Благотворительная экономика Александр Поливанов о выкупе акций ВТБ

В конце апреля 2012 года государственный банк ВТБ завершил выкуп акций у "обиженных" миноритариев. Тех самых, которые купили акции в 2007 году, поверив обещаниям правительства о золотых горах, но так и не получили от своих инвестиций никакой прибыли. До последнего момента казалось, что чиновники все-таки как-нибудь помешают этой противоречащей всякой рыночной логике выплате. Но нет, она прошла по расписанию. И стала одним из символов "путинского капитализма".

В самом деле, если какому-нибудь историку лет через 15-20 нужно будет описать "суверенную экономику" на одном примере, он вряд ли найдет что-нибудь столь же яркое и точное, как "дело ВТБ".

Если бы это пришлось делать мне, я бы первым делом напомнил своим потенциальным слушателям (читателям) узловые моменты этого дела. Они таковы.

1. В 2007 году госбанк провел размещение акций и привлек большое число "народных" акционеров - нескольких десятков тысяч человек. Каждый из них потратил на ценные бумаги ВТБ несколько тысяч долларов.

2. Сразу же после IPO акции ВТБ стали дешеветь. А после кризиса 2008-2009 года они упали по отношению к цене размещения в несколько раз. "Народные" акционеры пытались давить на руководство ВТБ, призывая его увеличить капитализацию финансового учреждения, но все было тщетно.

3. В 2012 году во время своей предвыборной кампании Владимир Путин "посоветовал" банку выкупить акции у миноритариев по ценам 2007 года. Иными словами, пойти на акт благотворительности и косвенно признаться в том, что на рынке ценные бумаги ВТБ не вернутся к уровням 2007 года еще очень долго, возможно - никогда.

4. ВТБ за рекордные сроки придумал сложную схему выборочного выкупа акций - чтобы исключить из заведомо антирыночного действия спекулянтов и одновременно не нарушить российское законодательство. Схема эта была принята, ВТБ потратил на свои акции больше 11 миллиардов рублей.

5. Акции ВТБ как стоили на бирже около шести копеек за штуку, так и продолжают стоить - рынок попросту не заметил выкупа.

Что общего у этой изящной схемы с моделью управления российской экономикой вообще?

Во-первых, наличие всех формальных признаков рыночных отношений: есть биржа, есть акции, есть миноритарии. ВТБ отчитывается перед акционерами по самым строгим международным стандартам. У банка есть выбираемый акционерами совет директоров, который ежегодно рассказывает владельцам ценных бумаг о проделанной работе.

Во-вторых, все эти формальные признаки рыночных механизмов не имеют ничего общего с тем, как принимаются решения в банке. Потому что есть Владимир Путин, который к банку - опять же, формально - не имеет никакого отношения, но который контролирует все, что происходит в финансовой организации. Кроме того, он руководит ВТБ, исходя из нерыночных соображений. Допустим, исходя из соображений о мифической "справедливости". Или, того хуже, соображений предвыборной агитации.

У обычной коммерческой организации есть несколько рыночных способов поднять цену акций. Например, провести выгодное поглощение. Или устроить ревизию дел в банке и повысить корпоративное управление, то есть выгнать взяточников. Или начать выкупать акции на рынке по рыночным ценам у всех желающих, создавая на них дополнительный спрос.

И вот, наконец, мы подходим к самому удивительному. Формально ВТБ мог бы воспользоваться всеми этими способами (некоторыми даже и воспользовался), но ни один из них в российской действительности не может привести к росту акций.

Так, покупка Банка Москвы, входящего в пятерку крупнейших банков России, не только не привела к увеличению капитализации ВТБ, но и вызвала серьезнейший скандал.

Начать скупать свои собственные акции банк не может, потому что это противоречит идее приватизации государственной собственности, на которой настаивает президент Дмитрий Медведев.

А вот повысить корпоративное управление (что предлагает, например, Алексей Навальный) ВТБ в состоянии. Но если представить, что из банка вдруг уволят команду президента и председателя правления Андрея Костина, капитализация ВТБ просто-напросто рухнет. Не потому что Костин такой гениальный управленец, а потому что он находится в хороших отношениях с Владимиром Путиным. Который, как мы выяснили, в конечном итоге и принимает все важные для ВТБ решения.

Без связей Костина на самом верху был бы невозможен не только выкуп акций у миноритариев. Вполне вероятно, что без них самого банка вообще бы давно не существовало, а его активы достались бы Сбербанку, Россельхозбанку, ВЭБу, частным финансовым организациям, наконец. Вернее даже так: эти связи - и есть главный актив ВТБ, именно они, а не сотни офисов, десятки тысяч клерков и миллиарды долларов на счетах котируются на бирже. И в этом отношении акционеры не остались обманутыми: именно связи Костина с Путиным позволили получить им вложенные в 2007 году деньги обратно.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше