4 декабря в Нью-Йорке был застрелен миллионер, топ-менеджер страховой компании UnitedHealthcare Брайан Томпсон. Это дерзкое преступление вскрыло масштабные проблемы в сфере медицинского страхования США. Оказалось, что в обществе гораздо больше сочувствуют нападавшему, который якобы совершил правое дело, «уничтожив паразита», наживающегося на простых американцах. Несмотря на то, что медицина в Соединенных Штатах считается одной из самых дорогих, система здравоохранения не может обеспечить достойного качества жизни американцам. И дорогие страховки — лишь малая часть проблем. В этих условиях избранный президент Дональд Трамп анонсирует назначение на пост министра здравоохранения Роберта Кеннеди-младшего, выступавшего против вакцинации от COVID-19 и за народные методы лечения. О том, с какими проблемами сталкиваются американцы в медицинской сфере, почему государственная политика в области здравоохранения не увенчалась успехом и что может предложить команда Трампа, чтобы спасти положение, — в новом материале «Ленты.ру» из цикла о современных проблемах США.
В Соединенных Штатах последние годы ухудшаются показатели, связанные с качеством жизни и смертностью населения. Прежде всего началось отставание от других развитых стран по ожидаемой продолжительности жизни.
Если еще в 1980-х годах разницы между США и европейскими странами по этому показателю не было, то теперь разрыв составляет от трех до шести лет. «Даже если посмотреть на штаты с лучшими показателями по стране, они все равно отстают от других государств с развитой экономикой», — уточнял вице-президент по международной политике в области здравоохранения в Фонде Содружества Реджинальд Уильямс.
При этом существует большое расхождение по этому показателю не только между мужчинами и женщинами, но между представителями разных социальных групп и даже штатов. Так, минимальная продолжительность жизни отмечается на юге страны — в Миссисипи, Луизиане, Западной Вирджинии и Алабаме. Здесь она на целых 8-9 лет меньше, чем на Гавайях, в Миннесоте или Калифорнии.
С другой стороны, в США очень высок уровень младенческой смертности. Так, по данным Всемирного банка, в 2022 году он составил 6,3 случаев на тысячу детей, что в три раза хуже, чем, например, в Норвегии или Эстонии. Из европейских стран худшие показатели фиксировались только в Румынии, Албании, Украине и Молдавии.
Но даже выжившие дети и подростки в США находятся в опасности. Они с меньшей вероятностью доживают до совершеннолетия, чем их сверстники в других развитых странах. В США фиксируются гораздо более высокие показатели дорожно-транспортных происшествий и случаев использования огнестрельного оружия с участием несовершеннолетних.
Наконец, в США остается очень высоким уровень ожирения. Он почти в два раза превышает средний среди развитых стран. Помимо этого, почти каждый третий взрослый американец сталкивается в своей жизни с двумя и более хроническими заболеваниями.
Проблемы американского здравоохранения связаны, прежде всего, с системой медицинского страхования. В отличие от большинства развитых стран, страховки в США покрывают расходы далеко не всех своих граждан — часть американцев просто не может себе позволить купить дорогую страховку.
С другой стороны, само качество страхового покрытия тоже спорно. Страховки не покрывают все медицинские расходы, и при необходимости американцы все равно должны оплачивать их в основном из своего кармана.
Наконец, еще одна проблема заключается в отсутствии эффективной системы первичной медицинской помощи. Только 87 процентов американцев знают, куда они обратятся в случае проблем со здоровьем. И даже если у американцев есть свой терапевт, записываться к нему необходимо заранее, за несколько дней. А еще сложнее попасть на прием к специализированным врачам — очереди могу составлять до нескольких месяцев.
Известно, что в Соединенных Штатах доступ к медицинским услугам до сих пор остается неравным. Однако в последнее время все больше распространяется практика отказа в медицинском страховании из-за генетических предрасположенностей к различным заболеваниям.
Страховые агенты обязывают своих клиентов раскрывать генетические факторы риска заболеваний и при наличии таковых или повышают цены на свои услуги, или вовсе отказывают. И подобное решение принимается в рамках американского законодательства.
Впрочем, страховые компании настаивают на том, что, разделяя своих клиентов на разные группы по ДНК, они избегают общего повышения цен. «Страховщики жизни тщательно оценивают состояние здоровья каждого заявителя, определяя размер страховых взносов и покрытие в зависимости от ожидаемой продолжительности жизни», — рассказывал старший специалист в Американском совете страховщиков жизни Ян Грэбер.
В связи с дороговизной страховок в США все больше распространяется недовольство работой компаний в этой сфере. Часть американцев даже с ненавистью относится к страховщикам, что становится причиной преступлений. Так, в декабре 2024 года был застрелен глава страховой компании UnitedHealthcare Брайан Томпсон.
При этом, что удивительно, в США преступник вызвал сочувствие. Многие американцы увидели в нем народного героя, который готов расправиться с коммерциализированной системой здравоохранения.
Власти США уже давно признали, что частное медицинское страхование не решает проблем доступности лечения для многих групп населения США. В связи с этим еще в 1965 году при президенте Линдоне Джонсоне были учреждены национальные программы медицинского страхования — Medicare и Medicaid.
Первая из них рассчитана на пожилых американцев, вторая — на помощь малоимущим, инвалидам, детям из малоимущих семей и другим социально незащищенным лицам. Впрочем, один и тот же гражданин США может быть включен в обе категории и получать двойную поддержку.
Программы помогают оплачивать медицинское обслуживание, но покрывают не все медицинские расходы. Вместе с тем программа финансируется за счет налогов американцев.
Попытку исправить ситуацию в здравоохранении предпринял президент Барак Обама. В 2010 году он инициировал реформу, получившую название Obamacare — именно она предполагала медицинское страхование для всех американцев.
Благодаря Obamacare доля незастрахованных граждан действительно снизилась, но полностью решить проблему в сфере страхования не удалось. При этом реформа вызвала общий рост расходов на здравоохранение и уход со страхового рынка многих компаний. В результате чуть более половины американцев негативно оценивали Obamacare, ее стали активно критиковать, прежде всего в лагере республиканцев.
Несмотря на существующие проблемы в сфере медицины, в Соединенных Штатах одни из самых высоких расходов на здравоохранение. Они составляют до 17 процентов ВВП страны, тогда как 50 лет назад не превышали пяти процентов.
В среднем расходы на медицину составляют 13,5 тысячи долларов на человека, что, например, в два раза превышает средние расходы в Германии и в четыре раза — в Республике Корея. При этом рост расходов на здравоохранение еще более обострился в связи с пандемией COVID-19.
В свою очередь резкий рост расходов на медицину усугубляет дефицит всего федерального бюджета. Так, в июле 2024 года он составил почти 244 миллиарда долларов, увеличившись на 10 процентов по сравнению с прошлым годом.
Главная причина роста расходов на медицину — старение населения. К началу 2020-х годов доля американцев в возрасте более 65 лет теперь составляет 17 процентов населения и согласно расчетам к 2032 году достигнет 21 процента. При этом пожилым людям приходится тратить на медицинское обслуживание гораздо больше, чем другим возрастным группам.
С другой стороны, расходы на здравоохранение растут из-за увеличения стоимости медицинских услуг. Это объясняется не только внедрением новых, более дорогих технологий, но и отсутствием реальной конкуренции на рынке здравоохранения.
Администрация президента Джо Байдена признавала существование проблем в сфере медицины — в частности, высокую стоимость лекарств.
Впрочем, значительно снизить цены на медицинские препараты президенту-демократу не удалось. Зато в своей неудаче он обвинял республиканцев, которые в Палате представителей блокировали его инициативы в сфере здравоохранения.
С другой стороны, уже в последние месяцы своего пребывания на высшем посту Джо Байден все же попробовал изменить ситуацию на рынке медикаментов. Он объявил, что лекарства от ожирения станут доступными для американцев, поскольку будут покрываться программами Medicare и Medicaid.
По этим программам, около 7,5 миллиона американцев смогут получить соответствующие лекарства. По мнению авторов инициативы, ожирение должно быть признано хроническим заболеванием, а его лечение позволит избежать других проблем.
Впрочем, инициатива Джо Байдена опять-таки обойдется федеральному бюджету в миллиарды долларов и, таким образом, вызовет еще больший дефицит американского бюджета.
Первый срок президентства Дональда Трампа был связан с большим вызовом в сфере медицины — пандемией COVID-19. Именно эпидемию впоследствии стали называть одной из причин его поражения на выборах 2020 года. Президент не смог решить все проблемы, и опять же по показателям смертности Соединенные Штаты превосходили многие другие страны.
В ходе избирательной кампании 2024 года реформа здравоохранения, кажется, не стала главным приоритетом для Трампа, хотя одним из его лозунгов все же был «снова сделать Америку здоровой». В то же время в команде республиканца выделился своего рода ответственный за эту сферу. Им стал бывший демократ Роберт Кеннеди-младший, который сначала сам пытался бороться за президентское кресло в качестве независимого кандидата, но затем поддержал Дональда Трампа.
После своей победы Дональд Трамп соответственно объявил о выдвижении Кеннеди на пост министра здравоохранения и социальных служб. По мнению избранного президента, именно он сможет решить назревшие проблемы, в том числе диктат фармацевтических компаний на рынке медицинских услуг.
Впрочем, назначение Роберта Кеннеди-младшего встретили далеко не радужно. Так, основатель и глава агентства Bloomberg Майкл Блумберг назвал это решение катастрофической ошибкой, которая «может свести на нет» успех Трампа на выборах.
Кроме того, Кеннеди стали вспоминать разные неоднозначные заявления, касавшиеся именно медицинской сферы. К примеру, политик был известен скептическим отношением к вакцине от COVID-19 — он даже называл ее «самой смертоносной вакциной из когда-либо созданных» и сравнивал вакцинацию с Холокостом.
Роберт Кеннеди-младший также считает беспроводные сети вредными для здоровья. По его мнению, они разжижают мозг и приводят к раку. Более того, он не верит в существование СПИД и не считает его болезнью, которую вызывает вирус иммунодефицита человека, а лечить хронические заболевания предлагает народными методами.