Пигмей

Антон Ключкин о Прохорове и его команде

4 декабря 2011 года в России пройдут выборы в Госдуму. Победит, если верить результатам последнего опроса Левада-центра, "Единая Россия". Возьмут свое КПРФ и ЛДПР. Возможно, пройдет в Думу "Справедливая Россия". Пролетят "Яблоко" и "Патриоты России". При условии, конечно же, что предпочтения избирателей к декабрю не изменятся.

Перспективы всех этих партий на предстоящих выборах примерно понятны, поэтому гораздо интереснее присмотреться к единственной партии, все еще способной стать "черным лебедем" на ближайших выборах. Речь идет об "обновленном" "Правом деле" Михаила Прохорова.

Проходной барьер в Думу составляет семь процентов (партия, которая наберет от 6 до 7 процентов голосов, получит два мандата). Партию Прохорова сейчас готовы поддержать 3 процента из числа тех, кто пойдет на выборы. Гадать о том, попадет ли "Правое дело" в Думу, я не буду, но зато точно могу сказать, что одного голоса, который эта партия могла бы получить на выборах, она уже лишилась. Моего.

Не знаю, как вы, но я хочу пойти на выборы. Для того, чтобы поставить галочку в бюллетене, мне придется преодолеть четыре сотни километров (совмещу день выборов с визитом к родне). Наличие в бюллетене графы "против всех" сильно бы упростило ситуацию, однако за неимением оной к спектаклю "политические выборы" придется подойти более осмысленно.

Глупо, согласитесь, тащиться в другой город лишь для того, чтобы испортить бюллетень, поэтому я, скорее, предпочту другую стратегию "несогласного" и проголосую за конкурента "Единой России". Вот только ни одна из действовавших до сих пор партий мне не симпатична, поэтому я надеялся, что хотя бы Прохоров, пускай и через одобренное Кремлем "Правое дело", сможет сделать для меня спектакль под названием "выборы" более интересным.

Поясню логику. Во-первых, бизнесмен свежо смотрится на фоне надоевших андроидов, клоунов и внезапно прозревших сенаторов. Во-вторых, лидер "Правого дела" не тушуется и иногда способен довольно жестко и аргументированно отстаивать свою позицию в спорах с оппонентами. В-третьих, к человеку ростом за 2 метра поневоле проникаешься уважением. А для России, где главный публичный политик постоянно норовит раздеться и показать борцовскую грудь, подобные габариты, это, согласитесь, немалое преимущество.

Но не тут-то было. После начала предвыборной кампании стало понятно, что под Гулливера российской политики загримирован лилипут.

Дело даже не в том, что манифест "Правого дела" оказался коктейлем из банальностей. И не в том, что экономическая программа, судя по высказываниям Прохорова, упадет от яблони на максимально близком расстоянии. В конце концов, кто в России верит обещаниям политических партий. Для меня беда "Правого дела" в том, что ее руководитель, опытный в общем-то менеджер, как оказалось, совершенно не способен подобрать команду и грамотно провести избирательную кампанию.

Люди, которые работают над продвижением Прохорова в избирательные массы, оценивающие в России кандидата по "костюмчику", оказались паршивыми портными. Раскрутка "Правого дела" и ее лидера стартовала с желто-черных билбордов, украшенных лозунгами из культового фильма "Брат". Отвечали за столь неоднозначный старт предвыборной кампании "Правого дела" (цвета партии, лозунг с плаката - все ассоциируется с националистами, пускай и ошибочно), как стало известно, украинские политтехнологи, прославившиеся, в основном, тем, что в 2010 году обеспечили провал на украинских президентских выборах Арсения Яценюка.

Не меньше о "звезде" российского политикума говорит газета "Правое дело", которую под выборы и для партии выпустила медиагруппа ЖиВи, контролируемая миллиардером. Тиражом в 300 тысяч экземпляров (заявленный, не исключено, что будет больше) по стране распространяется такая волшебная чушь, что Прохорову впору требовать возмещения ущерба от собственных работников, среди которых, кстати, немало известных людей.

Судя по тому, что пишут о своем боссе сотрудники партийной газеты в разделе "Прохоров за неделю", глава "Правого дела" не дружит с техникой, производит "несколько странное впечатление" на фоне остальных политиков, верит в летающие автомобили, хранит в кабинете белого медведя и малину, а при наличии портрета Ельцина в кабинете садится исключительно рядом с ним. В припадке нежности к Прохорову летописцы его бытия начинают смаковать "дискотеку в специальном месте, где собираются богатые мужчины и женщины с надеждой на лучшую долю". Осталось только сменить лозунг "кто прав, тот и сильнее", на "кто прав, того и телки", но, боюсь, это будет слишком даже для самых активных сторонников "Правого дела".

Если верить газете "Правого дела", то в критический момент, когда Прохоров не может ответить на вопрос о том, что собственно он такой красивый забыл в Думе, политик заявляет "не скажу", и, представьте себе, не говорит. Принципиальный. Да еще и наливает себе чайку после этого. С лимоном. Ну как за такого не проголосовать, как бы намекают авторы газеты избирателю.

Завязав с бизнесом, Прохоров, похоже, заодно выключил какой-то важный участок мозга. В то, что он способен на подобный самоконтроль, поверить легче, чем в то, что двухметровый гигант, бившийся с конкурентами по бизнесу за каждую копейку, готов добровольно платить за то, что ему копают яму. Можно, конечно, предположить, что Прохорову не настолько уж и хочется попасть в Госдуму, как он утверждает. Это отчасти объяснило бы то, почему он так наплевательски подошел к первым, и, теперь уже, возможно, последним выборам в своей жизни.

Честное слово, ну надоело уже это магазинное хамство. Нам в очередной раз заворачивают в грязную газету второсортную колбасу. Да еще и бессовестно рассказывают сказки о том, что колбаса, мол, первый сорт. Колбаса-то, конечно, обрадуется, что вы ее тащите домой, но давиться ею будете вы.