Если представить пирамиду государственных интересов в области структуры собственности, отвлекаясь от отраслевой ориентации, то вершина пирамиды будет увенчана крупными корпорациями-монополистами. На всех рынках, включая и рынок административного влияния на принятие решений в области государственной политики. Недаром все пристально изучают детали любых переговоров Александра Шохина (РСПП) с президентом, понимая, что к «крупняку» у нас принято прислушиваться и спасать на крайний случай, что и происходит в очередной раз с «АвтоВАЗом».
Далее следует средний бизнес. У него ресурс влияния пожиже, мелких проблем побольше, кредитные возможности несоизмеримо скромнее и, вообще, все непросто.
Спускаемся ниже: тонким слоем растекается малый бизнес. Ресурс влияния нулевой. Шума много, толку мало, барахтается на грани выживания, никого наверху не интересует — разве что как объект выколачивания мелкой ренты для мелких чиновников. Вроде ниже уже некуда. Ан есть! Индивидуальные предприниматели. Микроскопическая мелочь. Для власти — пыль под ногами. Специфика пирамиды — развитие идет не снизу вверх, выталкивая лучших на новый уровень, а наоборот: боги делят все ресурсы, сбрасывая крошки с олимпийского стола на этаж ниже. До самых маленьких не долетает.
Но в том-то и дело, что при падении платежеспособного спроса, росте скрытой безработицы и недоступности кредитов пыль становится фактором поддержки самозанятости и, вообще, психологической адаптации к новым условиям. По сути, это питательный планктон, благодаря которому все остальные, те, кто покрупнее, чувствуют себя увереннее и при сокращении рабочих часов, и при неизбежном увольнении работников. Плюс минимальная поддержка платежеспособного спроса через оказание множества услуг — тоже неплохо при длительной экономической депрессии.
По информации Минэкономразвития, 25 процентов поступлений в бюджет от малого бизнеса приходится на индивидуалов. Причем 2,5 миллиона — самозанятые. Около 12 миллионов — в тени. Почему? Да потому, что для работы «вбелую», им нужно нанимать бухгалтера и платить 30 процентов от фонда его заработной платы в качестве страховых взносов, упрощенный налог, налог на имущество. По разным данным, в теневой экономике трудятся около 20 миллионов человек.
Правительство решило амнистировать индивидуальную предпринимательскую деятельность. При условии регистрации предусмотрены освобождение от налогов и страховых взносов, включая налог на имущество, на 2-3 года, а также — амнистия по предыдущим «грехам». Идея хорошая, правильная. То, что неуловимо, проще легализовать и оставить в покое. Народ начнет крутиться, зарабатывать, причем легально.
Главное — вопрос доверия к государству. Какова цель? Всех вытащить на свет божий и потом содрать три шкуры? Или отчитаться о росте малого бизнеса перед президентом? Или, наконец, махнуть рукой на мелочь и дать народу подзаработать в условиях, когда за девальвацию платит именно население, а не бюджет и экспортные гиганты.
Надеюсь, что власть, в конце концов, поняла: при игре в кошки-мышки денег от планктона в бюджет не получить. Пора дать свободу самозанятости и стимулировать рынок самостоятельных игроков. Саморегулирование на базовом низшем уровне быстрее даст положительный эффект, чем агрессивное выметание пыли, считай — основной массы населения. Другое дело — срок надо увеличивать как минимум до 5 лет, а потом переводить на патент или упрощенку. Обещано. Посмотрим, как будет исполнено. С амнистией по возвращению крупных капиталов пока слабовато. Но у маленьких ничего нет. Им хотя бы просто на жизнь заработать.