Есть такая штука — называется репутация. Всем она знакома, и все понимают, что штука важная. Особенно, кстати говоря, это понимают люди публичные: народные артисты, политики и депутаты. Очень уж они своей репутацией дорожат. Чуть что не так про них скажешь — сразу начинают за нее переживать. В суды обращаются, и даже, бывает, денег не просят: лишь бы восстановить справедливость, всякую напраслину от себя отвести.
Для этого у народных артистов, политиков и депутатов есть даже специальные законы. Например, уголовные статьи за клевету и оскорбление власти — их особенно любит депутат Мизулина. Или другой известный депутат, Милонов. Он так за свою репутацию переживает, что не только за клевету, даже за шутки в адрес публичных людей предлагает уголовно наказывать. В общем, многое делается для того, чтобы и нам, гражданам, было понятно: покушаться на репутацию уважаемого человека, во-первых, плохо и, во-вторых, чревато финансовыми издержками.
Вот только какая незадача: почему-то репутация работает у нас избирательно и в одностороннем порядке. То есть если про политика или депутата сказать гадость, то его репутация страдает. А если политик или депутат позволяет себе говорить гадости про других — то не страдает. Ну то есть, понятно, что смотря про кого. Если, к примеру, депутат Милонов скажет вдруг гадость про депутата Мизулину, то интересно будет посмотреть, чья репутация пересилит. Но есть определенные группы лиц, про которых можно смело говорить гадости, совсем за свою репутацию не опасаясь.
Например, президент страны может высказаться про боевиков в том смысле, что их следует замочить в сортире и выковырять со дна канализации. Репутация президента не пострадает, и понятно — это же боевики. А может, например, про бороденки либеральной интеллигенции. Или про контрацептивы на лацканах оппозиционеров. А когда президент задает подобный уровень дискуссии, то что удивляться, что его примеру начинают следовать другие, менее высокопоставленные, но не менее публичные люди? Так и появляются размазанная по асфальту печень митингующих (пресс-секретарь президента Дмитрий Песков) и зарытые в землю сердца геев (телеведущий Дмитрий Киселев).
Перечень лиц, про которых можно безнаказанно говорить мерзости, постоянно пополняется: олигархи, геи, атеисты, американцы, наконец. А дальше — дело вкуса. Вот депутат Ирина Роднина считает в порядке вещей публиковать очевидно расистское изображение президента США. И искренне недоумевает, когда ей указывают на допущенную оплошность — мол, а что такого?
И ведь не скажешь, что уважаемая спортсменка не переживает за свою репутацию — ей просто не приходит в голову, что подобная выходка вообще может иметь к ее репутации какое-то отношение. И странно ожидать, что именно депутат Роднина будет иметь о репутации какое-то самостоятельное представление, отличное от прочих депутатов, министров и президента. Хотя было бы, конечно, приятно.
Но, может быть, теперь-то все изменится!
Есть такая штука — называется vanity search. Это когда вы сами себя ищете в интернете. Уверен, что всем упомянутым здесь депутатам эта практика хорошо знакома. И вот в следующий раз, когда Ирина Константиновна введет в «Яндексе» свою фамилию, в качестве подсказки поисковик предложит не «ирина» и не «депутат», а «обама» и «банан». Вот тебе и репутация.