Самые поездатые

Об особенностях пригородных перевозок на Руси

Лето-2010 запомнится москвичам как эпоха транспортных коллапсов. То по дороге в Шереметьево внезапно начинается жизненно необходимый ремонт, парализующий крупнейшие магистрали на севере столицы, то с электричками творится черт знает что.

В понедельник, 5-го числа, возвращаясь с приятельской дачи, я битых полтора часа пытался уехать в сторону Москвы со станции Салтыковская. Сначала в этом непопулярном направлении поезда не ходили вовсе, а когда, наконец, заветная гусеница с красной полосой на борту подползла к платформе с нужной стороны, выяснилось, что сесть в нее категорически невозможно.

То есть, конечно, я вру (журналисты почти всегда врут) - при очень большом желании сесть было можно. Например, забравшись в уютный проем между вагонами и надежно ухватившись там за пару кронштейнов, покрытых вековым слоем маслянистой ж/д грязи. Еще оставался вариант погреться на солнышке, залихватски прицепившись к кабине последнего вагона, где машинистов нет, благо они все по долгу службы едут в первом.

На моих глазах таких смельчаков, обуреваемых желанием побыстрее добраться до любимой работы, отыскалось немало. Правда на крыше поезда никто не ехал, но YouTube доводит до нашего сведения, что и таким экстремальным способом отчаявшийся народ периодически пользуется.

До начала вечерней смены в "Ленте.ру" оставалось еще энное количество часов, поэтому я решил не рисковать жизнью и подождать следующего пригородного поезда. А пока оставалось лишь стоять на платформе и дивиться безумству храбрых. А они вели себя на редкость отчаянно и целеустремленно. Некоторые по нескольку раз пытались с разбегу войти в переполненный тамбур, но этот простой маневр вряд ли удался бы и тренированному квотербеку "Даллас Ковбойз", учитывая плотность народных масс.

Стоит ли говорить о том, что следующей электрички пришлось ждать еще добрых сорок минут и сесть в нее тоже было непросто. За это время в противоположном направлении прокатило несколько соблазнительно просторных составов. А по параллельной колее, идущей в стороне от платформы обычных электричек, периодически проносился туда и обратно комфортабельный экспресс "Москва - Железнодорожный - Москва" с развевающимися в окнах занавесками. Естественно, тоже почти пустой.

Судя по всему, отменять в массовом порядке электрички, идущие в Москву в будний день (особенно в понедельник) утром - это какая-то новая стратегическая концепция РЖД. Может быть, отдел маркетинга решил таким образом привлечь внимание людей к экспрессам, стоимость проезда в которых несколько превышает стоимость билета на обычную "собаку". Экспресс до Железнодорожного без льгот стоит 90 рублей, а билет на электричку - около 50.

Стратегия довольно рискованная, так как известно, что народ у нас прижимистый и до последнего будет ездить зайцем, прыгая через турникеты и бегая от контролеров. Не говоря уже о том, чтобы платить в два раза дороже за место в трижды комфортабельном экспрессе. А вот если какой-нибудь дуралей упадет с крыши вагона на ходу или сгорит заживо, коснувшись провода под высоким напряжением, проблемы наверняка будут у всех, кто отвечает за пассажироперевозки.

Впрочем, меня почему-то не оставляет ощущение, что отдел маркетинга РЖД, так же как и мифические "Сапсаны", не является главной причиной транспортных коллапсов на Руси. Ибо пару лет назад, когда ни о каких "Сапсанах" никто еще и слыхом не слыхивал, я столь же безуспешно пытался выбраться из Салтыковки в понедельник утром. И, боюсь, что в будущем - годика эдак через три - ситуация тоже вряд ли изменится. Слишком уж роковая роль отведена в нашем отечестве дуракам и дорогам. А для привыкших ко всему подмосквичей мантра на утро понедельника одна. Боже, храни маршрутки.

Другие материалы рубрики
Мир00:0122 октября
Мухаммад бин Салман Аль Сауд

Принц крови

Он убивает родных, тратит миллиарды и скоро станет королем
Из жизни00:05Сегодня

Королева Монако

Главу могущественной семьи убили ради денег. Виновника искали четыре года