Я не знаю, как часто начальник Московского метрополитена Дмитрий Владимирович Гаев бывает в метро. Сдается мне, что довольно редко, особенно на пересадочных станциях в часы пик. Нет, по служебным обязанностям ему наверняка приходится периодически ступать на эскалатор (техническое средство повышенной опасности - стойте справа, проходите слева), однако вряд ли он делает это чаще нескольких раз в неделю.
Между тем более 7 миллионов человек делают это ежедневно. И я сильно сомневаюсь, что их впечатления от поездок из дома на работу и обратно совпадают с теми, что испытывает Дмитрий Владимирович, картинно садящийся в пустой вагон во время открытия очередной станции.
Впрочем, если еще три дня назад недовольство москвичей подземкой выливалось лишь в разговоры на кухнях и в блогах, то два дня назад за дело взялись профессиональные привереды - Общество защиты прав потребителей. Эта инициативная, как принято выражаться, группа граждан решила не размениваться на мелочевку, а взяла и подала на ГУП "Московский метрополитен" в Мещанский суд. Получите - распишитесь.
Суть претензий потребителей к метро такова. Во-первых, на станциях неприлично жарко - бывает, что и до 32 градусов доходит (а это превышает санитарную норму на четыре градуса). Во-вторых, в вагонах слишком шумно - в одном из составов был даже зафиксирован уровень звукового давления в 104 децибел. Еще немного, и этот показатель будет сравним со звуком взлетающего самолета (после двадцати минут поездки в таком вагоне можно смело снимать уши и идти покупать новые). Кроме того, истцы недовольны износом лестниц и напольного покрытия, которое от старости стало уже небезопасным, а также отсутствием кондиционирования воздуха под землей.
У Дмитрия Владимировича Гаева и его подчиненных на эти претензии ответ обычно один: вас много, а я одна метро старое, строилось без расчета на такой пассажиропоток, делаем, что можем, да и вообще, мол, оно у нас и так самое красивое в мире. Нет, я искренне верю, что Дмитрий Владимирович делает максимум, чтобы эта махина, обслуживающая больше половины всех пассажиров в городе, внезапно не рухнула на наши с вами головы. Однако мне, обычному пассажиру, от этого ни на грамм не легче. А еще меня, примерного пассажира, удивляет то, как Дмитрий Владимирович реагирует на прямой вопрос о планах метрополитена по улучшению качества обслуживания своих клиентов: "Можем разве что солнышко выключить".
Смею предположить, что Дмитрий Владимирович немного лукавит. Вполне объяснимо, когда руководство метро отказывается внедрять современную систему кондиционирования на старых станциях, которые естественным путем охлаждаются промерзшим за зиму грунтом. Но когда даже в относительно новых вагонах, патриотично именуемых "Русич", невозможно находиться вполне здоровому человеку, вынужденному ловить порывы ветра из узких форточек - этого я понять не могу. Что и говорить про старые составы с милым названием "Еж", которых пока в московском метро большинство.
С этими "Русичами" вообще все сложно. Особенно с самой последней модификацией - 81-740.4/741.4. Их пока немного - всего несколько штук на Арбатско-Покровской и Кольцевой линиях. Но... они вообще для кого? Из хвалебных речей метроначальников можно сделать вывод, что они самые современные, удобные, да еще и с кондиционерами (низкий поклон), но на поверку все совсем не так приторно.
Взять хотя бы кондиционер, который работает через раз на третий. Или, например, сиденья. Извините, что я перехожу на личности, но я же видел вас, Дмитрий Владимирович, причем не только на фотографиях. Вы же на этом сиденье просто не поместитесь. Даже я, далеко не самый крупный пассажир, и то сваливаюсь с них. Я еду от дома до работы около получаса - Вы пробовали просидеть на таком сиденье полчаса? Я лично после нескольких неудачных попыток откровенно плюнул на это и теперь сплю в метро стоя. Неудобно, а что делать? И таких, как я, тысячи, уверяю.
Ну ладно, поспали - пора выходить. Идем к выходу. А там - четыре эскалатора, два из которых не работают. И это вечер рабочего дня, когда толпы уставших людей пытаются добраться до дома, а вместо этого вынуждены прессовать себе подобных в плотные брикеты. Это зачем? Это экономия на электричестве или на механизмах? Дмитрий Владимирович, поверьте, никому из нас такая экономия и даром не сдалась, а уж если вспомнить, что вы каждый год повышаете стоимость проезда...
Деньги, кстати, любимая тема, как руководства метро, так и пассажиров. Мы недовольны тем, что цена одной поездки с каждым днем приближается к целому доллару, а Вы на это парируете, что в Москве одно из самых дешевых метро в мире. Вы правы, я проверил - в Лондоне, Париже и Нью-Йорке один раз проехать в подземке стоит около двух долларов, в Мюнхене чуть дороже - три доллара, в Сан-Пауло чуть дешевле - полтора. Но мы же, право слово, не в Париже живем!
Раз уж мы заговорили о Париже. Наверняка все, кто приезжают в какой-нибудь крупный город, где есть метро, спускаются под землю - хотя бы просто посмотреть, "а как у них". Ориентироваться сложно, но быстро привыкаешь, потому что к туристам "у них" обычно относятся бережно. Представим теперь интуриста, которому надо попасть со станции Partizanskaya, где находится несколько недорогих отелей, на станцию, предположим, Barrikadnaya, где расположился прекраснейший Московский зоопарк. Без знания русского языка или хотя бы общего представления о кириллице - задача не из легких.
Конечно, на новых картах метро все названия станций старательно продублированы чудовищным транслитом, но на этом все. Никаких дополнительных указателей на самих станциях, не говоря уже об объявлениях в вагонах на английском, нет и в помине. Недавно нелегкая занесла меня в Бангкок - так вот там в метро почему-то никто не стыдится повторить для туристов информацию о местонахождении на английском языке. Это при том, что тайский язык намного ужасней для иностранца, чем тот же русский.
Даже для русскоязычного, но приезжего человека из другого города московское метро иногда становится неразрешимой загадкой. Автору этих строк известен случай, когда гость из братской в недавнем прошлом республики около получаса пытался разобраться в хитросплетении переходов на "Белорусской", но потерпел неудачу и был вынужден ретироваться. А уж если добавить к этому отношение самих работников метро к заблудившимся гражданам, то это вообще ни в какие ворота не лезет.
Еще несколько лет назад на некоторых стеклянных будках около эскалаторов можно было заметить написанную от руки табличку "дежурный у эскалатора справок не дает". Сегодня эти таблички напечатаны в профессиональных типографиях и украшают едва ли не все будки дежурных. Дмитрий Владимирович, скажите, метрополитен заказал их централизованно? Я правильно понимаю, что это такая новая политика метрополитена - плевать на клиента, который платит за пользование услугами перевозчика не самые маленькие деньги? И не надо, пожалуйста, говорить про "колонны экстренного вызова", которые никогда не смогут так же быстро и грамотно, а главное - понятно объяснить человеку, как доехать из пункта А в пункт Б.
...Я не знаю, как сложится судьба иска Общества защиты прав потребителей к ГУП "Московский метрополитен". Юристы говорят, что у него неплохие шансы, если, конечно, суд проявит независимость и принципиальность. И не то чтобы я не любил руководителей столичной подземки и желал бы им зла. Напротив - мне искренне приятно видеть всегда спокойного и улыбающегося Дмитрия Гаева, бодро перерезающего красные ленточки на новых станциях. Просто очень хочется, чтобы московское метро наконец стало не только самым красивым, но и самым удобным в мире.