У нас дешевле

Александр Поливанов о ссоре супермаркетов для богачей

В Москве есть сеть магазинов, в которых можно купить сыр Reblochon de Savoie с мытой корочкой, медовый йогурт Fermier в глиняном стаканчике, шотландское пиво Traquair Bear Ale и устрицы. И есть другая сеть магазинов, где продаются конфеты от фабрики Pinson из Нанта, мадленки Mireille Faucher, оливковое масло Frantoi Cutrera с Сицилии. И вот две эти сети магазинов поссорились.

"Азбука вкуса" и "Глобус Гурмэ" существуют в Москве уже давно, но нельзя сказать, что москвичи к ним привыкли: до сих пор наличие таких магазинов вызывает у 99 процентов жителей столицы чувство ноющего раздражения.

Действительно, сложно хорошо относиться к месту, где одна бутылка вина стоит половину твоей месячной зарплаты. Где за йогурт просят отдать 300 рублей, а за маленький тортик - две тысячи. Где надо провести полчаса, чтобы найти товары российского производства. А главное - по этим магазинам ходят преуспевающие люди, миллионеры и мультимиллионеры - и от них так и веет этим противным для любого среднестатистического россиянина довольством собой.

Это довольство собой проявляется не только у клиентов, но и у работников магазинов. Почему-то они думают, что вежливость по отношению к клиенту и овощи с фруктами первой категории свежести (она же последняя) - это прерогатива богатых. Если ты зашел в "Азбуку вкуса" со своими 300 рублями, чтобы купить любимый хамон, а вот за хлебом отправляешься в магазин по соседству, потому что на багет у тебя денег нет - на тебя смотрят с презрением и посетители, и продавцы.

И все же и "Азбука вкуса", и "Глобус Гурмэ" Москве нужны. И не потому, что раз в столице есть богатые люди, то их надо обслуживать (по такому принципу в магазинах для бедных должны продавать исключительно полугнилую картошку, а продавцы стоять за советскими кассовыми аппаратами), а потому, что "Азбука вкуса" и "Глобус Гурмэ" постепенно поднимают качество обслуживания в других, "нормальных" супермаркетах. Остальные сети как ни крути будут подтягиваться к "элитным", а тем, в свою очередь, надо будет придумывать какую-нибудь очередную фишку, чтобы оправдать свои лихие наценки. Или освобождать место для других, более "элитных" супермаркетов.

Первый шаг к тому, чтобы перестать считаться люксовыми магазинами, "Азбука" и "Глобус" сделали в июне. "Азбука вкуса" отменила 10-процентную скидку по своим картам лояльности, оставив ее только на ограниченный набор товаров. В компании объяснили это тем, что снизили цены на несколько категорий продуктов, сделав их более доступными. Но какое дело до доступности "Чудо-йогурта" тем, кто хотел бы чувствовать свой, как говорят в рекламе, "эксклюзивный" статус, расплачиваясь по карте лояльности за дорогие вина и паштеты?

В "Глобусе Гурмэ" поступили тоже не самым мудрым образом: компания стала предоставлять по картам "Азбуки вкуса" скидку в своих магазинах не в 10, а в 12 процентов. Кроме того, в "Глобусе Гурмэ" объявили прием карточек "Азбуки вкуса" в обмен на скидку в 15 тысяч рублей (!) на карты самого "Глобуса".

В "Азбуке" тут же парировали, назвав это решение "экономически абсурдным", и добавили, что в "Глобусе", вообще-то, цены намного выше, чем в "Азбуке".

Таким образом, о ценах на продукты заговорили те, кому этого решительно не нужно было делать. В дорогих ресторанах, как известно, есть "мужское меню" и "женское" - последнее отличается тем, что в нем не проставлены цены. Для постоянных клиентов "Азбуки вкуса" и "Глобуса Гурмэ" ценники на полках были этим самым "женским меню" - в них вычитывали все, что угодно, но только не стоимость товаров.

Теперь, когда владельцы супермаркетов заговорили о ценах, их магазины как будто сами упали в цене. А как их называть теперь - "дорогой Копейкой" или "супердорогим Усачевским рынком" - это уж каждый пусть решает сам.

Экономика00:01 9 декабря

Понять и простить

Простым грузинам спишут миллионные долги. Россиянам так не повезет
Экономика10:30 4 декабря

Хуже некуда

Apple покупает Tesla, пока Америка сидит без света. Пугающий прогноз на 2019 год
Экономика09:33 7 декабря

Принцип трансформации

Украшение может быть актуальным всегда, считает основательница бренда VoDa Jewel