Верховная Рада Украины во втором, окончательном чтении проголосовала за принятие законопроекта, позволяющего запретить в стране каноническую Украинскую православную церковь (УПЦ). Решение даст судам возможность ликвидировать церковные приходы и передавать их в собственность другим религиозным организациям, в первую очередь раскольнической Православной церкви Украины (ПЦУ). По замыслу президента Владимира Зеленского, который активно продвигал эту инициативу, принятие законопроекта должно «укрепить духовную независимость» украинцев и избавить их от «манипуляций» со стороны России. Что на самом деле ждет миллионы прихожан Украинской православной церкви и какими последствиями ее запрет может обернуться для страны и общества — разбиралась «Лента.ру».
Законопроект № 8371 «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций», который подразумевает запрет религиозных организаций, связанных с Россией, был одобрен Верховной Радой в первом чтении еще в октябре прошлого года. Его охотно поддерживала как правящая партия «Слуга народа», так и большая часть парламентской оппозиции.
Изначально планировалось, что подготовка ко второму чтению не займет много времени, однако, как пишет издание «Страна.ua», команда президента попросила депутатов придержать законопроект из-за возможной негативной реакции США.
По данным журналистов, власти также опасались возможного раскола в обществе: число прихожан канонической церкви в стране исчисляется миллионами, среди них немало военнослужащих Вооруженных сил Украины (ВСУ), участвующих в боевых действиях против России.
Впрочем, уже 13 августа президент Владимир Зеленский выступил с заявлением, что вся Украина готова поддержать решение, которое «укрепит духовную независимость». Очевидно, речь шла о голосовании депутатов Верховной Рады по законопроекту о запрете канонической церкви.
Принятый законопроект содержит норму, позволяющую судам запрещать деятельность любой религиозной организации, которая аффилирована с «центрами влияния» в России. «Этот законопроект предлагает четкую и понятную процедуру устранения вражеского влияния со стороны центров страны-агрессора на религиозную жизнь нашей страны», — пояснили в Государственной службе Украины по этнополитике и свободе совести.
Под «российским влиянием» власти подразумевают каноническую преемственность Украинской православной церкви от Русской православной церкви. При этом еще 27 мая 2022 года Собор Украинской православной церкви, прошедший в Киеве, принял решение о своей «полной самостоятельности и независимости», внеся соответствующие изменения в устав, и выразил несогласие с поддержкой Патриархом Московским и всея Руси Кириллом специальной военной операции России на Украине.
Против закона о запрете Украинской православной церкви почти в полном составе проголосовала группа «Платформа за жизнь и мир» во главе с Юрием Бойко. Против — 17 голосов депутатов этой группы, 7 депутатов группы «Возрождение Украины» и 4 депутата от «Слуги народа».
Партия президента Владимира Зеленского, однако, в основном проголосовала за инициативу и дала ей 173 голоса (при численности фракции в 233 депутата). Остальные фракции и группы также поддержали закон почти в полном составе.
В результате законопроект был принят 265 голосами депутатов при 226 необходимых, против выступили всего 28 депутатов.
Согласно законопроекту, он вступит в силу через 30 дней после официального опубликования.
Вслед за этим Государственная служба Украины по этнополитике и свободе совести начнет выносить предупреждения общинам Украинской православной церкви о необходимости «устранить связи» с «государством-агрессором».
Как утверждает один из адвокатов УПЦ Роберт Амстердам, на практике это будет означать, что приходам предложат перейти во временное управление Вселенского патриархата. «Фактически это означает создание нового экзархата в Украине. После чего приходы будут переподчинены ПЦУ», — объясняет он.
В том случае, если община откажется подчиняться требованиям государства, суд сможет вынести решение о ее юридической ликвидации.
Сопротивление клириков, кроме того, может быть расценено как основание для возбуждения уголовного дела по статье о коллаборационистской деятельности. Соответствующие прецеденты уже неоднократно возникали.
Одними из главных противников запрета УПЦ стали люди из окружения бывшего президента США Дональда Трампа. В частности, кандидат в вице-президенты от Республиканской партии Джей Ди Вэнс критиковал соответствующий законопроект и призывал США отказаться от финансирования страны, которая «лишает христианские общины религиозной свободы».
На территории Украины публичных противников запрета канонической церкви остается немного. Один из них, депутат Верховной Рады от партии «Слуга народа» Артем Дмитрук заявил, что получает сообщения о подготовке на него покушения в связи с политической позицией по этому вопросу. Против запрета канонической церкви высказался также известный боксер, чемпион IBF и IBO в легком весе, двукратный олимпийский чемпион Василий Ломаченко.
При этом комплиментарно о будущей норме высказались представители Всеукраинского совета церквей -- в частности, мусульманские и иудейские общины, входящие в его состав, а также представители раскольнической Православной церкви Украины. «Мы поддерживаем законодательную инициативу президента Украины по предотвращению деятельности таких организаций», — говорится в сообщении на официальном сайте Совета.
В 1918 году, после революции, Всероссийский поместный собор создал новую автономную структуру — Украинский экзархат, который существовал как самостоятельная единица в составе Русской православной церкви.
Незадолго до распада СССР экзархату было даровано самоуправление, так появилась Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП). Но не все клирики захотели войти в состав церкви, противники решения объявили о создании двух независимых церквей Украинской автокефальной церкви (УАПЦ) и Украинской церкви Киевского патриархата (УПЦ КП). Русская православная церковь объявила их неканоническими.
В 2018 году при активном посредничестве тогдашнего президента Украины Петра Порошенко эти структуры объединились в Православную церковь Украины (ПЦУ). После этого они обратились к Вселенскому патриарху Варфоломею с просьбой даровать ПЦУ автокефалию, то есть независимость. Официально она была утверждена 15 декабря 2018 года в Киеве.
Синод Русской православной церкви заявил о незаконности подобных действий и принял решение о разрыве евхаристического общения с Константинопольской церковью.