Творите что хотите

Искусство — это красиво и выгодно

Курс евро и доллара в конце недели пробил очередной потолок, рубль дешевеет на пару с нефтью. В правительстве заговорили о развитии внутреннего туризма и прощании с нефтяной иглой. Правильно. Что она нам хорошего принесла, эта игла? Если судить по расследованиям, опубликованным на разных «антикоррупционерских» сайтах, так львиную долю выгоды от высокой цены на нефть получали заграничные банкиры и продавцы недвижимости, а не «дорогие россияне».

И раз уж речь зашла о туризме и поисках новых точек развития экономики, есть смысл поговорить о таком недооцененном резерве, как искусство.

На этой неделе на месте заброшенного плавательного центра в британском городке Уэстон-сьюпер-Мэр неподалеку от Бристоля открылся тематический «антипарк» «Дисмаленд», созданный знаменитым граффитистом Бэнкси.

В России примерно в те же дни православные экстремисты пытались разгромить первую ретроспективную выставку известного советского скульптора Вадима Сидура в Манеже, испортив четыре работы, а сотрудники ОМОНа разогнали подростков, собравшихся на фестиваль красок «Холи» в столичном Измайлово.

Уэстон-сьюпер-Мэр — небогатый городок на берегу залива к северу от Лондона. Тут ветрено, сюда редко добираются туристы. После того как прошли слухи о том, что выставку делает сам Бэнкси, журналист сайта Yahoo Ли Моран приехал и отстоял в четырехчасовой очереди, чтобы вместе с тысячей местных счастливчиков попасть на выставку одним из первых. То, что он увидел, по его признанию, «вынесло ему мозг». Другие посетители рассказывают, что это было «невероятно», «потрясающе», «словно прогулка внутри картин Дали». Классическая английская погода с ее низко летящими тучами и поливающим со всех сторон дождем только добавляла пугающим арт-объектам нужного колорита.

Местные жители счастливы и ожидают, что в ближайшие пять недель городок посетят тысячи туристов. «А в будущем — кто знает?» — говорят они. Факт в том, что благодаря Бэнкси и «Дисмаленду» местечко Уэстон-сьюпер-Мэр появилось на мировых туристических картах.

Бэнкси — человек-легенда, настоящее имя которого официально не известно. Считается, что он родился в Бристоле в 1974 или 1975 году. Сегодня его работы признаны в Англии культурным достоянием, и стоимость домов, на стенах которых есть граффити Бэнкси, сразу возрастает, а их порча считается вандализмом. Туристы специально ищут в Лондоне и других городах места, где есть рисунки этого художника — они отмечены в туристических путеводителях. Его работы продаются за сотни тысяч долларов.

Сложно угадать, какова была бы судьба Бэнкси, родись он в России. Но после случая с фестивалем «Холи» кажется маловероятным, чтобы, например, Измайловская управа стала бы сотрудничать с художником, скрывающим свое имя, и предоставлять ему площадку для свободного самовыражения.

Люди, громящие выставки и запрещающие спектакли, ломают не только арт-объекты и портят не только настроение. Они громят нашу экономику — не всю, разумеется, но потенциально важную ее часть, ведь искусство может приносить большие деньги. Это аукционы, кинопрокат, коллекционеры, съемки, сувениры, это положительная пресса и, конечно, туризм. Чем больше в городе театральных площадок, граффити, хеппенингов, выставок и фестивалей — тем он интереснее для туристов.

При этом искусство — единственная область, где можно заработать «с нуля», без дорогих производственных линий и технологических прорывов. Достаточно не мешать, остальное художники сделают сами. Все, что нужно искусству для развития, — это защита от хулиганья и уверенность, что художнику не дадут «двушечку» за оскорбление каких-нибудь ценностей, а зрителей не покалечит ОМОН. Да и вообще принцип «не мешать» — знатный экономический ресурс, и с той ценой на нефть, что мы сегодня имеем, им пора начать пользоваться.

Россия00:0315 октября

«Нереально всем уделить внимание»

Российских раковых больных решили поделить на богатых и бедных. Что происходит?