Страусиная авиаполитика

О насущных проблемах авиационной отрасли России

Никита Кричевский доктор экономических наук, профессор

После аннулирования сертификата эксплуатанта у авиакомпании «Трансаэро» бизнес-образ флагмана российской гражданской авиации, государственного «Аэрофлота» претерпел неприятную метаморфозу — авиагордость России, лучшая авиакомпания Восточной Европы последних лет ни с того, ни с сего переродилась в ненавистного воздушного монополиста. «Трансаэро», некогда второй авиаперевозчик России, доведенный до ручки собственниками и менеджментом, а в последние месяцы еще и выстраивавший билетную пирамиду, кое-кем рисуется чуть ли не как альтруист-филантроп, с исчезновением которого «цены на авиабилеты в очередной раз взлетят до небес».

Но одно дело блогеры, как правило, «за интерес» представляющие далеко не всегда соответствующую действительности точку зрения, а в данном случае выступающие еще и медиаприкрытием проворовавшихся авиаторов. Совсем другой оборот возникает, когда некоторые чиновники занимают искаженную публичную позицию, нагнетая предгрозовые тучи в сфере пассажирского авиасообщения, при этом не утруждая себя разработкой конструктивных предложений по повышению транспортной доступности удаленных регионов страны.

В конце октября губернатор Приморского края Владимир Миклушевский заявил, что после прекращения полетов «Трансаэро» авиабилеты на прямые рейсы по направлению Москва —Владивосток стали недоступными для рядовых россиян. По его словам, стоимость билетов на прямые рейсы, которые теперь выполняет только «Аэрофлот», возросла в 3-5 раз, если покупать за несколько дней до вылета.

«Ситуация складывается крайне неприятная», — подытожил Миклушевский и обратился к полпреду президента в Дальневосточном федеральном округе Юрию Трутневу с просьбой увеличить количество прямых рейсов разными компаниями. Как будто полпред достанет из волшебного мешка дешевые авиабилеты вместе с дармовыми широкофюзеляжными самолетами и раздаст их всем желающим.

Впрочем, после официального опровержения «Аэрофлота» и подтверждения авиакомпанией неизменности «программы единых "плоских" тарифов на период до конца 2015 года на направления в ряд городов Дальнего Востока, а также в Калининград и Крым», приморский губернатор принес свои извинения. От которых простым дальневосточникам ни холодно, ни жарко — острота авиатранспортной проблемы не снизилась. И вот почему.

Прежде всего уточним, что «плоские» тарифы — часть социальной миссии «Аэрофлота», изначально убыточные цены на авиабилеты, потери, которые государство, в отличие от субсидированных тарифов, не компенсирует. Согласно программе «плоских» тарифов стоимость авиаперелетов в экономклассе из Москвы в Петропавловск-Камчатский, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Владивосток и обратно составляет 18 000 и 11 000 рублей в одну сторону с учетом такс и сборов, а путешествие из Москвы в Симферополь или Калининград и обратно — 7500 и 4500 рублей в одну сторону с учетом такс и сборов. Обращаю ваше внимание: «Аэрофлот» как государственная компания идет на материальные потери сознательно, чего частники позволить себе не могут.

В свою очередь субсидированные тарифы — это часть специальных госпрограмм субсидирования определенных авиамаршрутов (всего их более 30) с целью повышения доступности пассажирских авиаперевозок. Благодаря таким программам, пассажиры-льготники оплачивают лишь половину стоимости авиабилета, а вторую половину компенсирует государство.

К льготным категориям относятся граждане России в возрасте до 23 лет, женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет, инвалиды первой группы, дети-инвалиды, а также сопровождающие инвалидов первой группы и детей-инвалидов лица. Кроме того, для детей в возрасте до двух лет предусмотрена скидка в размере 100 процентов, правда, без предоставления отдельного места, а для детей в возрасте от двух до 12 лет — скидка в размере 25 процентов тарифа. Свобода передвижения трудоспособного населения многих российских территорий по-прежнему скована высокой стоимостью авиабилетов .

Как видите, убыточные «плоские» тарифы «Аэрофлота», аналогов которых в мировой практике нет, являются для других авиаперевозчиков основным камнем преткновения. Частные авиакомпании осознают, что выдержать подобную ценовую политику без финансовой помощи государства им не под силу, а потому предпочитают не расширять свое присутствие на указанных маршрутах. Единственным конкурентом «Аэрофлота» на дальневосточных авиалиниях была компания «Трансаэро», однако к чему привел ее демпинг ниже себестоимости, мы знаем. Другие авиакомпании летать столь печальным маршрутом не желают, что же до государства, то оно пока не спешит расширять программу авиатранспортного субсидирования.

Еще одно препятствие — отсутствие в авиапарках воздушных перевозчиков достаточного количества дальнемагистральных самолетов, из-за чего авиакомпании вынуждены осуществлять дальневосточные рейсы с промежуточными стыковками. Причем стыковки эти зачастую происходят за пределами нашей страны. Однако и в этом случае государство молчит, хотя могло бы через государственные институты развития предложить авиачастникам программы льготного лизинга дальнемагистральных воздушных судов.

Теперь проверим обоснованность утверждения администрации Приморского края, что до середины ноября пассажиры смогут приобрести билеты на рейсы «Аэрофлота» только на места бизнес-класса. Необходимая оговорка — эксперимент проводился 30 октября, а даты вылета из Владивостока в Москву и возвращение обратно запланированы соответственно на 5 и 8 ноября. То есть мы попробуем купить билеты, согласно приморскому губернатору, «за несколько дней до вылета», а заодно проверить утверждение, что цена выросла в 3-5 раз, то есть как минимум до 27-45 тысяч рублей.

Итак, на 5 ноября сайт «Аэрофлота» предлагает два прямых рейса Владивосток — Москва по цене 11 000 рублей за билет (тариф экономкласса «Премиум»). Билеты по 9000 рублей, к сожалению, проданы, зато у перекупщиков есть места на S7 Airlines с одной пересадкой в Новосибирске по цене 38 540 рублей. Если же мы не стеснены во времени, но желаем сэкономить, то к нашим услугам более дешевые варианты от той же S7 через Токио за 25 821 рубль или от «Нордстар» с привалом в Красноярске за 32 650 рублей.

Конечно, если постараться, то можно найти варианты не то, чтобы за 27-45 тысяч рублей, но даже за 256299 рублей с пересадками в Сеуле и во Франкфурте-на-Майне от «Аэрофлота» и Lufthansa, но это как-нибудь в следующий раз.

Теперь представим, что мы, сделав все дела в столице, решили вернуться во Владивосток 8 ноября опять же экономклассом. И снова к нашим услугам прямой рейс «Аэрофлота» за 11 000 рублей (вновь тариф «Премиум»), рейс S7 Airlines за 34 040 рублей, а также рейс S7 Airlines совместно с Emirates со стыковкой в Дубае за 36 320 рублей.

На этом маршруте также присутствует своя экзотика — скажем, можно вылететь сначала в Абу-Даби, потом в Сеул и лишь затем во Владивосток за неполный 21 час и какие-то 627 841 рубль, сравнив качество услуг «Аэрофлота» и Etihad Air, но это снова не про нас.

Всего же авиабилеты на прямые и стыковочные рейсы из Москвы во Владивосток и обратно по «плоским», субсидированным и стандартным тарифам мы можем купить у 25 российских и иностранных авиакомпаний, но по-настоящему доступными остаются лишь тарифы «Аэрофлота». Неудивительно, что билеты на рейсы этой госкомпании не достать.

Удостовериться в наличии авиабилетов по маршруту Владивосток — Москва и обратно с временным лагом в неделю может любой желающий. Но проверка ничего не изменит — большинство жителей дальневосточных регионов воспользоваться авиатранспортом по-прежнему может лишь по великим праздникам либо в случае печальной необходимости, авиакомпании конкурировать с ценой авиабилетов «Аэрофлота» в 18 тысяч рублей туда и обратно, как и раньше, не в состоянии, а государство, пытаясь сэкономить на собственных гражданах, предпочитает по-страусиному не замечать крайне тревожную ситуацию в авиаотрасли.

подписатьсяОбсудить
Патруль на границеЯдерное обострение
Индия и Пакистан на пути к войне
«Роль России и США в Сирии сильно преувеличивают»
Василий Кузнецов о происходящем в Сирии и других странах Ближнего Востока
U.S. based cleric Fethullah Gulen at his home in Saylorsburg, Pennsylvania, U.S. July 29, 2016. REUTERS/Charles MostollerГидра Гюлена
Кого Эрдоган считает своим главным политическим противником
«Символ мощи и непредсказуемости — конечно же, медведь»
Турецкие эксперты объясняют, что их сограждане думают о России и русских
uly 25, 2016 - Philadelphia, Pennsylvania, U.S - The March For Our Lives heads down Broad St. towards the Democratic National Convention at the Wells Fargo Center. The march is in protest to the nomination of Hillary Clinton at the DNC and is made up of a coalition of Green Party activists, Bernie Sanders supporters, anarchists, socialists, and othersДругой альтернативы нет
Что предлагают независимые кандидаты в президенты США
Закат Атлантропы
Как немецкий архитектор хотел спасти белую расу
Корабль у Марса (в представлении художника)Прощай, Земля!
Илон Маск представил план колонизации Марса
Во всю дурь
Как метамфетамин стал залогом побед гитлеровской Германии
Шедевр под носом
Самые популярные фотографии Instagram за сентябрь
Рожать нельзя помиловать
Как живет страна, где за аборт можно получить 10 лет тюрьмы
Джентльмен из песочницы
10 ярких поступков детей, поставивших на место знаменитостей и политиков
Богат бедняк мечтами
Фотопроект о реальности и фантазиях бездомных людей
Осенний набор
Все премьеры Парижского автосалона
Париж-2016
Репортаж с Парижского моторшоу: день первый
Великий увозитель
Все, что нужно знать о новом Land Rover Discovery, в 27 фотографиях
Лошади на литры
Самые вместительные машины с моторами мощностью 600 л.с. и больше
Стенка на стенку
Джоконда, покемон и Корлеоне с Чебурашкой — лучшее от уличных художников Москвы
«За годы ожидания мы выдохлись. Живем сейчас где попало»
История покупателей жилья, заселенных в недостроенные дома в Подмосковье
«Мне угрожали, обещали закатать в асфальт»
История валютной ипотечницы, которая прошла оба кризиса и ни о чем не пожалела
Что-то пошло не так
Как выглядят населенные насекомыми города, жизнь без неба и море над головой
Кто купил Америку
Десять человек, которым на самом деле принадлежат земли США