Представим, что российская армия исчезла. Все, нет больше вооруженных сил в России. Телеканал "Звезда" закрылся, у Дмитрия Медведева отобрали его черную курточку с тиснением "верховный главнокомандующий", 9 мая по Красной площади не пройдет очередной парад.
Что случится первым делом после того, как в стране исчезнет вся зеленая форма? На нас нападут американцы? Вся территория от Балтийского моря до Южных Курил мигом покроется струпьями баз НАТО? Радио заговорит по-китайски?
Поверьте, нет. Первым делом по России прокатится вздох облегчения, который издадут молодые люди призывного возраста. Те, кто не видят для себя смысла служить в армии, но кого заставляют это делать; те, кто выбрал для себя другую жизнь, но кому приходится постоянно помнить об угрозе срыва этих планов; те, кто не замечал за собой никаких долгов перед родиной.
Дважды в год они мучаются вполне определенным вопросом: как не загреметь в армию? И далеко не все могут ответить на этот вопрос военной кафедрой в институте, медицинской справкой, или, не приведи господь, деньгами, вложенными в мохнатую лапу.
Вздох облегчения этих парней будет громким. В одночасье они станут свободными людьми, потому что перестанут чувствовать себя нарушителями закона, смогут вернуться в свои квартиры и полностью оценить богатство и великолепие окружающего мира.
Их ведь много - даже сами военные признают, что таких "уклонистов", как они называют противников обязательной службы, 200 тысяч человек. Двести тысяч, вдумайтесь! При том, что во время каждого призыва в армию отправляется только 120-130 тысяч. Это какое-то безумие, не правда ли? От армии бегает больше людей, чем туда попадает.
Понятно, что всегда есть кто-то, кого эти парни возмущают. В Совете Федерации, в Госдуме, в прессе, в соседнем подъезде - где угодно. Парламентариям проще - они как скажут, так и будет. Но обсуждение того, как сократить число "уклонистов", - оно ведь, что в парламенте, что во дворе - идет одинаково. "Управы на них нету", "а чегой они бегают?", "в тюрьму таких надо". "А еще давайте заставим их самих являться за повестками в военкомат. За паспортом же они в 14 лет сами приходят - вот пускай и за повесткой зайдут, не развалятся. А не то посадим, глядишь - научатся родину любить".
Да не научатся. Только еще больше возненавидят государство. Еще лучше - массово проигнорируют закон. Я слабо представляю себе, как можно будет противостоять такому молчаливому бойкоту - это что, каждый участковый с дежурным нарядом должен будет взять мелкую сеть и пройтись по своему району, сгребая всех молодых людей, не явившихся в военкомат?
Точно ли массовые облавы по всей стране будут способствовать стабилизации обстановки? Точно ли у полиции хватит сил на отлов всех, кого надо? Правда военкоматы будут выдавать пришедшим к ним призывникам бумажку "явиться в военкомат такого-то числа"? А зачем? Если они уже пришли?
Все это выглядит даже не сырой законодательной инициативой, потому что из сырых законопроектов всегда можно попробовать сделать что-нибудь полезное. Здесь полезного не выйдет ничего - ни для населения, ни для государства, а значит такой документ можно сразу отправлять на помойку - туда, где ему самое место. Убивать на него три думских чтения - бессмысленная трата времени. У депутатов и сенаторов его, конечно, очень много, но не лучше было бы потратить это время на что-то действительно полезное?
Например, вместо того чтобы выдумывать, как же заставить призывника расписаться на никчемной бумажке, хоть на секунду задуматься - как сделать так, чтобы ему хотелось служить в армии и не хотелось от нее бегать.
Или бумажка все-таки важнее?