69-я параллель
16:28, 13 мая 2020

Архангельскую область и Ненецкий автономный округ объединяют Зачем в стране укрупняют регионы и что это значит для россиян?

Игорь Дмитров (Редактор отдела «Россия»)
1. Архангельскую область и Ненецкий автономный округ решили объединить

О том, что в настоящее время между двумя регионами уже идут интеграционные процессы, заявил временно исполняющий обязанности главы Ненецкого автономного округа (НАО) Юрий Бездудный в среду, 13 мая.

Вскоре главы Архангельской области и НАО подписали меморандум о намерении объединить регионы. Таким образом, этот процесс уже запущен.

Источник РБК сообщил, что референдум по объединению пройдет уже в 2020 году. По словам собеседников издания, оно выгодно обоим регионам, особенно НАО: бюджет автономного округа во многом зависит от доходов от нефти и газа, а цена на нефть сейчас невысока.

2. Это первое объединение регионов за 12 лет

Процесс укрупнения регионов активно шел в России в нулевых годах. Он затронул «сложносоставные» края и области с формально входящими в их состав национальными автономными округами, которые при этом тоже являлись субъектами федерации (это связано с тем, что если один регион входит в состав другого — возникает противоречие с Конституцией, по которой все субъекты федерации являются равноправными по отношению к федеральному центру).

Таким образом, последние ликвидировались, вливаясь в состав граничащих с ними регионов, не имеющих национального статуса. Другой вариант объединения — создание нового субъекта. Например, Пермского края, который появился за счет слияния Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.

В результате прекратили свое существование шесть из десяти автономных округов России. После исчезновения Коми-Пермяцкого АО в 2005 году (вошел в Пермский край), в 2007 году в состав Красноярского края влились Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа, а на территории Камчатской области и Корякского автономного округа был создан Камчатский край. В начале 2008-го в состав Иркутской области влился Усть-Ордынский Бурятский автономный округ.

Последний на данный момент подобный субъект федерации появился в марте 2008 года — это Забайкальский край, образованный путем объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.

3. Объединение регионов ранее объясняли социально-экономическими причинами

Процесс укрупнения субъектов федерации, как правило, объяснялся тем, что это позволит ускорить социально-экономическое развитие объединяемых регионов и повысить качество жизни проживающего в них населения.

Дело в том, что во всех случаях, когда объединение было успешным, фактически происходило присоединение дотационных субъектов к благополучным регионам.

В случае с предполагаемым объединением Архангельской области и НАО это не так. Ненецкий автономный округ является нефтедобывающим регионом. Как считает политолог Екатерина Курбангалеева, объединение с Архангельской областью может спровоцировать недовольство жителей НАО, либо им «должны пообещать что-то невообразимое с точки зрения особых льгот».

Екатерина Курбангалеева считает, что Архангельской области объединение дает надежду на оздоровление экономики региона: «Причина объединения двух регионов, на мой взгляд, прежняя: перераспределить часть финансовых потоков на Архангельскую область, вырвав регион из числа тяжелых дотационников».

4. После 2008 года процесс объединения регионов остановился — оставшиеся автономии часто были сильнее областей

После создания Забайкальского края в 2008 году процесс укрупнения регионов затормозился. Двумя «сложносоставными» субъектами остались как раз Архангельская область с формально входящим в нее Ненецким автономным округом и Тюменская область с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами.

Проблема заключалась в том, что в обоих случаях автономные округа были в экономическом плане ощутимо благополучнее областей, в состав которых их предлагалось влить. В результате возможная утрата самостоятельности встречала противодействие как в элитах, так и у населения округов.

5. В Госдуме идею объединения регионов назвали «неплохой»

В Госдуме отнеслись к идее с осторожным оптимизмом: вице-спикер нижней палаты парламента Ольга Епифанова, которая представляет оба субъекта, назвала ее неплохой, но требующей экономических исследований для подтверждения взаимовыгодности такого решения.

«Нужно для начала вникнуть в ситуацию и на основании точных цифр, экспертных мнений экономистов попробовать найти вариант, который был бы выгоден двум сторонам», — заявила она, отметив, что не ожидает быстрого объединения регионов.

6. В последние годы идею уменьшить число субъектов выдвигали неоднократно

Так, в 2016 году спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что является сторонницей «перекройки карты регионального плана», поскольку есть субъекты федерации, которые «точно нежизнеспособны самостоятельно в силу объективных причин».

Тогда же идею создания «мегарегионов» в центре России поддержал сенатор Сергей Калашников. Он заявил, что объединение Смоленской, Брянской, Калужской и Орловской областей в один субъект вполне вероятно, а также предложил рассмотреть вопрос слияния Липецкой, Воронежской и Рязанской областей.

Кроме того, Калашников назвал возможным объединение нескольких национальных республик Поволжья — в частности, Чувашии, Мордовии и Марий-Эл — в административный субъект, «не имеющий национальной окраски», а также укрупнить дальневосточные регионы.

В декабре 2015 года жители Алтайского края попросили присоединить их регион к Кемеровской области. Петиция на имя президента России Владимира Путина была опубликована на сайте Change.org. Под обращением подписались более шести тысяч человек.

7. Политику укрупнения регионов в России критиковали за опасность возникновения конфликтов

Утратившие после присоединения свой статус экономически слабые субъекты потеряли значительную часть внимания Москвы. К таким выводам пришли авторы доклада 2010 года «Объединение субъектов Российской Федерации: за и против», подготовленного Институтом современного развития (ИНСОР). В подготовке участвовали такие известные эксперты, как экономист Евгений Гонтмахер и социолог Наталья Зубаревич.

Кроме того, по их мнению, федеральные власти столкнулись с межэтническими проблемами и сопротивлением региональных элит. При этом эксперты тогда выразили уверенность, что объединение субъектов не повысило управляемость страной, а продолжение политики укрупнения чревато возможными конфликтами — от экологических до этнических.

< Назад в рубрику