В меру своей испорченности

Общественный резонанс — благо, а не зло

Кирилл Разлогов доктор искусствоведения, культуролог

Недавний скандал, который привел к закрытию выставки фотографий американского художника Джока Стерджеса, поучителен с самых разных точек зрения.

Для начала он мне напомнил давнюю историю. В начале 60-х годов минувшего века я поступил на подготовительные курсы искусствоведческого отделения истфака МГУ. Одним из моих сокурсников был юный выпускник средней школы, приехавший, как мы тогда говорили, откуда-то из провинции. На одном из первых занятий он, по-видимому, впервые попав в классический музей, в восторге подтащил меня к картине, на которой была изображена обнаженная женщина: «Во дают, охальники! Мало того что голую бабу повесили, так еще внизу "Акт" написали!» Поясню для неспециалистов, офицеров, депутатов и сенаторов, что «акт» в данном случае — принятое в музейном деле обозначение обнаженной натуры, не имеет ничего общего с половым актом, который был сгенерирован гиперсексуальностью моего молодого коллеги. Я намеренно не называю его имени (хотя и помню), поскольку он со временем стал вполне профессиональным искусствоведом. К счастью, он оказался обучаемым, чего не скажешь о большинстве участников последовавших за закрытием выставки обсуждений.

Надо обладать поистине больным воображением, чтобы усмотреть «детскую порнографию» в целомудренных, поэтических, человечных и нежных семейных фотографиях людей, которые пытаются жить в гармонии с природой. Но дело в том, что каждый понимает то, что видит, в меру своей собственной испорченности. В этом смысле выставка Джока Стерджеса может служить своеобразной лакмусовой бумажкой. Как-то я писал по совершенно другому поводу, что группа стражей порядка, которая с утра шантажирует водителей проверкой на «остаточный алкоголь» в крови, не может не быть коррумпированной, то есть преступной.

Точно так же обличители художественной выставки должны быть тут же направлены на психиатрическое лечение. Ведь борясь против искусства, они очевидно борются против собственных фантазмов, возникающих в их больном воображении. Конечно, тому есть объективные основания, будь то пуританство американской глубинки, гиперсексуальность призывников и строгости воинского устава, целибат католических священников, роль которых как рассадников педофилии в последнее время стала достоянием гласности, или подавленные желания иных представителей нашей политической элиты, преимущественно женщин, поскольку наша культура более терпима к мужским вольностям. Остается только гадать, какие видения посещают по ночам «борцов за нравственность», чтобы днем в меру своей испорченности они усмотрели порнографию в художественных фотографиях.

Понятно, что средства массовой информации не могли не ухватиться за столь лакомый кусок, чем еще больше запутали и без того введенную в заблуждение общественность. Ведь всех не заставишь учиться на искусствоведов. Но на некоторых аргументах стоит остановиться, хотя бы в целях ликвидации неграмотности. В последовавшем почти сразу вслед за событиями диспуте на канале «Россия 1» (меня туда приглашали, но я в это время работал на даче на спокойном озере Селигер, поэтому и даю письменный комментарий) наиболее разумной мне показалась позиция Александра Проханова, который говорил о сложностях отношения российской культуры с обнаженным телом (можно сказать и шире: христианской традиции с телесностью как источником искушения и греха). Когда же он перешел к конкретике, сказав, впрочем, вполне мирно, что попросил бы убрать фотографии своей 15-16-летней дочери или внучки, и распространил это требование на всю экспозицию, то упустил из виду, что изображенные семьи как раз против фотографий и их публичной демонстрации не возражали.

Вполне очевидно, что никакой эксплицитной сексуальности в самих фотографиях не было и нет. Она могла проявиться (и, видимо, проявилась) лишь в больном воображении чрезмерно активных зрителей. Ссылки на едва заметные в отдельных кадрах гениталии напоминают требования кастрации статуи Давида работы Микеланджело, копии и репродукции которой легко найти во многих музеях мира, в том числе и у нас в стране.

И вообще, что же делать с древними фаллическими символами и палеолитическими Венерами? Опять учить истории искусства? А что если великовозрастные сенаторы и представители Общественной палаты, в отличие от моего юного сокурсника, необучаемы? Как та знаменитая англичанка, заявившая, что непристойность (англоязычный юридический эквивалент термина «порнография») никуда не девается, «ведь под одеждой они все равно голые»?

Меня изумила формула, которой руководитель Центра фотографии имени братьев Люмьер Эдуард Литвинский объяснил закрытие выставки. Он заявил, что выставка «Джок Стерджес. Без смущения» была закрыта, так как вызвала общественный резонанс.

Я-то наивно полагал, что общественный резонанс для любого культурного события — благо, а не зло! Посещение любой выставки — дело добровольное. Не нравится, шокирует, — не ходи. Фотографии, в отличие от афиш, на улице не развешиваются. Именно так в цивилизованном мире решаются проблемы культурных различий. К сожалению, современный мир трудно назвать цивилизованным. Руководствуясь принципами, аналогичными тем, которые предлагает применять наша Общественная палата и сообщество офицеров (хотя, конечно, более жесткими), бойцы ИГИЛ («Исламское государство», запрещено в РФ — прим. «Ленты.ру») разрушили Пальмиру, и нам пришлось ее освобождать и теперь пытаться восстановить, а в либеральной Франции начали настоящую войну против буркини — скрывающих женские волосы и тело мусульманских купальных костюмов. Не хотелось бы, чтобы в России люди (в том числе облеченные властью) изживали свои комплексы подобными способами.

Обсудить
Кистью и краской
Неизвестные кадры Великой Отечественной через призму советской ретуши
Стив ДжобсГнилой пепин
Забытая история худшего в истории продукта от Apple
Ждите гостей
Доказано существование высокотехнологичной цивилизации в Млечном Пути
Попробуй повтори!
Как видеоповторы могли бы изменить историю мирового футбола
От Криштиану до Роналду
Самые яркие моменты встреч между сборными России и Португалии
Не стыдно и обидно
Гол Криштиану стал единственным в игре Роcсия — Португалия на Кубке конфедераций
Россия — пьяная душа
Как провинциальный русский трэш покоряет YouTube
Архивное фотоРедакционное мочилово
В Мексике наркокартели убивают журналистов, но власти не торопятся их защищать
Алексей НавальныйСтримы, злоба, Telegram
Как сторонники Навального блокируют интернет и транслируют протесты оппозиции
Не подарили, а намайнил
Россияне проспали очередную возможность заработать миллионы
Миллениалы в бегах
Куда иммигрировать молодому россиянину, мечтающему жить за границей
Аскот, ВеликобританияДень безумных шляп
Почему британские аристократы, съехавшиеся на скачки в Аскоте, так странно одеты
«Рига — это Рязань»
История россиянина, переехавшего жить в Латвию
 reaches up to the sky during the summer solstice at Stonehenge, near Salisbury in England, Tuesday, June 21, 2011. The ancient stone circle of Stonehenge is a World Heritage Site erected between approximately 3000BC and 1600BC and despite years of research the reason behind its construction remains a mystery. The summer solstice in the northern hemisphere occurs annually on June 21 and is the time at which the sun is at its northernmost point in the sky.Меч и мотоцикл
Зачем тысячи ведьм и друидов собрались возле Стоунхенджа
Кроссоверы, которые пора привезти в Россию
Любите кроссоверы? Вот еще несколько крутых моделей, которые не продаются у нас
Как в кино
Мы съездили в гости к Aston Martin, чтобы полетать на DB11. Да, именно полетать
Хвост виляет собакой
Наконец-то включаем дрифт-режим в новом Mercedes-AMG E63 S
Это лучшие двигатели в мире
Победители конкурса «Международный двигатель года-2017»
Вите надо выйти
Соседи несколько лет травят москвича, который отказывается переселяться
Без свидетелей
Дома для тех, кто ненавидит соседей
Москва за нами
Какие квартиры можно купить в пределах МКАД по цене до трех миллионов рублей
Классовая борьба
На смену дешевым квартирам в Москве пришел новый вид жилья
Да катитесь вы
Семейная пара отказалась от квартиры и поселилась в автобусе