Эстетические разногласия

Про красоту нашего советского прошлого

Я часто езжу по проспекту Мира мимо ВДНХ. И я никогда не обращал особого внимания на "Рабочего и колхозницу". Ну стоят и стоят. Огромные, монументальные, еще в кино их показывают. Ну и пусть стоят - мало, что ли, в Москве памятников?

Около пяти лет назад "Рабочего и колхозницу" демонтировали и отправили на реставрацию. Возмущенная советизированная общественность всколыхнулась: дескать, нас лишили символа. Но мне было все равно: я-то не советизированный, мне-то чего?

Но как-то раз, проезжая опять мимо ВДНХ, я вдруг очень остро почувствовал, что мне не хватает этой стальной громадины. И с тех пор всякий раз, когда я ехал этим маршрутом, мне делалось немного грустно.

В начале зимы 2009/10 года я опять ехал по проспекту Мира. И увидел вернувшихся на свое законное место "Рабочего и колхозницу". Деревья, высаженные вдоль проспекта, скрывали от меня изрядно подросший постамент, и мне казалось, что эта гигантская скульптура летит над землей.

Какой же это был восторг! С тех пор каждый раз, когда я проезжаю мимо ВДНХ, у меня улучшается настроение.

Недавно про эту свою внезапно возникшую эмоциональную связь с исполинским произведением Веры Мухиной я рассказал одному приятелю. Приятель стал на меня ругаться. Как же, говорит, можно любить эту страхолюдину, этот символ тоталитаризма?!? Я говорю: это же произведение искусства! А он: это пропаганда! А я: Маяковский тоже пропаганду гнал, что не мешает ему быть великим поэтом. А он: да какой Маяковский великий?!? Не может, мол, пропагандист быть великим. Тут я применяю против моего приятеля - отчаянного битломана - запрещенный прием: а Джон Леннон, говорю, как же тогда? Give Peace a Chance, а?

Меня этот разговор прямо-таки потряс. Как, оказывается, идеология может оглушить и ослепить человека - вполне, кстати, скептического и рассудительного! Она попросту не дает взглянуть на "Письмо Татьяне Яковлевой" или на тех же "Рабочего и колхозницу" эстетически.

Этот самый мой приятель, помимо всего прочего, является горячим сторонником идеи перезахоронения Ленина и всех остальных, погребенных у кремлевской стены. Мало того, он требует разрушить Мавзолей - тоже как тоталитарный памятник. Мои вопли: "Да как можно его сносить?!? Это же Щусев!!!" - не имеют ни малейшего эффекта. Я захожу с другой стороны: так что ж тогда, и ГЗ МГУ снести? Там, между прочим, советский герб на фасаде. И вообще все сталинские "Семь сестер" со всеми их звездами, серпами, молотами и снопами колосьев? Голосовский дом на Яузском бульваре? Там скульптуры тоже явно пропагандистские. ВДНХ с землей сровнять? Вместе с фонтанами и павильоном "Мясная промышленность" - там ух какой пропагандистский бык на крыше! И Новый Арбат с его немосковской, откровенно пропагандистской геометрической строгостью - туда же?

"Демократическая общественность", идеи которой (в довольно радикальной интерпретации, конечно) излагал в этих спорах мой приятель, полагает, что борьба с советской символикой - это борьба с наследием "совка". И с этим трудно спорить, потому что эстетического измерения в советских памятниках для них не существует. Я же, начитавшись Карамзина, убежден, что эстетика куда важнее идеологии. Прошло еще, конечно, не так много времени с момента крушения СССР, чтобы забыть ее, но уже достаточно, чтобы отделять одно от другого.

И ведь что характерно: едва ли не единственный московский новодел, вызывающий безоговорочное восхищение, - это новый вестибюль станции метро "Маяковская", выдержанный в стилистике советского конструктивизма. Все же потуги построить что-нибудь в "традиционном русском духе" выглядят жалко и убого.

Советская конструктивистская живопись, архитектура, промышленный дизайн, плакаты и образцы рекламы пользуются большой популярностью на Западе. Может, как раз потому, что западные люди не ушиблены "совковостью" - идеологией?

Историческая память имеет эстетическое измерение. Наша историческая память, углубляясь в прошлое, неизменно застревает где-то в 30-х годах. В том числе и в смысле эстетики. Отказ от конфронтации с советской эстетикой, ее принятие и будет победой над "совком".

Другие материалы рубрики