Образование – не самый популярный предмет для обсуждения, но в последнее время он постоянно фигурирует в медиапространстве. Минобр очень активно проводит реформы, которые должны изменить жизнь всего чего можно – детских садов, обычных школ, специализированных школ, школ искусств, вузов, колледжей и так далее. Появление каждого нового законопроекта сопровождается валом критики.
Самый громкий скандал разгорелся прошлой зимой после публикации текста будущих федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) – документа, который полностью регламентирует, что и как будут изучать школьники. В новом законопроекте возникли интересные понятия обязательных и дополнительных предметов, и критики немедленно заговорили о неизбежном превращении школьников в безмозглое стадо – тем более, что в число обязательных для старшеклассников дисциплин попали только физкультура, ОБЖ, свежеизобретенный курс "Россия в мире", а также загадочная "проектная деятельность", модная на Западе, но совершенно чужая на российских просторах.
Разработчики ФГОС старательно отбиваются от обвинений в том, что они превращают Россию в страну дураков, и уверяют, что вовсе наоборот – реформы дают возможность старшеклассникам самим осознанно выбирать себе образовательную программу и тем самым приучают их к сложной взрослой жизни, где на каждом шагу нужно от чего-то отказываться. Кроме того, говорят разработчики, школьная программа сегодня чудовищно перегружена, и необходимо избавить учащихся от лишних часов прослушивания сведений, которые этим самым учащимся никогда в жизни не пригодятся. При этом президент при каждом удобном случае провозглашает, что Россия скоро станет страной победившей модернизации со столицей в Сколково. Не очень понятно, правда, кто будет работать в строящемся городе будущего, так как для паяния микросхем или работы с туннельным микроскопом требуется, в основном, понимание законов физики, а не места России в мире.
Разработчики реформ удивляются, почему граждане – причем из самых разных социальных слоев - так упорно выступают против вводимых изменений, ведь они же изо всех сил стараются на благо страны! Мне кажется, тем, кто пишет тексты законопроектов для образования, стоило бы на время отложить ручку или клавиатуру и перечитать книгу "Алиса в стране чудес", один из самых обаятельных героев которой как-то сказал: “Если ты не знаешь, куда ты хочешь попасть, то тебе все равно куда идти. Куда-нибудь ты обязательно попадешь”. Нынешний курс образовательных реформ ведет именно что куда-нибудь.
Прежде чем начать изменять существующую систему, власть должна определиться, а что же она, собственно, хочет от школы – важнейшего социального института, который формирует будущих граждан страны. И в зависимости от того, каких именно граждан мы хотим получить на выходе, стоит планировать школьные реформы.
Например, если государство хочет вырастить гражданское общество, то основной упор в школе стоит сделать на гуманитарные дисциплины - историю, литературу, обществознание. Причем нужно не просто увеличить количество часов, а изменить подбор учебных материалов и способ их подачи. Время, выделяемое на естественные предметы, при этом неизбежно придется урезать, а специалистов по точным наукам готовить, например, в специализированных физ-мат школах.
Если же власть сочтет, что для будущего России первичны модернизация и выход на мировую научно-техническую арену, то в школьном образовании, напротив, необходимо усилить естественно-научную составляющую, а изучение литературы и истории сократить до возможно приемлемого минимума.
В том случае, если наверху будет решено, что Россия встанет с колен, только опираясь на беспрекословный патриотизм своих жителей, то предметы школьной программы должны подвинуться, уступив место отечественной истории, тщательно отобранной русской литературе и какому-нибудь специальному курсу политвоспитания. В оставшиеся часы можно вписать ОБЖ и физподготовку.
Но каков бы ни был курс, выбранный руководством страны, с ним надо определиться. Потому что именно отсутствие ясности в этом вопросе и есть основная проблема отечественных образовательных реформ.