18 октября Apple представила новые профессиональные ноутбуки MacBook Pro. Обновленные девайсы оценили в плане дизайна, производительности и стоимости. Кроме того, в сети появились активные споры на тему, какими окажутся компьютеры будущего. Футурологи сходятся во мнении, что современные гаджеты будут все менее привязаны к физической оболочке, перестанут быть дорогими и заточенными под определенные задачи, окажутся зависимыми от качества интернет-соединения.
Компьютер будущего — это не столько конкретный бренд или металлическая коробка с микросхемами, сколько способ визуализации данных и набор технологий.
Скорее всего, через 30-50 лет компьютеры будут значительно отличаться от тех машин, которые доступны на рынке сейчас. Это кажется очевидным, если вспомнить, какими девайсы были в конце XX века, когда даже термин «персональный компьютер» не был распространен в том значении, какое он имеет сейчас. Профессиональные машины — вроде квантовых компьютеров — будут развиваться параллельно рынку потребительской техники. Эти предназначенные для научных разработок устройства как были массивными и дорогими, таковыми и остались.
В начале 2020-х годов главными трендами развития персональных компьютеров кажутся стремление снизить размеры устройства и сделать девайс заточенным под максимальное количество задач. Например, Apple развивает направление производительных планшетов. Так, iPad Pro по сути является ноутбуком без физической клавиатуры. При этом гаджет справляется как с просмотром соцсетей и фильмов, так и набором текста и даже редактированием фотографий и видео. К современным планшетам — не только производства американской компании — можно подсоединить аксессуары вроде внешней клавиатуры или принтера. В этом случае девайс становится более функциональным и заменяет стандартный компьютер.
Еще одним стремлением производителей является движение в сторону универсальности. На современные компьютеры все реже навешивают ярлыки, вроде «устройство для учебы» или «машина для игр». Хотя существуют и специальные геймерские гаджеты, которые выделяются специфическим дизайном и расцветкой. В будущем грань между девайсами может быть окончательно стерта. По рекламе компьютеров можно предположить, что выделять какое-то одно направление использования аппарата не очень выгодно.
Одним из признаков универсальности является сближение традиционного настольного компьютера и смартфона. Разрабатываются решения, которые позволяют моментально открыть девайс и начать им пользоваться — как в случае с телефоном, который постоянно находится во включенном состоянии. Можно вспомнить платформу DeX от Samsung, которая позволяет подключать смартфон к монитору и использовать его как полноценный ПК.
Писатели-фантасты и режиссеры фильмов про будущего все чаще представляют компьютер не в виде устройства с монитором и клавиатурой, а в виде удаленного искусственного интеллекта. При должном уровне ИИ — как, например, в фильме «Бегущий по лезвию 2049» — необходимость управления устройством руками устраняется. Компьютер существует в виде сложного набора кода, который может находиться в любом гаджете. Потреблять информацию можно будет с помощью трехмерной проекции или посредством голоса. Например, виртуальный помощник зачитает новости и почту, напомнит о делах, даст развернутый ответ на вопрос. Если зрительный контакт необходим — например, для инженеров или дизайнеров, — то картинку можно проецировать в воздухе перед пользователем.
На рынке уже есть шлемы виртуальной реальности, которые облегчают перенос пользователя в другую среду и упрощают взаимодействие с объектами — например, Magic Leap, HoloLens, Vive, Rift. «Ожидайте, что гарнитуры виртуальной и смешанной реальности будут легче, дешевле и мощнее», — считают журналисты Роб Таброн и Хулио Франко. С помощью таких девайсов можно будет оказаться в определенной среде: привычным образом управлять автомобилем, движениями рук проектировать схемы, оказываться в любой точке мира — виртуальный опыт будет максимально похожим на реальный.
Одним из способов решения проблемы мощности компьютера и компромисса между производительностью и энергопотреблением является выбор стриминга. Футурологи описывают устройство будущего как девайс, подключенный к высокоскоростной сети. Ресурсоемкие задачи — вроде математических расчетов или современных игр — будут запускаться на удаленном сервере. Фактически за компьютер будет отрабатывать расположенный в далеком дата-центре суперкомпьютер. «Устройства станут “сосудом”, который наполняется технологиями», — считает главный редактор портала BGR Джонатан Геллер. Двусторонняя связь между серверным оборудованием и «донором» будет настроена через беспроводную связь. Одной из проблем такого подхода является недостаточно стабильная связь — особенно в отдаленных районах. При этом работающие примеры уже есть: стриминговый игровой сервис Google Stadia.
Плохое интернет-соединение пока что не позволяет полностью отказаться от физических накопителей и максимально облегчить комплектацию компьютера. Современные ПК полагаются на твердотельные накопители стандарта NVMe, которые обеспечивают высокую скорость чтения и записи. С развитием 5G и спутникового интернета доступ к сети будет постоянным, а облачные сервера окажутся основным способом хранения данных.
Узким местом в применении любых новых технологий в компьютерах аналитики называют низкий уровень автономности. Самые продвинутые ноутбуки могут работать на одном заряде менее суток, что делает их крайне зависимыми от стационарного источника питания. Ученые считают, что проблему можно будет решить с помощью суперконденсаторов, которые заменят классические батареи. Подобные элементы питания не только работают дольше, но и заряжаются значительнее быстрее. Ученые Университета Дьюка предсказывают появление подобных суперконденсаторов в ближайшие пять лет, что влечет за собой революцию в использовании любых нуждающихся в зарядке устройств — начиная с компьютера и заканчивая электромобилем.