Мир
13:56, 17 сентября 2018

Чистое небо Россия назвала виновных в катастрофе «Боинга» в Донбассе

Софья Мельничук
1. В Минобороны России рассказали о ракете, сбившей малайзийский «Боинг» над Донбассом

В оборонном ведомстве заявили, что ракета, сбившая «Боинг» Malaysia Airlines (рейс MH17) над Донбассом в июле 2014 года, была изготовлена на Долгопрудненском предприятии в Подмосковье в 1986 году. По обломкам снаряда, найденным на месте катастрофы, удалось определить ее бортовой номер — 886847349. По данным министерства, в 2014 году ракета находилась на вооружении воинской части в городе Стрый Львовской области (сейчас — 221-я зенитно-ракетная бригада).

Начальник Главного ракетно-артиллерийского управления ВС России Николай Паршин заявил, что в 1986 году ракету отправили железной дорогой на территорию воинской части 20152 в городе Теребовля Тернопольской области. «Достоверно известно, что ракета воинской частью была получена», — сказал Паршин. По его словам, в 1986-м часть 20152 (сейчас — 223-я зенитно-ракетная бригада) находилась в составе Прикарпатского военного округа и дислоцировалась в Тернопольской области Украинской ССР. На ее вооружении также состояли зенитно-ракетные комплексы «Бук». После распада СССР она была включена в состав Вооружённых сил Украины. Отмечается, что снаряд на территорию России не возвращали.

В министерстве также заявили о готовности предоставить международной следственной группе (JIT) рассекреченные документы о ракете.

2. Военная часть, в которой находилась ракета, участвовала в конфликте в Донбассе

По данным Минобороны, зенитно-ракетная бригада, на вооружении которой находилась сбившая «Боинг» ракета «Бук», привлекалась к антитеррористической операции в Донбассе. «Отдельно остановлюсь на воинской части 20152, куда была поставлена ракета (...). Примечательно, что части 223 полка, начиная с 2014, неоднократно привлекались к так называемой антитеррористической операции в Донецкой и Луганской областях», — отметил Николай Паршин.

3. Россия представила доказательства причастности Киева к крушению «Боинга»

Министерство обнародовало аудиозапись разговора украинских военных, которая, по версии Москвы, доказывает причастность Украины к катастрофе. В министерстве уверены, что голос на записи принадлежит полковнику Вооруженных сил Украины Руслану Гринчаку, который отвечал за контроль воздушной обстановки в зоне силовой операции в Донбассе. Мужчина в разговоре утверждает якобы о возможности повторения того, что произошло с MH17.

Разговор произошел в 2016 году в Одесской области при подготовке радиолокационной станции «Малахит», использующейся для обнаружения и сопровождения воздушных объектов. Голос на записи произносит следующее: «Возьми этого керевника (руководителя), возьми Левчука и скажи: "Пацаны, вот если будет вот так, то, *****, ****** (собьем) еще один малайзийский "Боинг"».

Говорит Москва / Telegram
4. В Москве полагают, что захват сбившей «Боинг» ракеты ополченцами был невозможен

По словам Конашенкова, ополченцы самопровозглашенных республик Донбасса не могли захватить сбивший самолет «Бук». «Документальных доказательств у нас, конечно, нет, но ранее Киев заявлял, что ни одна ракета с украинской стороны на сторону Донбасса не попала. Таким образом, Украина сама опровергла возможность того, что ракету украли представители ДНР и ЛНР», — заявил он.

5. Видеодоказательство причастности России к крушению назвали фальшивкой

Кадры, используемые JIT в качестве доказательства причастности Вооруженных сил России к катастрофе сфальсифицированы, заявил представитель Минобороны Игорь Конашенков.

В ведомстве считают, что в ролик, признанный международной следственной группой доказательством транспортировки «Бука» из России на Украину, были вмонтированы изображения тягача, перевозившего ЗРК. В видеопрезентации Минобороны говорится, что на многих кадрах с «Буком» и тягачом присутствуют нарушения закона линейной перспективы, согласно которому все удаляющиеся вглубь изображения, параллельные горизонтальные линии кажутся сходящимися в одну точку на горизонте. Как утверждают в Москве, на кадрах с ЗРК это правило нарушено, но в то же время другие, где «Бука» нет в кадре, соответствуют этому закону.

«Построения на изображениях "Бука" и тягача с трейлером дают различные точки схода реперных линий, не совпадающие с точкой схода элементов проезжей части ни по горизонту, ни по положению. Это указывает на фальсификацию видеозаписи», — сказано в презентации. Помимо этого, отмечается, что о монтаже свидетельствуют замеченные на видео нарушения условий освещения объектов — например, когда кабина тягача находится в тени, на некоторых кадрах несколько ее участков ярко освещены.

Кроме того, в Минобороны отметили, что на снимках, якобы доказывающих транспортировку «Бука» в Донбасс, запечатлено, как самоходка движется задним ходом. Для таких маневров, как пояснили в ведомстве, необходим регулировщик (его на кадрах нет), поскольку данная ЗРК не имеет зеркал заднего вида.

Видео, опубликованное следственной комиссией в 2015 году
6. Международная следственная группа заявила, что уничтоживший «Боинг» ЗРК «Бук» был переброшен из России

24 мая в голландском Буннике были представлены результаты почти четырехлетней работы международной следственной группы, в которую вошли специалисты из Нидерландов, Бельгии, Украины, Австралии и Малайзии. Они пришли к выводу, что «Бук» на момент происшествия стоял на вооружении 53-й курской зенитной ракетной бригады войск противовоздушной обороны Сухопутных войск Российской Федерации. По сведениям экспертов, конвой военной техники отправился в конце июня 2014 года с базы бригады в районе Курска. В его составе были по меньшей мере шесть «Буков». Одна из установок с номером 332 затем была отправлена на территорию Украины. Именно из нее, по версии следствия, был сбит «Боинг». 18 июля установка была возвращена на территорию России.

«Мы знаем, какая система была использована, но не знаем, кто управлял этим "Буком"», — заявил генпрокурор Нидерландов Фред Вестербеке. К соответствующему выводу специалисты пришли, проанализировав несколько десятков изображений с отличительными свойствами ракеты. Изучив код на ее остове, они пришли к выводу, что снаряд изготовлен на Долгопрудненском научно-производственном предприятии в 1986 году.

В остальном их версия неизменна: рейс MH17 малайзийских авиалиний был сбит 17 июля 2014 года системой ПВО «Бук» на территории Украины. Ракета 9М38 с боевой частью 9Н314М была запущена из района села Снежное, которое на тот момент находилось под контролем повстанцев.

7. Следственная группа готова предоставить доказательства суду

Все продемонстрированные в мае на презентации JIT доказательства были получены из открытых источников — однако эксперты дали понять, что показали не все, — у них есть перехваченные переговоры, спутниковые снимки и показания множества свидетелей. Вестербеке пояснил, что пока не готов ответить на вопрос, кто виноват в случившемся и какими он руководствовался мотивами. По его словам, выяснением этих вопросов займется суд, которому и будут предъявлены все факты, необнародованные в ходе пресс-конференции.

«У нас есть убедительные доказательства, которые вполне пригодны для судебного заседания», — добавил Уилберт Полисен, представитель голландской полиции. Тем не менее эксперты JIT призвали свидетелей события и всех, кто обладает полезной для следствия информацией о трагедии и о 53-й зенитной бригаде, выйти на связь на условиях анонимности. Версия JIT созвучна версии частной разведывательной компании Bellingcat — она указывала на принадлежность «Бука» российским войскам, опираясь при расследовании на открытые источники.

Видео, опубликованное следственной комиссией в 2015 году
8. Россия отвергла обвинения JIT

«Это старая история, которая была вброшена в информационное поле еще тогда же, в 2014 году», — прокомментировал пресс-конференцию постпред России при Евросоюзе Владимир Чижов. В Министерстве обороны РФ отметили, что российские зенитные ракетные комплексы никогда не пересекали украинскую границу. В министерстве также добавили, что Москва передала следствию доказательства причастности Украины к катастрофе. По версии российских военных, самолет сбили из украинского «Бука».

Президент России Владимир Путин заявил, что Москва не признает результатов расследования, если к нему не будут допущены российские специалисты. «Наше отношение к делу такое: мы изначально предлагали совместную работу по расследованию этой трагедии, но, на наше удивление, нас к этому расследованию не допускают», — сказал он.

В 2015 году Малайзия предложила Совету Безопасности ООН создать международный трибунал для установления виновных в крушении «Боинга» и их судебного преследования. Большинство стран-членов Совбеза ее поддержали, однако Россия заблокировала принятие документа, воспользовавшись правом вето. Тогдашний представитель России при ООН Виталий Чуркин отметил, что предлагаемый трибунал «лишен какой-либо правовой и прецедентной основы». Австралийский министр иностранных дел Джулия Бишоп пообещала, что виновные «не смогут спрятаться за российским вето и все равно будут наказаны».

Концерн «Алмаз-Антей», изготовитель системы «Бук», провел тесты на кабине списанного самолета «Ил-86» и пришел к выводу, который согласуется с официальной позицией Минобороны России — ракета была запущена в районе поселка Зарощинское в 50 километрах к востоку от Донецка и восьми километрах к югу от Шахтерска. Эта территория на момент случившегося была подконтрольна украинским войскам. Кроме того, по словам Минобороны, ракеты 9М38 на вооружении российской армии не стоят.

Российская сторона неоднократно высказывала разные версии — например, Первый канал публиковал «снимки» уничтожения Боинга украинским самолетом Су-25. Публиковалась и «секретная полетная карта» штурмовика под управлением летчика ВСУ Владислава Волошина. В марте 2018-го он покончил с собой — это произошло на фоне сложных отношений с губернатором Николаевской области Алексеем Савченко.

Эксперимент Алмаз-Антея
9. «Боинг-777» авиакомпании Malaysia Airlines потерпел крушение в 2014 году

В июле 2014 года лайнер «Боинг-777» авиакомпании Malaysia Airlines, следовавший из Амстердама в Куала-Лумпур рейсом MH17, разбился в Донецкой области. Все 298 человек, находившиеся на борту, погибли. Украинские СМИ сообщали, что связь с самолетом была потеряна, когда он шел на высоте в 10 тысяч метров в пределах международного коридора.

< Назад в рубрику