Реклама

Реклама. 12+. ООО «Единое Видео». VK Видео: vkvideo.ru
Соглашение: vkvideo.ru/legal/terms. VK - ВК. erid: 2RanynDT8xa.
Вводная картинка

Неземные пейзажи, грибные зомби и нескончаемая борьба за жизнь. Ни на что не похожий мир — на снимках лучших фотографов

00:01, 21 февраля 2026Фото: Laurent Hesemans / CUPOTY
Фотограф Росс Гаджон победил в конкурсе Close-up Photographer of the Year

Они могут быть бесконечно маленькими, но это вовсе не значит, что их никто не разглядит: посмотреть на тех, кого нельзя изучить человеческим глазом, помогают высококлассные объективы камеры. Лучшие работы, сделанные с помощью такой техники, ежегодно выбирают на конкурсе Close-up Photographer of the Year. В этом году на конкурс поступило 12 тысяч работ из 63 стран. Помимо портретов обитателей макромира, в нем участвовали фотографии более крупных существ, а также пейзажей. «Лента.ру» показывает наиболее яркие работы.

Таинственная река

Рио-Тинто — река на юго-западе Испании, известная своими «марсианскими» пейзажами. Цвет ее воды — насыщенно красный из-за высокого содержания железа и тяжелых металлов, вымываемых из месторождений. Первые попытки их разработки были предприняты около пяти тысяч лет назад.

«Пена, окаймляющая водоворот на поверхности окрашенных вод Рио-Тинто, привлекла мое внимание. Я скомпоновал этот крупный план так, чтобы включить в кадр ослепительное отражение солнца, что придало изображению определенную загадочность и интригу», — рассказывает о своей работе испанский фотограф Хуан Хесус.

Фото: Juan Jesus Gonzalez Ahumada / CUPOTY

Розовый туман

Японцу Шо Хошино удалось поймать в объектив в родной для него префектуре Нагано ничуть не меньшую красоту. Снимая покрытые инеем деревья, он обратил внимание на то, что окутывающий их туман внезапно заиграл на морозе розовыми красками.

«В основе этой композиции — мягкие и светлые тона, подчеркиваемые темной, замысловатой и искаженной формой ветвей дерева. Я намеренно исключил его ствол, чтобы подчеркнуть именно ветви. И хотя сама сцена отсылает нас к ледяному холоду зимы, теплые тона придают ей скорее ощущение тепла, чем одиночества», — объясняет Хошино.

Фото: Sho Hoshino / CUPOTY

«Что дальше?»

Невозмутимая альпийская галка, кружившая на большой высоте в швейцарских Альпах, внезапно приземлилась аккурат перед объективом фотографа Андре Аббенхауса. Тот не стал тратить время понапрасну и сделал этот снимок, название которого на русский язык можно перевести примерно как «Ну, и что дальше?»

«Снег, ветер и отрицательные температуры сделали фотосъемку сложной задачей, но именно это и придало изображению его интенсивность: мимолетный момент близости между человеком и птицей в самом сердце зимней горной бури», — вспоминает автор.

Фото: André Abbenhaus / CUPOTY

Пойманные «невидимкой»

Целый месяц провел возле одного из прудов в национальном парке Кишкуншаг венгерский фотограф Бенсе Мате, снимая деревенских ласточек. Их популяция сильно сократилась из-за деятельности людей, и автор этой работы помог обустроить для них искусственные гнезда на своей ферме. За пять лет их облюбовали 19 пар птиц. Мате, который получил среди коллег прозвище Фотограф-невидимка за свою способность незаметно наблюдать за дикой природой, вдоволь поупражнялся в работе с птицами. На этом снимке в кадр пожаловала еще и болотная лягушка.

Фото: Bence MátéTitle / CUPOTY

Большое возвращение

Еще один снимок из Кишкуншага, и снова авторства Бенсе Мате. На этот раз фотограф и экологический активист обратил внимание на проблемы бобров. Животные, которых столетиями истребляли по всей Европе, вернулись в эти места после двухвекового перерыва лишь в 2015 году.

«Благодаря нашим усилиям их численность резко возросла с начала 2000-х годов,это один из немногих видов, успешно восстановивших естественный ареал своего обитания. Создаваемые ими плотины не только сдерживают воду, но и создают жизненно важные водно-болотные угодья», — говорит фотограф.

Фото: Bence Máté / CUPOTY

До последней минуты

Весной 2021 года самка карибского рифового осьминога неожиданно поселилась в заброшенной канализационной трубе под городским мостом в Южной Флориде, превратив ее в место для выведения потомства. Несколько недель она оставалась практически в полной темноте, неустанно очищая и обдувая икру пресной водой до последних дней своей жизни.

«Все самки осьминогов умирают вскоре после вылупления детенышей, — объясняет фотограф Гэбриэл Дженсен. — Необычный выбор искусственного убежища превратил осьминога в местную достопримечательность. Фотографировать ее было само по себе приключением: сильное течение позволяло лишь на несколько минут в день получить к ней доступ, и даже тогда свет едва проникал сквозь кромешную тьму».

Фото: Gabriel Jensen / CUPOTY

Глубоководный малыш

А это фото молодого кальмара было сделано неподалеку — в открытом океане у побережья Флориды — во время ночного погружения в Гольфстрим. Дайверы любят просто наблюдать за ночной миграцией юных морских обитателей, но пришлось сильно постараться, чтобы еще и запечатлеть ее с помощью фотокамеры.

«Труднее всего было удержаться в сильном течении, сохраняя при этом неподвижность камеры в полной темноте. Полупрозрачное тело кальмара мерцало переливающимися пятнышками, когда он зависал и позировал ровно столько, сколько нужно, чтобы сделать снимок. И это весьма необычно, поскольку большинство кальмаров стараются побыстрее ретироваться», — уточняет фотограф Андре Джонсон.

Фото: Andre Johnson / CUPOTY

Выгодное соседство

Еще один подводный обитатель стал добычей объектива на другом конце мирового океана — близ индонезийского острова Бали. Испанский фотограф Луис Арпа признается, что его всегда завораживали именно самые крошечные обитатели рифов — такие, как эта креветка.

«Я давно хотел сфотографировать этих мелких существ с их собственной точки зрения, чтобы показать, как мог бы выглядеть их миниатюрный мир, если бы вы находились рядом с ними. Эта креветка была идеально замаскирована как по цвету, так и по рисунку; она крепко цеплялась за своего хозяина — морскую звезду, проводя большую часть времени неподвижно», — радуется Арпа.

Фото: Luis Arpa / CUPOTY

Подводный охотник

Эта будто бы слегка растерянная от встречи с человеком рыба-лягушка тоже обитает близ берегов Индонезии. На самом деле ее внешний вид — маскировка, необходимая для того, чтобы неожиданно атаковать ни о чем не подозревающую жертву.

«Этот снимок запечатлел необычайную неподвижность этих мастеров маскировки, хищников, которые полагаются скорее на терпение, чем на скорость. Чтобы выделить рыбу-лягушку на темном морском дне, я использовал узкий луч света в сочетании с медленной выдержкой и преднамеренным вращательным движением камеры. Этот прием позволил синей воде проникнуть в кадр, превратив момент полной неподвижности в нечто потустороннее», — поделился секретом мастерства фотограф Дэниел Слай.

Фото: Daniel Sly / CUPOTY

Внутренняя структура

Там же, у берегов Индонезии, австралиец Росс Гаджон снял, как изнутри устроен мягкий коралл, напоминающий своей структурой цветную капусту. Эту пушистую текстуру ему придают мелкие округлые полипы.

Фотография была сделана с помощью специальной подводной вариации линзы, которая дает возможность видеть мир примерно таким, каким видят его мухи. Этот снимок получил Гран-при конкурса.

Фото: Ross Gudgeon / CUPOTY

Скромный долгоносик

Долгоносики (их еще называют слониками) — одно из крупнейших семейств жуков, насчитывающее более 50 тысяч видов. Большая их часть обитает в тропических регионах, хотя несколько тысяч видов встречаются и в России. Этот был запечатлен в амазонских лесах Эквадора.

«Прогуливаясь за небольшой хижиной, я искал объекты для съемки и заметил этого удивительного долгоносика. Его голова была незаметно спрятана и полностью покрыта мелкими чешуйками. Для фона я выбрал небольшой цветок, чтобы добавить красок в композицию», — вспоминает автор снимка Манфред Ауэр.

Фото: Manfred Auer / CUPOTY

Зарождение жизни

Ничуть не меньше повезло норвежскому фотографу Петтеру Лиллиенгену, долгое время мечтавшему запечатлеть крупным планом личинку мотылька. Для этого ему даже не пришлось покидать родные места, а фотография получилась на редкость качественной и детальной.

«Минувшим летом личинок было много, а эта конкретная особь оказалась не только крупной, но еще и относительно спокойной и послушной», — похвастался Лиллиенген.

Фото: Petter Lilleengen / CUPOTY

Хороший мальчик

Снова мотылек, но уже взрослый и другого вида — из Коста-Рики. Неудивительно, что снимок получил название «Хороший мальчик»: изображенное на нем существо действительно очень мило позирует автору.

«Они невероятно фотогеничны, а большие глаза и положение усиков этих мотыльков, особенно самцов, всегда придают их портретам немного меланхоличный оттенок. Своей утонченностью они будто напоминают нам, что даже самых простых и мелких существ всегда нужно рассматривать поближе», — говорит фотограф Лорен Хесеманс.

Фото: Laurent Hesemans / CUPOTY

Драматичная подмена

Этот снимок полон драмы: яйца бабочки, которую называют банановый шкипер, отложены на банановом же листе. Они совсем крошечные — не больше 1,8 миллиметра в диаметре. Их поначалу и заметил автор снимка во время макросъемки в индийском Бангалоре. Но затем дело приняло неожиданный оборот.

«Присмотревшись внимательнее, я увидел крошечную осу-паразита. Она усердно работала, вкладывая свои яйца в яйца бабочки», — рассказал автор снимка Рагхурам Аннадана.

Фото: Raghuram Annadana / CUPOTY

Смертельная атака

Еще меньше повезло окутанному паутиной насекомому в центре этого снимка. Его даже невозможно достоверно опознать, хотя мгновение назад оно и не подозревало, что станет легкой добычей тропического паука-кругопряда, расставившего свои сети в перуанской части Амазонии.

«Во время наших ночных походов мы иногда видели гигантские кружева паутины, украшенные, как правило, таким же огромным пауком-кругопрядом, терпеливо ожидающим свою добычу. К сожалению, почти всегда эта паутина располагались либо слишком высоко, либо слишком далеко от тропы. Но затем я нашел ту, что находилась на уровне глаз, и паук идеально сидел в самом ее центре! Я успел сделать только один снимок, как весь кадр задрожал. Крупное насекомое залетело в дальний левый угол, и через секунду паук уже был на нем, окутывая его паутиной», — рассказывал фотограф Симон Миллер.

Фото: Simon Miller / CUPOTY

Долгоносик-зомби

Еще один долгоносик в подборке, но на сей раз не настолько умиротворенный. Он проживает последние свои часы или даже минуты в колумбийском национальном парке Тайрона, пораженный паразитическим грибом орфиокордицепсом: он атакует насекомых, буквально превращая их в зомби, после чего прорастает сквозь них, высвобождая свои споры.

«При ближайшем рассмотрении мне открылась сюрреалистичная картина: нежный мох начал покрывать тело жука, чему способствовала неумолимая влажность леса. У меня получился жутко красивый и завораживающий, но вместе с тем и жестокий цикл снимков», — грустит фотограф Рафаэль Штейнлесбергер.

Фото: Rafael Steinlesberger / CUPOTY

Последние минуты

Еще пара жертв паразитирующих грибов, но уже другого типа и из другой страны — Индии. Гриб постепенно берет верх над насекомыми, именно это и ждет попавших на фотографию мух. Рано или поздно грибок заставит их взобраться как можно выше и расправить крылья перед гибелью, чтобы распространить споры на максимально большое расстояние.

«По мере того как грибок пожирает хозяина изнутри, он прорывается сквозь тело, оставляя после себя призрачно-белую пушистую оболочку. Жутко, но бесконечно завораживающе», — считает автор снимка Рагхурам Аннадана.

Фото: Raghuram Annadana / CUPOTY

Крошечное скопление

Высота этих незрелых слизистых грибов — всего 1,5 миллиметра. Они были обнаружены фотографом Барри Уэббом в старинном английском лесу. Эти микроскопические грибы из рода Cribraria rufa изучены крайне плохо, как и различия между отдельными его представителями

Фото: Barry Webb / CUPOTY

Тонкая защита

Округ Сишуанбаньна славится на весь Китай своими знаменитыми чайными горами, и особенно одним из видов чая — пуэром. Однако в местном тропическом лесу можно встретить множество других растений, которые обхаживают тысячи насекомых.

«Именно там я встретил личинку бабочки, строящую тонкую защитную сеть на свежем листе. Они откусывают собственные токсичные волоски и связывают их липкой слюной, чтобы построить защитные гнезда, способные отпугивать ос-паразитов и муравьев. Эти личинки — настоящие архитекторы: замысловатая геометрия их убежищ демонстрирует необычайную изобретательность и креативность, присущую даже самым маленьким созданиям», — восхищается автор этой работы Мингхуй Юань.

Фото: Minghui Yuan / CUPOTY

Микроскопический ужин

На этом фото — крошечная гусеница бабочки змеевидной минерки, усердно поедающая листья осины. Снимавший ее в Соединенных Штатах фотограф Джозеф Ферраро поначалу думал, что увидит лишь старые следы гусениц — туннели внутри листьев, однако обнаружил в итоге активных особей, оставлявших свежие узоры прямо на его глазах.

Фото: Joseph Ferraro / CUPOTY

Убийственный ритуал

Здесь тоже запечатлен ужин, но едой на этот раз стала бабочка, которой полакомилась европейская щурка, вернувшаяся весной в Италию после зимовки в Африке.

«Схватив маленькую белую бабочку, птица начала привычный ритуал оглушения добычи, многократно ударяя ее клювом, прежде чем проглотить. Каждый удар по крыльям разбрасывал в солнечном свете чешуйки. В тот момент объектом снимка была уже не птица, а, к сожалению, ее жертва и порошок с ее белых крыльев», — печально констатировал ставший свидетелем этой картины Гастон Пивателли.

Фото: Gastone Pivatelli / CUPOTY

Идеальная маскировка

Его трудно заметить с первого взгляда, но именно так задумано природой: охотящийся паук идеально сливается с покрытым мхом и лишайником стволом дерева в индийских горах Западные Гаты.

«Это один из наиболее известных своим биоразнообразием регионов страны, в котором я встретил бесчисленное множество удивительных макровидов. Среди них был этот паук-охотник, для съемки которого я использовал широкоугольный объектив и замедленную выдержку», — с нескрываемым удовольствием вспоминает фотограф Рагхурам Аннадана.

Фото: Raghuram Annadana / CUPOTY

На страже гнезда

Эти безжальные пчелы притаились на входе в свое гнездо и оберегают его от любой внешней угрозы. Свой дом они построили, используя воск, смолу и глину, создав уникальный трубчатый вход, обеспечивающий безопасность всей колонии. На нее во время отдыха в индийской Керале наткнулся автор фотографии — 14-летний Ритвед Гириш.

«При съемке не использовались никакие приманки или отвлекающие маневры, что позволило сохранить естественное поведение пчел, — говорит он. — Этот снимок служит напоминанием о жизненно важной роли, которую эти крошечные существа играют в поддержании экологического баланса».

Фото: Rithved Girish / CUPOTY

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok