Взлетное поле боя

С кем на самом деле спорил Якубович

На днях блогеры и СМИ обнаружили в Сети ролик двухнедельной давности — телеведущий Леонид Якубович отчитывает сотрудников «Аэрофлота». Причина конфликта — задержка самолета Москва-Хошимин: пока пассажиры несколько часов ждали посадки, представители компании отказывались с ними общаться, не объясняя, в том числе, и причину переноса рейса. Якубович отчитывает сотрудников «Аэрофлота» жестко, но без мата и не слишком грубо — даже не повышая голоса.

Реакция «Аэрофлота» на эту историю оказалась именно такой, какую и следовало ожидать. В компании не стали отрицать факты, вызвавшие гнев телеведущего, но поспешили назвать его поведение хамским. К этому посылу — мол, звезда зазналась — много кто присоединился. Ходят слухи, что сотрудники «Аэрофлота» даже собираются подавать в суд, ведь 68-летний Якубович якобы кому-то там угрожал расправой. Прямых угроз в адрес сотрудников компании в ролике нет, но кто знает — может, у «Аэрофлота» имеется собственная версия видеозаписи.

Эта удивительная история показательна по двум причинам.

Во-первых, это, конечно, попытка перенести конфликт между клиентом и компанией в нравственную плоскость — минуя фактическое разбирательство. Очень удобный и популярный в наше время демагогический прием — обвинить противника в аморальности.

Особенно в этом поднаторела Госдума. Хотите пропихнуть пакет «антимагнитских» законов? Давите на безнравственность «продажи детей» в другую страну. Написали гадкую статью про Яровую из «Единой России»? Настаивайте на том, что она — женщина, а женщин, как известно, трогать нельзя (только если это не пенсионерка, которая бутылкой в ОМОН кидала — тогда можно и нужно). Выяснилось, что у патриота Железняка дети за рубежом? Отвечайте тем, что семья — это святое, семью трогать нельзя, поэтому человек, раскрывший эту информацию, — злодей. Ну и так далее.

В случае с Якубовичем этот ловкий прием, однако, обнаруживает важный недостаток. Телеведущий никогда не вел себя так, будто он — моральный авторитет. Более того, передача «Поле чудес» с точки зрения почвенническо-христианского консерватизма (кажется, сейчас это доминирующая нравственная парадигма) — крайне аморальна и развратна. Тут и культ поклонения деньгам, и символическое мздоимство в виде подарков от участников шоу, и ненавистное слово «капитал» в подзаголовке. Не говоря уже про ироническую отсылку к Стране Дураков в названии. Короче, нынче и за меньшее двушечку дают.

То есть поступок Якубовича следует расценивать как поступок обычного пожилого гражданина, проторчавшего в аэропорту пять часов. Многие бы из нас в этой ситуации обошлись без обсценной лексики и откровенной грубости? Сомневаюсь.

Вторая причина, которая делает эту историю по-настоящему интересной, вот какая.

Все свои знания об обязанностях стюардесс я почерпнул из комедии «Вид сверху лучше» с Марком Руффало и Гвинет Пэлтроу. То есть в этом вопросе я не особо сведущ, однако помню вот что: стюардессам, среди прочего, надлежит сохранять присутствие духа и вежливость в общении даже с самым неприятным, грубым и злым пассажиром. У стюардессы такая работа, а грубость пассажира — одно из возможных препятствий на пути к хорошему исполнению этой работы. Вообще, это в любой работе бывает: математику приходится решать сложные задачи, а доктору — ставить сложный диагноз. Или сообщать об этом диагнозе пациенту.

Возможно, я неправ, когда думаю, что и другие сотрудники авиакомпаний должны действовать так же, как стюардессы. Возможно, в должностные обязанности сотрудников ресепшна (по крайней мере, в компании «Аэрофлот») не входит требование сохранять присутствие духа в общении с самым неприятным, грубым и злым пассажиром. Однако это все равно — часть их работы. И, если говорить откровенно и без всяких эмоциональных оценок, та часть работы, с которой они справляются максимально отвратительно. Не дураки и дороги губят Россию, а непрофессионализм и совок.