Из жизни
08:59, 1 ноября 2014

Элита, которая вышла из моды Почему журнал Tatler стал главным раздражителем сезона

Арина Холина

Скандальное интервью Екатерины Песковой, бывшей жены Дмитрия Пескова, скандальная статья Марии Байбаковой, дочери Олега Байбакова, а на днях — пафосный и нелепый Бал дебютанток, апофеоз пародии на ту аристократию, которой хочет казаться наша финансовая элита. Колонный зал Дома Союзов, Maserati для доставки юных дев, оркестр, шикарные бальные платья... И все это такая же фальшивка, как сумочки Louis Vuitton у гостевых уборщиц из Таджикистана.

Этот бал — реплика с Бала королевы Шарлотты, который в начале учебного года устраивают в Лондоне. Традиция, в которой, откровенно говоря, тоже не много смысла. Девицы из богатых семей, от 17 до 20 лет, одеваются в белое и танцуют с начинающими банкирами, юристами и наследниками богатых семей. Раньше на таких балах дебютантки искали мужей, а сейчас на странице события написано, что это шанс для амбициозных девушек устроить свою карьеру и наладить связи с выдающимися людьми.

Судя по репортажам, выдающиеся люди на русском балу — это все те же героини Tatler, которым выпала возможность надеть настоящее бальное платье ручной работы. Только шансом этим многие не воспользовались — дресс-код, как обычно, соблюдали по принципу «кто в лес, кто по дрова».

Но проблема даже не в том, что светские дамы перепутали бал с открытием очередного магазина. А в том, что вся эта публика ничуть не изменилась со времен очерков Оксаны Робски, которая в 2005 году описывала жутковатый мир миллионеров с Рублевки.

Tatler появился в России в 2008-м и сделал отчаянную попытку облагородить русскую светскую публику. Шаболды из сгоревшего в том же году «Дягилева» в очерках журнала превратились в светских львиц, которые жизни не представляют без дворецкого и гувернера-австрийца. Девушкам дали фору в надежде, что за несколько лет они забудут о пергидроле и научатся говорить без «чо» и «типа».

В середине 90-х то же самое делала газета «Коммерсантъ». Журналисты придумали общество, которого не существовало в реальности. Из аферистов и рэкетиров они делали бизнес-элиту.

Это был гениальный проект, который мог сработать, лишь когда в стране не было вообще никаких ориентиров, когда простые указатели «направо» и «налево» казались откровением. В то время и обедневшие учителя, и недавние рэкетиры приняли предложенные правила игры. Возможно, просто от растерянности.

Прошло два десятка лет. И оказалось, что проблема не столько в женах, дочерях, любовницах или же их великих мужьях самих по себе. А в том, чего ожидает от них общество.

Ожидания точно есть — иначе не было бы такого массового негодования после очередных выплесков сознания этих девушек с крокодиловыми сумками.

Вот же на днях опозорилась еще одна светская девушка-дизайнер, Белла Потемкина (губы, локоны и платья по мотивам работ Ульяны Сергиенко). Потемкина снимала каталог своей новой коллекции и, конечно, наняла визажиста. Модель, жена певца Тимати была довольна работой и дала ссылку на визажиста в своем инстаграме. После чего Белла решила, что это достаточная награда за труд, и потребовала у визажиста назад гонорар, так как ей «сделали бесплатную рекламу». «Обслуживающий персонал должен знать свое место», — такое мнение Потемкиной.

О том же и была сенсационная статья Байбаковой в Tatler. О персонале. О том, что есть «они» и есть «мы». Они могут тратить на сумки 150 000 евро в год, и это делает их лучше. Мы — уборщицы, няньки, художники, журналисты, бухгалтеры, водители, архитекторы — лишь очередные расходы в графе «прислуга».

Помимо того, что это очень глупо, это еще и старомодный взгляд на вещи. Словно все эти люди до сих пор живут в 90-х.

Общество не согласно с такой элитой. Подобная элита унизительна, а мы устали от унижений. От фальшивящих певиц типа Евгении Васильевой, презентующей клипы из-под домашнего ареста (еще один громкий скандал октября).

У нас высшее образование, мы разбираемся в искусстве и технологиях, в моде, ходим на митинги, заботимся об экологии, открываем журналы, организуем благотворительные базары, но все равно «хуже», потому что у нас нет миллиарда (все помнят знаменитый афоризм безумного миллионера Полонского «у кого нет миллиарда — идите в жопу»)?

10-15 лет назад общество готово было с этим согласиться. Но теперь негласный договор протух. «Богатство любой ценой» вышло из тренда. А Tatler не заметил.

И когда представляешь себе идеальный мир, где «малышки на миллион» занимались бы чем-нибудь полезным и открывали бы культурные центры или хосписы, то понимаешь, что мы могли бы сейчас жить в другой стране.

Причина обрушившихся на Tatler насмешек в том, что он не создал новую действительность, а только ухудшил старую. Глянцевые журналы убедили нуворишек, что они органичны в своем невежестве и сумки, платья, особняки в Испании, яхты, их надменность, претензии — это восхитительно, изумительно, так и должно быть.

Во всем мире богатые занимаются благотворительностью и социальными проектами, и только наши жаждут хвастать горничными и фальшивыми родословными. Это смешно. Это как надеть «дорогой тренировочный костюм Adidas» для выхода в свет. В 90-е в центре Москвы вечером можно было увидеть гордо фланирующих молодых людей в подобных костюмах с выражениями лиц «жизнь удалась». Наша «элита» до сих пор так и фланирует.

Но вся мишура давно поблекла. Bentley остался Bentley, но его значимость в глазах общества упала до уровня тыквы. Потому что мы изменились. Мы выросли, а «элита» осталась там, где была. Мы ощущаем свою ответственность за жизнь вокруг и даже за бывших тусовщиц из кабака «Сохо», потому что никто не сможет на них повлиять, кроме нас.

Эти персонажи в первый раз столкнулись с тем, что мнение русского обывателя совпадает с мнением журналистов из Times (куда попал перевод статьи Байбаковой). И что мы и английские газеты — на этой стороне реальности, а они — в темных безднах.

Элите не важно было, что мы думаем, но очень хотелось в европейское высшее общество. И вдруг оказалось, что их не принимают ни тут, ни там.

Похоже, это стало неожиданностью как для героинь Tatler, так и для самого журнала.

Арина Холина

< Назад в рубрику