Днем в пятницу, 10 апреля, стало известно, что в исправительной колонии №15 (ИК-15) под Ангарском (Иркутская область) начался бунт. Как сообщил «Ленте.ру» источник в правоохранительных органах, беспорядки начались накануне вечером в отряде строгих условий содержания — и больше всего напоминали заранее спланированную и задуманную провокацию.
«Конфликт начал осужденный, который вдруг, на ровном месте, стал материть дежурную смену. Следом сразу же еще несколько осужденных начали провокационные действия, в частности — 17 человек вскрыли себе вены», — сообщил источник. Как пишет Telegram-канал Baza, в начале бунта были слышны крики людей и выстрелы.
Как пишет совет правозащитников Иркутской области, 9 апреля 17 человек, находящихся в СУС (отряд строгих условий содержания) ИК-15, вскрыли себе вены в знак протеста против беспредела со стороны сотрудников колонии. Один из заключенных снял видеообращение и рассказал, что его избил сотрудник — и он порезал себя. После этого осужденного вновь избили, и тогда остальные также вскрыли вены и взбунтовались.
Как отмечает источник «Ленты.ру» в правоохранительных органах, порядок в ИК-15 9 апреля навели очень быстро, и первая половина пятницы прошла относительно спокойно. Во всяком случае, в колонии работали следственно-оперативная группа и проверяющие из ГУ ФСИН.
Но вечером 10 апреля вновь начались провокации: часть заключенных отказалась подчиняться требованиям сотрудников ФСИН и подожгла несколько корпусов в производственной зоне. СМИ сообщили о пожаре в ангарской ИК-15 после 18:00 по московскому времени: по предварительным данным, осужденные подожгли лесопилку и швейный цех. Пожарные приехали к колонии, чтобы начать тушить возгорание, но были вынуждены ждать разрешения на въезд в колонию.
По данным правозащитников, руководство главного управления Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) по Иркутской области «дало команду на расправу с зачинщиками» вместо того, чтобы провести проверку в отношении сотрудников колонии, которые незаконно применили физическую силу к осужденным.
«Подожгли что-то в промзоне и дежурную часть. Колония оцеплена, ОНК не пускают, работает спецназ», — сообщается на сайте совета правозащитников Иркутской области. Там также отметили, что за бунты в других колониях региона зачинщиков «обычно опускают, то есть насилуют». Правозащитная организация обратилась с жалобой в прокуратуру и подала заявление о проведении проверки в связи с должностным преступлением.
Как сообщает «Интерфакс», в УФСИН по Иркутской области уже заявили о нападении заключенных на сотрудника колонии ИК-15, которое спровоцировал злостный нарушитель внутреннего распорядка, находящийся в штрафном изоляторе (ШИЗО).
По данным УФСИН, зачинщик конфликта отказался от личного обыска, толкал и ругал нецензурными выражениями сотрудников ИК, призывая осужденных к беспорядкам. В итоге заключенные из соседних камер ШИЗО разбили стекла камер видеонаблюдения и порезали себя осколками, а затем напали на сотрудника ИК-15. Пострадавшего госпитализировали, медицинскую помощь также оказали порезавшим себя заключенным.
По факту произошедшего в ИК-15 возбуждено уголовное дело по статье 321 («Дезорганизация деятельности исправительного учреждения») УК РФ, рассказала «Ленте.ру» Карина Головачева, официальный представитель управления Следственного комитета России (СКР) по Иркутской области.
Как сообщил «Ленте.ру» источник в правоохранительных органах, в ИК-15 введен отряд «Ураган» спецназа регионального главка ФСИН.
Другой источник в правоохранительных органах сообщил «Ленте.ру», что вечером в пятницу, 10 апреля, для помощи сотрудникам регионального управления ФСИН был привлечен ОМОН Росгвардии из Иркутска. Он задействован для оцепления — к колонии активно подъезжают родные осужденных, а также посторонние люди.
«Можно однозначно утверждать, что бунт, в котором принимает участие небольшая часть заключенных, был спланирован. У арестантов оказалось припрятано несколько мобильных телефонов, сигналы с которых не удается заблокировать. И они сразу начали звонить во все инстанции, вплоть до Москвы. При этом в течение дня обстановка была спокойной — и обострилась только вечером 10 апреля, когда казалось, что все уже успокоилась», — отметил источник.