Впервые о миллиардных хищениях, с которыми может быть связан начальник Северо-Западного управления Ростехнадзора Григорий Слабиков, стало известно в августе 2017 года. Тогда следователи регионального управления МВД возбудили уголовное дело по статье 159 УК РФ («Мошенничество»). Вначале речь шла о сумме ущерба как минимум в четыре миллиарда рублей; по последним данным, она уже превысила 4,7 миллиарда рублей.
Как считают в правоохранительных органах, бизнес-модель подпольного миллиардера Слабикова выглядела следующим образом: бизнесмены-строители хотели избежать проверок и быстрее получить разрешительную документацию. За этим они шли к чиновнику, услуги которого были недешевы: одна операция — минимум один миллион рублей. Эти деньги оформлялись как взносы в компенсационные фонды, доступ к которым был у членов «саморегулируемых организаций» (СРО) — подельников Слабикова.
Первых фигурантов дела арестовали прошлой осенью: это были руководители тех самых СРО, замешанных в мошеннической схеме Слабикова. Алексея Шувалова, Юлию Каменскую, Марата Каюмова и Екатерину Гольцеву обвинили непосредственно в хищениях, в то время как сам Слабиков, по данным следствия, был «мозгом» преступной группы. Следователи установили, что часть похищенных денег 57-летний чиновник Ростехнадзора регулярно получал через свою дочь, 34-летнюю Елену Слабикову. Чтобы легализовать теневые доходы семьи, Слабикова вкладывала их в покупку земельных участков, строительство спортивного комплекса Sunpark на берегу Среднего Суздальского озера и мини-отеля.
В 2017 году Григорий Слабиков задекларировал свой доход в размере 1,5 миллиона рублей, его супруга, по данным декларации, заработала за то же время около 2,7 миллиона рублей. Тем неожиданнее стали находки, которые сыщики сделали 10 мая во время обысков дома и в кабинете у чиновника, а также дома у его дочери (всего по «делу Слабикова» оперативники ФСБ и полицейские провели 13 обысков).
У начальника Северо-Западного управления Ростехнадзора оказалась целая коллекция часов, преимущественно — швейцарских. При этом один экземпляр любимого бренда Слабикова — Rado — может стоить несколько сотен тысяч рублей. В огромном шкафу чиновник хранил вино в деревянных коробках (пять тысяч за одну бутылку), элитный коньяк, виски и граппу.
Наличные деньги в разной валюте — главным образом, в евро — дома у чиновника хранились в коробках; банкноты были плотно скручены резинками. Кроме того, Слабиков держал наличные в 15 банковских ячейках. По предварительным данным, общая сумма изъятых у чиновника наличных составила один миллиард и девять миллионов рублей. Считали деньги целый день, без перерыва.
11 мая Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга избрал чиновнику меру пресечения. Перед этим сам Слабиков частично признал вину в предъявленных обвинениях — но лишь в тех, что касаются взаимодействия со СРО. Кроме того, он попросил не изолировать его от общества.
«В хищениях я не участвовал и денежных вознаграждений не получал. Я готов подробно рассказать следователю все, что я знаю. И я добровольно по звонку следователя пришел в следственную группу для проведения обыска», — отметил Слабиков.
Между тем следствие попросило об аресте обвиняемого, сославшись на то, что у Слабикова есть загранпаспорт, он нередко бывает за границей и может скрыться от правосудия. В результате судья Владимир Васюков постановил заключить чиновника под стражу на два месяца — до 9 июля. В тот же день обвинение в мошенничестве предъявили Елене Слабиковой — однако арестовывать ее суд тогда не стал: вместо этого срок ее задержания продлили на 72 часа, чтобы следствие смогло собрать дополнительные доказательства в отношении обвиняемой.
14 мая Елена Слабикова, как и ее отец, была арестована по решению суда до 9 июля. При этом, как отметили в Объединенной пресс-службе судов (ОПС) Санкт-Петербурга, обвиняемая заявила, что «женщины — хрупкие создания и заключать их под стражу нельзя». В свою очередь, защита Слабиковой предъявила ее дипломы, грамоты, красный диплом юрфака СПбГУ и школьный аттестат, описав свою подзащитную как человека, чья деятельность направлена на созидание.
Кроме того, Слабикова пожаловалась судье, что к ней в камеру «привели девушку под метадоном, которую до сих пор не отпустило», противопоставила себя контингенту СИЗО и сказала, что ей там не место, поскольку там находятся обвиняемые в кражах и незаконном обороте наркотиков. «Суд усомнился, что обвиняемые в хищении более четырех миллиардов рублей отнесены к белой касте, и заключил Слабикову под стражу по 9 июля 2018 года с содержанием в СИЗО-5», — отметили в ОПС.
Следствию предстоит установить, кому именно принадлежали богатства Григория Слабикова. По данным СМИ, в его подчинении находились три-четыре человека, которые отвечали за логистику и развозили наличные по банковским ячейкам. При этом доход посыльных был столь велик, что один из них даже сумел приобрести элитный автомобиль Maserati. Найденные оперативниками суммы столь велики, что их принадлежность одному лишь чиновнику Ростехнадзора вызывает большие сомнения, как и в другой громкой истории о махинациях — деле полковника Захарченко.
По размеру махинаций, в которых обвиняется Слабиков, он может претендовать на место второго по масштабам коррупционера в новейшей истории России после полковника Дмитрия Захарченко. Бывшему врио начальника управления «Т» антикоррупционного главка МВД Захарченко инкриминируются три эпизода получения взятки в особо крупном размере, злоупотребление должностными полномочиями и воспрепятствование осуществлению правосудия. Он был задержан 9 сентября 2016 года. В ходе обысков по делу Захарченко были обнаружены денежные средства на общую сумму около 8,5 миллиарда рублей.
Григорий Слабиков родился 16 августа 1960 года в Ленинграде. В 1983 году с отличием окончил Ленинградский ордена Ленина политехнический институт им. М.И. Калинина по специальности «гидроэлектроэнергетика», в 2000-м — Северо-Западную академию государственной службы Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации по специальности «юриспруденция». Слабиков — кандидат экономических наук. Свой нынешний пост начальника Северо-Западного управления Ростехнадзора чиновник занимает с 2009 года.