Раскрыта причина осложнений после зарубежных вакцин от коронавируса. Препараты отторгает иммунная система

Фото: Ondrej Deml / globallookpress.com

1
Обнаружена вероятная причина смертельных осложнений от вакцин AstraZeneca и Johnson & Johnson

Международная группа ученых заявила, что они, возможно, раскрыли причину опасного для жизни осложнения, которое в редких случаях развивается после аденовирусных вакцин против COVID-19, таких как вакцины Oxford-AstraZeneca и Johnson & Johnson. До сих пор механизм, который вызывает вакцинно-индуцированную иммунную тромботическую тромбоцитопению или тромбоз, оставался загадкой. Статья с результатами исследований специалистов из Университета штата Аризона в США, Кардиффского университета в Великобритании и других научных организаций опубликована в журнале Science Advances. Результаты научной работы предполагают, что аденовирусные вакцины можно сделать более безопасными.

2
Аденовирусные вакцины от AstraZeneca и Johnson & Johnson связали с тромбозом

Для создания вакцин использовали аденовирусы шимпанзе и человека — инфекционные агенты, не вызывающие серьезных инфекций из-за того, что у людей к ним выработался иммунитет. Из аденовирусов создали аденовирусные векторы, которые служат транспортом для внедрения генетического материала в клетку, но при этом не встраивают его в геном и не вызывают мутации ДНК. Вирусный вектор ChAdOx1 стал основой для вакцины Vaxzevria от Oxford-AstraZeneca, а вектор на основе аденовируса HAdV-D26 — для вакцины от Johnson & Johnson. У очень небольшого числа реципиентов, получивших одну из этих вакцин, развивалось опасное нарушение свертываемости крови, также называемое тромбозом с синдромом тромбоцитопении (TTS).

Структура оболочки ChAdOx1

Изображение: American Association for the Advancement of Science

3
Причиной тромбоза назвали аденовирусный вектор в связке с молекулой PF4

Ученые продемонстрировали, что непосредственной причиной осложнения может быть сам аденовирусный вектор. Это соответствует результатам недавних исследований, согласно которым одну из важных ролей в развитии тромбоза играет тромбоцитарный фактор 4, или антигепариновый фактор (PF4). После инъекции аденовирус связывается с PF4, однако в очень редких случаях он попадает в кровоток, где в комплексе с PF4 вызывает реакцию иммунной системы, рассматривающей обе молекулы в качестве чужеродных. Неуместный ответ иммунитета высвобождает антитела против антигепаринового фактора. В свою очередь эти антитела связываются с тромбоцитами, заставляя их слипаться и образовывать тромбы.

4
Механизм осложнения описали на молекулярном уровне

Впервые исследователи детально описали структуру рецептора на внешней оболочке ChAdOx1 на атомарном уровне и то, как он взаимодействует с тромбоцитарным фактором PF4. Именно это специфическое взаимодействие и тот способ, каким эта связь презентируется иммунной системе, побуждает собственные защитные системы организма высвобождать антитела. Прочная связь между двумя молекулами обеспечивается электростатическим взаимодействием из-за того, что белки ChAdOx1 несут отрицательный заряд. Аденовирусный вектор действует как магнит, который притягивает к себе положительно заряженный антигепариновый фактор. Ученые полагают, что можно изменить аденовирусный вектор таким образом, чтобы предотвратить это взаимодействие.

PF4 реагирует с аденовирусным вектором

Изображение: Chun Kit Chan, Arizona State University

5
Пользу от вакцин признали превышающей риски

Ученые отмечают, что ни один из гипотетических механизмов тромбоза не объясняет сразу все наблюдаемые данные. Это может быть связано с неполной клинической картиной и крайне редкими случаями осложнений, то есть данные скудны для того, чтобы делать окончательные выводы. Центры по контролю и профилактике заболеваний США, а также другие научные и медицинские организации продолжают сообщать, что вакцинация остается наилучшим способом защитить людей от COVID-19 и его последствий, а преимущества намного перевешивают риск любых известных побочных эффектов, в том числе крайне редкого тромбоза.

6
Впервые о развитии осложнений сообщили весной 2021 года

Впервые о развитии осложнений после использования аденовирусной вакцины Oxford-AstraZeneca сообщалось в марте 2021 года. У госпитализированных и нескольких скончавшихся наблюдались нарушения в свертываемости крови и развитие тромбоза, в результате чего некоторые страны приняли решение о временной приостановке вакцинации до выяснения обстоятельств. Расследование связи прививки с опасным для жизни состоянием показало, что вакцина действительно вызывает крайне редкие случаи синдрома тромбоцитопении. Согласно исследованию, опубликованному в британском медицинском журнале The Lancet, из миллиона вакцинированных первой дозой вакцины лишь восемь человек сталкиваются с проблемой образования тромбов. Среди тех, кто получил вторую дозу, тромбоз не наблюдался.