Неприглашенные

Про демиургов

Однажды мне позвонил друг и сказал: "Слушай, я тебе вчера вроде звонил, но что говорил - не помню. У нас вечеринка была... удалась, в общем, вечеринка. Я ничего лишнего не наболтал?" Конечно, говорю, наболтал, и немало. Друг потом долго извинялся.

Вообще, это часто бывает, что наутро после удавшейся вечеринки стыдно и надо извиняться. Вот и гендиректор "Коммерсанта" Демьян Кудрявцев после 20/100-летнего юбилея родного ИД href="http://damian.livejournal.com/582270.html" target="_blank">извинялся. Не наутро, правда, а через несколько дней.

В юбилейных панегириках "Коммерсанту" многажды href="http://lenta.ru/articles/2009/12/01/kommers/">отмечалось, что эта газета фактически сама создала себе публику - этакий респектабельный деловой класс. Создала - и сама же ее и привечала на своем юбилее. Точнее, малую, самую верхнюю часть этой публики - ньюсмейкеров и рекламодателей. Остальные читатели получили спецвыпуск газеты "Коммерсант", в котором первая полоса была отдана текущим новостям, а остальные - материалам каждого из прошедших двадцати лет.

И только ветераны "Коммерсанта" - те самые люди, которые эту публику, этот класс читателей деловой прессы создали, - не получили ничего. Из "стариков" на юбилей в Большой театр позвали только Владимира Яковлева - отца-основателя, первого владельца и первого главного редактора. Остальных никак не почтили. За это Кудрявцев и извинялся перед ними, многих перечислив поименно.

Андрей Orlusha извинения href="http://damian.livejournal.com/582270.html?thread=2988670#t2988670" target="_blank">принял. Александру А. Тимофеевскому, похоже, href="http://damian.livejournal.com/582270.html?thread=2981246#t2981246" target="_blank">пофиг. М.Ю. Соколов href="http://m-yu-sokolov.livejournal.com/1082229.html" target="_blank">заявил: "Это [неприглашение "коммерсантовцев" первой волны, и его в том числе, на юбилей - А.В.] хуже, чем свинство, - это ошибка" (по-французски, видимо, для пущей весомости).

За неприглашенных журналистов обиделась и значительная часть созданной ими (и тоже не приглашенной на торжество) публики. Не столько из класса, а из более широкого сословия, которое сформировалось не столько на информации "Коммерсанта", сколько на тех ценностях, которая под эту информацию была "подложена" - деловитости, осведомленности, вовлеченности.

Ну что ж это, в самом деле, такое! Они ведь создавали - и создали! - мир, в котором есть ньюсмейкеры и рекламодатели, НО НЕ ТОЛЬКО ОНИ!!! В этом мире деньги, власть и те, кто ими обладает, конечно, безусловная ценность, НО НЕ ЕДИНСТВЕННАЯ!!! В этом мире тоже есть признание, уважение, достоинство. Это, в конце концов, мир людей, а не счетов, акций и рекламных полос.

Демьян Кудрявцев извинился, но извинения эти уже никому не интересны.

А мне подумалось вот что. Эта самая публика, обидевшаяся за неприглашенных "старых коммерсантовцев", теперь ведь читает далеко не только "Коммерсант". Она теперь, в значительной степени благодаря этим неприглашенным, не просто ценит качественную информацию, у нее теперь страсть к информации. И заслуги "стариков" она признает охотно. Дескать, они привили нам вкус, а все что было потом - со всем этим бумом онлайн-изданий, блогосферой и всем остальным, - это все уже мы сами.

Нынешние журналисты - по большей части такие же "неприглашенные". Со всеми этими рассуждениями про "смерть традиционной журналистики", веб 2.0 и все такое прочее, едва ли кому-то придет в голову их чествовать. За нынешними журналистами заслуг вроде как никаких. Они вроде как уже и не нужны. Наоборот, все кому не лень готовы их обругать и научить, "как надо".

Эта просвещенная публика, превозносящая (по большей части - заслуженно) неприглашенных "коммерсантовцев", ценит их старые заслуги. А то, что многие из них с тех пор создали целую новую медиасреду (вместо ОДНОЙ газеты - ничего себе демиурги, а?), она попросту не замечает. Не думает об этом, потому что сама является частью этой среды.

Нынче, когда говорят об источниках информации, разговор немедленно съезжает на блоги. Демиургом скорее признают сервис (что-нибудь типа Twitter), чем журналиста (абстрактного). Интересно было бы посмотреть на эти "демиуржьи" сервисы без информации, добываемой и распространяемой журналистами, которых они, метафорически выражаясь, "не пригласят".

Другие материалы рубрики
Интернет и СМИ00:05Сегодня

Порвали два баяна

Россияне пьют водку и матерятся на камеру. Иностранцы готовы за это платить