Блогосфера по-гарвардски

Много про политику и чуть-чуть про интернет

14 мая в аудитории 333 журфака МГУ, что на Моховой, собралось около десятка человек. Среди них были как представители журфака, так и люди, интересующиеся блогами и интернет-журналистикой. Но главное - там была делегация из Беркмановского центра по изучению интернета и общества при Гарвардском университете. Американцы изучают блогосферу Рунета и жаждут обратной связи.

Обычно к зарубежным исследованиям российских реалий принято относиться пренебрежительно. Грантовая борьба за свободу слова и общества стала поводом для создания многих малообъективных научных трудов.

Ученые не называют конечной цели своей работы, но то, что я увидел в аудитории 333, как говорится, внушает. По крайней мере, полученные результаты рассматривать гораздо интереснее, чем вечно молодую блогосферную москвичку "Яндекса".

В Беркмановском центре очень серьезно подошли к исследованию. Ученые написали поискового робота, который "читает" блоги и ищет взаимные ссылки. Потом он генерирует трехмерную карту, которая показывает, какие темы интересуют разные части блогосферы. Единомышленники на такой карте похожи на звездные скопления.

Согласно исследованию, англоязычная блогосфера состоит из двух политических лагерей и группы техноблогеров, пишущих про всевозможные гаджеты.

Все это связано миллионами линков, так что, скажем, американская политика глазами гарвардского робота похожа на столкновение чернильного пятна с крупинкой красной икры.

Арабская блогосфера делится на ливийскую, магрибо-французскую, исламистскую, египетскую, реформистскую и множества других. Кроме того, от нее отходит мостик в англоязычные блоги. Китайская блогосфера делится на проправительственную и оппозиционную зону, а также область политических дискуссий. Часть блогеров при этом виртуально мигрируют на зарубежные ресурсы.

Нет какого-то правила, по которому формируется блогосфера - это зависит от очень многих случайностей и интернет-традиций. Взять российские блоги: в представлении беркмановцев это пять почти не связанных друг с другом лепестков - блогохостингов. Самый жирный кусок - конечно, LiveJournal, на который приходится 80 процентов блогов.

Американцы провели интересный эксперимент. Вместе с блогами они проанализировали самые популярные СМИ. Выяснили забавные вещи. Так, газеты США, как показал анализ, пишут в основном о спорте и поддерживаемой ими партии. Зато американских блогеров чаще интересуют iPad и другие электронные устройства.

Российская медиасфера более-менее сбалансирована. Нам показали "облако" самых распространенных слов обычных СМИ. Там был привычный новостной набор: что-то вроде "Лех", "взрыв", "Бишкек", "Москва" и так далее.

Российские блогеры, напротив, гаджеты не любят, ведущие дневник пользователи политически гиперактивны. Судя по их писанине, они сообща делают программу "Время". Или газету "Правда". Самые популярные слова: "президент", "правительство", "министры". Остальные не лучше.

Но и это еще не все. На своей карте исследователи предусмотрительно отметили туманности националистов и оппозиции. Результат получился удивительный - и тех и других очень мало, однако они представлены несколькими крупными и авторитетными блогами, на которых все держится. Многие об этом догадывались и ранее, но теперь в этом можно быть уверенным.

Кто эти люди, изо дня в день пишущие про власти, и что именно они пишут, в Беркмановском центре пока не знают.

Но американцы работают над тем, чтобы это узнать. В конце концов, у каждой страны та блогосфера, которую она заслуживает.

Другие материалы рубрики