Главное
14:57, 5 августа 2010

Пожарный случай Про горящие леса в блогосфере

Пионеры Веб 2.0 когда-то в прошлом тысячелетии мечтали о том, что блоги и социальные сети станут эффективным инструментом быстрого обмена информацией и самоорганизации общества. Что получилось из блогосферы на деле - мы можем наблюдать живьем здесь и сейчас. Но иногда все же случаются просветления. К сожалению, обычно по печальным поводам.

Очередным таким поводом стали лесные пожары в России, на которые блогеры, паче чаяний, отреагировали не только массовой истерикой, беготней по кругу и воплями "Куда смотрит правительство! Мы все умрем!" - но и быстрыми и решительными действиями, в которых угадывается (только не смейтесь сразу) искомое гражданское общество.

Одной из главных героинь развернувшейся в блогосфере благотворительной кампании по помощи погорельцам стала Елизавета Олескина (ЖЖ-юзер o_liska), получившая широкую известность после истории с Яммским домом престарелых. Она организовала у себя дома пункт сбора вещей, чтобы отвезти их погорельцам из деревни Криуши Рязанской области (сгорело 60 домов, 122 человека остались без крова), а затем и в другие места. Позже в ее ЖЖ также появилось руководство для начинающих благотворителей - разъяснения, какие вещи и каким образом надо жертвовать.

Вещи в Криушу добровольцы повезли в сопровождении журналистов и Рустема Адагамова aka drugoi.

29 июля в ЖЖ было создано ЖЖ-сообщество pozar_ru, которое, наряду с ЖЖ o_liska, стало одним из центров координации стихийно начавшейся благотворительной кампании. 2 августа к кампании присоединилась легендарная Доктор Лиза.

Историю проекта "Карта помощи", запущенного 2 августа, вообще стоило бы внести в учебники по Веб 2.0, если бы таковые существовали в природе. В ночь на 1 августа Марина Литвинович у себя в ЖЖ бросает клич: "Нужно взяться очень оперативно за помощь погорельцам". В комментариях ей указывают на пост Григория Асмолова, живущего в Вашингтоне. Тот рассказывает о системе Ushahidi, позволяющей собирать воедино информацию с различных сетевых социальных платформ и представлять ее в виде географической карты, что обеспечивает эффективную координацию действий людей, живущих в непосредственной близости от тех мест, где нужна помощь. Система была опробована во многих странах, где на значительных территориях происходили какие-то бедствия (Гаити, Чили, Киргизия, многие другие).

В кратчайшие сроки формируется команда, которая адаптирует Ushahidi на русский и запускает сайт "Карта помощи". Сайт вскоре становится вполне эффективной площадкой, на которой люди могут договориться, кто и чем может помочь, куда везти вещи и как переправлять их погорельцам в конкретных пострадавших деревнях.

К сожалению, далеко не все блогерские возмущенные вопли, претензии и вопросы доходят до Путина. По крайней мере, отвечает он не на все. Между тем, довольно интересно было бы услышать, что он скажет, например, по поводу другого нашумевшего поста, опубликованного утром 4 августа Андреем Мальгиным. Он проделал нехитрую, в общем-то, операцию: сопоставил заявления МЧС о том, что у него не хватает средств на тушение пожаров (в частности, недостаточно пожарных машин и денег на их закупку), с данными официального портала госзакупок. Выяснилось, что на покупку не слишком полезных при тушении пожаров джипов с роскошными акустическими системами, а также на мониторинг упоминаний МЧС и персонально Сергея Шойгу в интернете ведомство денег не жалело.

Разнообразные описания того, что происходит в горящих районах и как там нечем тушить пожар, в блогосфере необозримы. Чего стоит один только рассказ Аркадия Бабченко из "Новой газеты" о ситуации в Мордовии, содержащий убийственный афоризм: "Страна горит и тушит себя тазиками".

Короче говоря, лесные пожары лета 2010 года стали подтверждением одной нехитрой, в общем-то, мысли: что российская блогосфера может, когда надо и когда хочет, не быть унылым собранием приколов и копипаст. К сожалению, для этого требуется, чтобы в страну пришла беда.