Изучение результатов социологических опросов россиян, безусловно, занятие не для слабонервных - еще бы, ведь из них узнаешь, например, что 80 процентов граждан нашей страны не может вспомнить ни одного ученого-современника или что 32 процента уверены, что Солнце это спутник Земли. Впрочем, случаются и исключения (пусть, как известно, лишь подтверждающие правило).
Тут на днях довелось мне ознакомиться с в меру репрезентативным исследованием юмористических предпочтений россиян. Нет, не подумайте, речь в нем шла не о классическом противостоянии "Камеди клаба" и "Аншлага", а о том, какие темы наши с вами соотечественники считают запретными для шуток. Сразу скажу о хорошем: 25 процентов россиян заявили, что никаких табу нет и, следовательно, зная меру, можно шутить обо всем. Однако мы поговорим не о том, что в кои-то веки мое мнение по такому важному вопросу совпало с мнением столь большого количества наших соотечественников, а о том, какие темы россияне все же посчитали запретными.
Итак, столько же, то есть четверть россиян, полагают, что терроризм - не повод для шуток (неплохой результат, учитывая, что стать жертвой этого самого терроризма опасаются 80 процентов соотечественников). Не знаю, быть может, все эти люди просто переживают, что их шутки могут обидеть террористов, которые в отместку примутся творить свои черные дела в два раза активнее. Мне, однако же, кажется, что ситуация, когда некие незнакомые мне люди, которые без всякой видимой цели (на дворе уже давно не 90-е годы) хотят зачем-то взорвать меня и еще пару десятков пассажиров московского метро, сама по себе является абсурдной. И что прикажете с этим делать? Бессильно злиться или идти громить выходцев с Кавказа? Первое совершенно бесполезно, а второе - еще и не конструктивно. В общем, нормальному человеку в такой ситуации остается лишь преодолевать страх перед террористами с помощью доброй шутки. Например, такой:
По сообщению CNN, сегодня снова зафиксированы вспышки на Солнце. Ответственность за эти взрывы взяли на себя сразу несколько террористических организаций: "Аль-Каеда", баскские сепаратисты и боевики Доку Умарова.
Еще 21 процент респондентов полагают, что шутить нельзя о религии. Это заблуждение еще более дремучее, чем предыдущее. Попробуем подойти к нему с точки зрения верующего: скажите, вот если Бог есть, то разве Он лишен чувства юмора? Уверен, что нет - ведь это же с Его легкой руки на свет появились утконосы и финансовые кризисы. Более того, на веселый характер Творца, если верить отцу Андрею Кураеву, нам намекает сама Библия (интересно, есть ли такое же в Коране?) - разве не прекрасный в своей иронии комментарий отпустил Господь, обращаясь к только что изгнанному из рая Адаму, грязному, познавшему боль, облаченному в шкуры диких животных: "Ты стал как один из нас, знающий добро и зло"? В общем, в некотором смысле, воспринимая религию со звериной серьезностью, мы, можно сказать, обижаем Господа, создавшего нас по образу и подобию Своему. Так что вот:
Умер папа Римский. Стучит во врата Рая. Открывает ему заспанный апостол Петр и удивленно спрашивает:
- Ты кто?
- Я - папа Римский, наместник Бога на Земле.
- Кто-кто?
- Ну, папа Римский, глава Римско-католической церкви...
- Постой, сейчас схожу, уточню.
Идет Петр к Иисусу и говорит, мол, так и так, какой-то там у дверей утверждает, будто он наместник Бога, глава какой-то церкви. Иисус: "Пойду сам спрошу". Возвращается, еле сдерживая смех.
- Что такое? - спрашивает Петр
- Прикинь, тот рыболовецкий кружок, что мы с тобой две тыщи лет назад организовали, до сих пор работает!
Конечно, на этом список табуированных тем не заканчивается: так, еще 10 процентам россиян не нравятся шутки о родственниках (например, анекдоты про тещу), 7 процентам - о национальных меньшинствах (никаких вам "встретились еврей, грузин и русский"), еще 2 процентам - о сексуальной ориентации (ну, тут и так все понятно) и так далее.
- Чем отличается еврейская мама от террориста?
- С террористом можно договориться...
Опираясь на пару-тройку подобных примеров, можно сформулировать более или менее серьезный вывод из вышеприведенного несерьезного текста. Лучше всех претензии к шуткам на актуальные темы выразил 25-летний безымянный прораб из Ростова-на-Дону (проводившие исследования ребята из superjob, надо сказать, тоже подошли к работе с долей юмора, снабдив ответы великолепными цитатами респондентов): "Это приводит к ссорам и ненависти!"
И, надо сказать, господин прораб прав - все перечисленные шутки действительно не являются безобидными. Однако проблема заключается в том, что это вовсе не из-за выбранных тем, нет - просто сама природа человеческого юмора такова, что шутка становится смешной, лишь если от нее кто-то страдает. Не верите? Вспомните любой из своих любимых анекдотов и подумайте - действительно ли он никого не обижает?
Так что если вам хочется по-прежнему шутить и смеяться над шутками - смеющийся, кстати, такой же участник гипотетического оскорбления, как и рассказавший шутку - то придется смириться с тем, что вы при этом кого-то обижаете. Возможно, кстати, именно из-за этой способности к самоиронии и смирению перед неизбежным число людей в указанном исследовании, считающих, что запретных тем для шуток не бывает, растет с увеличением возраста респондентов. Так сказать, жизненный опыт дает о себе знать.