Наука и техника
18:45, 4 декабря 2013

От создателей штанов Кому нужен йотафон

Андрей Коняев
Андрей Коняев

Йотафон — это такой телефон с двумя экранами: один экран — обычный; другой, на электронных чернилах, позволяет использовать устройство как читалку. При этом на чернильный экран можно выводить ту же информацию, что и на основной. Я держал этот телефон в руках — на чернильном экране фотографии смотрятся довольно забавно.

С точки зрения рынка мобильников йотафон — интересный эксперимент. Правда, не слишком оригинальный — в августе 2012 года, за несколько месяцев до анонса йотафона, E Ink Corporation (она, кстати, производит экраны для йотафонов) на выставке IFA показала прототип телефона с двумя экранами, обычным и чернильным. Вообще, экспериментальных гаджетов сейчас немало, все пытаются нащупать точку, откуда будет совершен следующий технологический прорыв. Последний прорыв случился по меркам быстрого века давно, он был связан с исчезновением клавиш и появлением сенсорных экранов.

Сегодня в Москве состоялась презентация этого самого йотафона. Прежде активным продвижением устройства занимался Сергей Чемезов, руководитель корпорации «Ростех». У «Ростеха» давние и запутанные отношения с YotaDevices — компанией-производителем телефона. В частности, сейчас «Ростех» — ее миноритарный акционер. Впрочем, Чемезова не было на презентации, поскольку вместо этого он пошел на встречу с Дмитрием Медведевым. И понятно, что настоящее представление йотафона произошло именно там. Встреча напоминала небольшой спектакль — с узнаваемой драматургией. Премьер-министр неожиданно вспомнил о том, что Чемезов обещал этой зимой показать новую российскую разработку, йотафон. По чистой случайности этот самый йотафон оказался у главы корпорации с собой — и он подарил его премьеру (судя по всему, без зарядного устройства).

Некоторые сцены спектакля оказались яркими и запоминающимися. Во время встречи Чемезов, рассуждая про йотафон, обронил: «Это стопроцентно российское изобретение». Потом признался, что российские телефоны собирают в Сингапуре, а экраны для них делают в Китае и Японии. Кроме того, на встрече звучала фраза про «пять инноваций» (на момент написания заметки полный список инноваций был недоступен).

И вот эмоциональный пик встречи. «Apple напрягся?» — спросил премьер. «Apple напрягся», — ответил глава «Ростеха». Надо полагать, сотрудники Apple если что и напрягли, то животы — от хохота.

Капустник в исполнении Медведева и Чемезова напомнил мне одну рекламу, которая сейчас идет по телевизору. Признаюсь, я очень люблю этот ролик — за широту размаха. Он не сконцентрирован на том, чтобы прорекламировать какой-то один товар. В его задачи входит продвижение всего отечественного. Вообще — всего.

Перескажу содержание ролика. Из Америки приезжает дядя. «Смотри, я джинсы тебе привез. Из Сан-Франциско!» — говорит дядя, потрясая заморскими штанами. Племянник, которому предназначены штаны, говорит, что, спасибо, мол, но сейчас модно носить российское. Потом все идут есть. В конце ролика дядя уезжает в свою богопротивную Америку, а мальчик на прощание повязывает ему шарф. «Так моднее», — сообщает он. Все смеются. 

Реклама эта вспоминается вот почему. Миры джинсов и наукоемких технологий устроены сейчас примерно одинаково. В первую очередь, это связано с тем, что нет нужды строить заводы, если ты хочешь что-нибудь производить; хоть штаны, хоть телефоны. В результате разработка продукта и его непосредственное физическое изготовление оказываются сильно разнесены в пространстве: в России, скажем, придумывают дизайн или архитектуру, а производят продукт на какой-нибудь азиатской фабрике. 

Из-за этого большинство товаров оказывается «мэйд ин Чайна», тогда как главной ценностью признаются идеи и смыслы. Таким образом, их создание — первоочередная задача для любой экономики, желающей называться развитой. И черт с ним, что йотафон делают не в России. Другое дело, что гордиться в наше время способностью проектировать мобильный телефон — это то же самое, что гордиться умением кроить штаны. Штаны и телефон давно уже изобретены — жаль только, что какими-то другими людьми.

< Назад в рубрику