условии выступления на своем уровне должны были обойти фигуриста из Казахстана по сумме двух программ. Но эти самые фавориты как будто сговорились. Адам Сяо Хим Фа и Юма Кагияма соревновались не в качестве прыжков, а в количестве падений.

По итогам такого перфоманса француз вылетел за пределы топ-5, а японец оказался на промежуточном втором месте, уступив по сумме баллов Шайдорову. Фигурист из Казахстана сидел на специальном кресле для лидера под прицелом камер в абсолютной прострации, не понимая, что происходит. Михаил пытался осознать, что только что стал серебряным призером Олимпиады.

С серебром его поздравила и заслуженный тренер СССР по фигурному катанию Татьяна Тарасова, комментировавшая на Okko соревнования одиночников. Допустить, что у завершавшего турнир Малинина может что-то пойти не так, не мог никто.

Американец начал прокат с идеально исполненного четверного лутца, а вот что было дальше — не понимает пока никто, включая самого Илью.

Малинин упал еще с одного четверного лутца и с двойного сальхова, а также сделал три грубые ошибки — на акселе, риттбергере и сальхове.

Такого феноменального по своему ужасу проката американцу не хватило не то что для золотой медали, которая уже фактически висела на его шее, но даже для попадания в топ-3. Сумма 264,49 балла под гробовое молчание ледового дворца отправила главного фаворита сразу на восьмое место!

«Это неприятное чувство, и я до сих пор пытаюсь понять, что именно произошло. Я не могу изменить результат. Конечно, многие бы вернулись назад и все изменили, если бы могли. В моей жизни было много взлетов и падений, и в тот момент все казалось просто невыносимым, и я не знал, как с этим справиться», — заявил Малинин.

Шайдоров же после объявления оценок Малинина некоторое время сидел все в той же прострации и вглядывался в табло. Казахстанец не мог поверить, что лидер мирового фигурного катания самолично отдал ему золотую медаль. К чести Ильи, он сразу же подошел к Шайдорову и нашел в себе силы поздравить соперника.

«Очень болел за Илью Малинина. Удивительно, что он начал ошибаться. Он редко это делает. Старался его поддерживать. Думал, что он выиграет Олимпиаду. Я плохо вижу, сначала даже не понял, что произошло и что я победил. Сказал Малинину после его выступления, что это невероятно — кататься с ним на одном льду. А он сказал мне, что я заслужил эту победу», — позже рассказал Шайдоров.

«У меня очень серьезная гордость»

Шайдорова, конечно, не назовешь случайным олимпийским чемпионом. К примеру, на чемпионате мира 2025 года Михаил отлично откатал обе программы, а почти все его соперники допустили ошибки, что позволило казахстанскому фигуристу взять серебро. Уступил он, конечно же, Малинину, который тогда бил один мировой рекорд за другим.

Но в список главных фаворитов перед нынешними играми Шайдоров не входил. Прежде всего, из-за отсутствия стабильных выступлений в нынешнем сезоне. По сути, ни на одних соревнованиях Михаил не смог идеально исполнить произвольную программу. Ни на одних, кроме самых главных.

Умению показать лучшие качества в самый важный момент в карьере Шайдорова, судя по всему, научил его тренер — россиянин Алексей Урманов. Под его руководством фигурист тренируется с 14 лет. Тогда, в 2018-м, казахстанский спортсмен переехал в Россию и начал сотрудничество с олимпийским чемпионом в мужском одиночном катании 1994 года.

Кстати, история успеха Урманова на Играх-1994 во многом похожа на то, что случилось в 2026-м в Италии. На тот турнир российский фигурист также ехал в статусе темной лошадки и изначально не претендовал даже на топ-3. Но лидеры один за другим распластались на льду, а Урманов идеально выполнил все, что умел. После победы Шайдорова тренера попросили сравнить эмоции от двух золотых медалей.

«Это вообще разное. Когда я сам катался и когда сейчас тренирую — совсем по-разному. Сейчас у меня очень серьезная гордость за мальчишку. Ну, не за мальчишку, а за этого мужчину, за Михаила Шайдорова. Потому что он большой молодец», — заявил Урманов.

< Назад в рубрику
На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия