В четверг, 6 февраля, на сайте Кремля появился указ президента России Владимира Путина об освобождении от должности генерального директора «Роскосмоса» Юрия Борисова. Новым руководителем госкорпорации назначен Дмитрий Баканов, ранее занимавший должность заместителя министра транспорта России. О том, куда перейдет работать Борисов, не сообщается. По словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, смена главы госкорпорации не связана с какими-либо претензиями к его работе и обусловлена ротацией кадров. Источник РБК в «Роскосмосе» считает иначе. По его словам, о смене руководителя большинство сотрудников госкорпорации узнало только сегодня утром, а принятое кадровое решение связано с неопределенностью вокруг реализации проекта Национального космического центра (НКЦ), строящегося на территории Центра Хруничева в Филях (Москва).
Борисов занял кресло главы «Роскосмоса» 15 июля 2022 года, сменив на этом посту Дмитрий Рогозина. Последний руководил «Роскосмосом» дольше всех — больше четырех лет с 24 мая 2018 года. До него госкорпорацию с 28 декабря 2015-го возглавлял Игорь Комаров, руководивший с 21 января того же года впоследствии упраздненным Федеральным космическим агентством. Увольнение Борисова совпадает с завершением действия Федеральной космической программы России на 2016-2025 годы и необходимостью принятия решений по поводу будущего российской ракетно-космической отрасли.
Одним из серьезных событий в госкорпорации за время его руководства стал первый пуск тяжелой ракеты «Ангара-А5» с космодрома Восточный. Старт носителя состоялся 11 апреля 2024 года и был признан успешным. В госкорпорации уделяют большое значение этому пуску, поскольку именно с тяжелыми ракетами семейства «Ангара» связывается будущее российской пилотируемой программы и способность к массовому выведению многоспутниковых группировок. В настоящее время по своей грузоподъемности действующие носители семейства «Ангара» уступают как снятой с производства ракете «Протон-М», так и имеющимся у США, Китая и Франции одноразовым ракетам. Несмотря на ведущуюся с 1990-х годов разработку ракет семейства «Ангара», летные испытания «Ангары-А5В» грузоподъемностью 37 тонн на низкую околоземную орбиту — носителя «Ангара-А5» с кислородно-водородным разгонным блоком (КВТК) — неоднократно переносились и теперь ожидаются не ранее следующего десятилетия.
Одной из самых больших неудач госкопорации стала миссия автоматической межпланетной станции (АМС) «Луна-25», которая 19 августа 2023-го вышла на нерасчетную орбиту и столкнулась с поверхностью естественного спутника Земли. Станция, запущенная 11 августа того же года с Восточного на средней ракете «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат», должна была прилуниться в районе кратера Богуславский вблизи южного полюса Луны. Причиной неудачи «Луны-25» названа программная ошибка. Среди разнообразных научных инструментов на борту российской АМС находился прибор «Пылевой мониторинг Луны» (ПмЛ), предназначавшийся для регистрации пылевых частиц, которые на обратной стороне Луны приобретают электрический заряд и левитируют над ее поверхностью. Теперь этот эксперимент российская сторона планирует осуществить в рамках партнерства с Китаем в ходе миссии Chang’e 7, запуск которой ожидается в 2026 году. Через четыре дня после падения российской АМС индийской Chandrayaan-3 удалось совершить мягкую посадку на поверхность естественного спутника Земли. С успешным спуском своей АМС Индия вошла в элитный клуб космических держав, способных осуществлять мягкую посадку на Луну, опередив в этом Россию. Говоря о перспективах российской лунной программы, Борисов заявлял, что не исключает перенос миссии «Луна-26» с 2027-го на 2026 год. В Российской академии наук (РАН) и «Роскосмосе» допустили, что запуск следующей миссии АМС «Луна-27» может пройти в два этапа. По словам академика РАН Льва Зеленого, окончательное решение о перспективах лунной программы не принято из-за нехватки финансов.
В декабре 2024 года «Роскосмос» сообщил о планах в 2025 году увеличить длительность полета экипажей на пилотируемых кораблях «Союз МС» к Международной космической станции (МКС) с шести до семи-девяти месяцев. В госкорпорации заверили, что это позволит каждые два года экономить по одному пилотируемому кораблю. В ноябре Борисов заявил, что Россия продолжает активно взаимодействовать с США по МКС и ожидает, что станция продолжит работу до 2030 года. Будущее российской пилотируемой космонавтики он связал с перспективной Российской орбитальной станцией (РОС), эскизный проект которой был утвержден только в 2024-м.
Своей приоритетной задачей на посту главы госкорпорации Борисов неоднократно называл запуск массового производства спутников. Основные мощности «Роскосмоса» для этих целей предлагалось сконцентрировать на двух предприятиях — компании «Решетнев» в Железногорске (Красноярский край) и Научно-производственном объединении имени Семена Лавочкина в Химках (Московская область). Сумма запрашиваемых госкорпорацией инвестиций в производство космических аппаратов оценивалась в 50-60 миллиардов рублей. Создание первого спутника планировалось к 2026 году. Параллельно с участием бизнеса госкорпорация планирует реализовывать программу «Сфера», предполагающую выведение сотен космических аппаратов. Стоимость проекта неоднократно пересматривалась и оценивается не менее чем в 600 миллиардов рублей. По итогам 2024 года Россия по темпам обновления спутниковой группировки находится на третьем месте в мире, существенно уступая США и Китаю, но обгоняя Евросоюз, Индию, Японию и Южную Корею. Большой отрыв Вашингтона и Пекина обусловлен развертыванием многоспутниковых группировок, к чему вскоре присоединятся Брюссель и, согласно заявлениям «Роскосмоса», Москва.
Борисов занимал должность главы «Роскосмоса» меньше по времени, чем Рогозин и Комаров. Во время руководства Борисовым госкорпорацией можно было наблюдать, к каким последствиями приводили действия, предпринятые его предшественниками. В частности, именно решения, принятые несколько лет назад при реорганизации Центра Хруничева, не только не закрыли проблемы этой организации, но и привели к созданию новых, что не могло не сказаться на госкорпорации в целом. С этими вызовами Борисов принял госкорпорацию, с ними же он их передает Баканову.