Дед Мороз для взрослых

Почему Алексей Навальный начал президентскую кампанию

После долгой и загадочной паузы в политической деятельности Алексей Навальный вышел на свет и объявил, что будет участвовать в выборах президента.

Время для заявления выбрано довольно удачно — уже больше недели комментаторы жалуются на затишье во внутренней политике. Утихли слухи о реформе Администрации президента, мало обсуждают арест очередного богача в погонах. Да и вообще скоро Новый год.

Было бы еще веселей, если бы Навальный подождал до самого Нового года и объявил бы о своем решении, как Ельцин. Только вместо «я устал, я ухожу» — «я полон сил и прихожу». Но тут проблема в том, что политика Навального по федеральным каналам не показали бы — разве что в разоблачительном фильме (а они, конечно, скоро будут). Ладно. Так или иначе, Дед Мороз для взрослых уже принес нам под елочку подарок. Бодрого Алексея Навального, сбрившего бороду и готового к борьбе.

Зачем нужен Навальный и верят ли люди, что он действует самостоятельно? И еще более важный вопрос — симптомом каких политических процессов является его выдвижение?

Президентская кампания будет сложной. Владимир Путин обладает гиперлегитимностью, его победа с большим отрывом от любых других кандидатов — дело решенное. Но есть большая проблема с претендентами. Карты претендентов в российском «карточном домике» уже истрепаны от старости. Подлинная несменяемость и стабильность у нас не в «Единой России», а в списке оппозиционных кандидатов в президенты. Опять Явлинский? Опять Жириновский? Опять Зюганов? Сколько можно, а?

В 2012 году этот скучный конструктор украсил собой Михаил Прохоров. И получил, кстати, неплохой для олигарха результат —почти 8 процентов. Его участие и привнесло в президентские выборы какую-никакую интригу.

В 2018 году политическим менеджерам, отвечающим за президентскую кампанию, придется решить задачу посложнее. Как сделать выборы по-настоящему интересными, оставив их по-настоящему управляемыми; как показать реальную прозрачность и честность процедуры, но получить желаемый процент. Похоже, наступил тот момент, когда вечная колода поменяется. Не факт, что пойдет Жириновский. Велика вероятность, что и Зюганов уступит место кому-то помоложе. Допустим, что до регистрации доберется и Навальный. И вот картинка становится интересней. Значительно интересней. Не стыдно показать международным наблюдателям. Вот у нас реальная конкуренция, взгляните, даже люди либеральных взглядов могут выбрать между Навальным и Явлинским.

При этом очевидно, что власть Навального не боится. С 2013 года его политический капитал подтаял. Участие в выборах мэра Москвы стало его пиковым моментом — а все, что было после этого, сторонников ему не добавило.

С коррупционерами ФСБ, как выяснилось, может бороться не менее эффективно, чем навальновский ФБК. Могла бы сыграть тема консолидации оппозиции вокруг единого кандидата — но как мы знаем, в России этому не бывать. Политическая тусовка разочарована недоговороспособностью Навального и его стремлением тащить одеяло на себя при любом раскладе. За последнее время я видела в своей ленте много постов людей, которые раньше поддерживали Навального, а теперь разочарованы его поведением. И все громче звучит мысль, что он действует не самостоятельно. В глазах многих из субъекта политики он превратился в инструмент, которым решают свои задачи то одни, то другие «большие мальчики». Из Кремля или из Лондона они — неважно.

Позволить Навальному идти на выборы — это прекрасно укладывается в логику оттепели. Сейчас такое ощущение, что политические кланы заняты внутренней борьбой и чисткой рядов, а внутриполитическая риторика смягчается. «Давайте перестанем кошмарить либералов, отпустим на свободу культуру, пусть снимают и говорят что хотят». И в этот милый пейзаж прекрасно вписывается Навальный — политик европейского типа. Обратите внимание, как сделан его первый предвыборный ролик. Мягкие приглушенные цвета, никакой агрессии, мало прямых призывов, все очень вежливо.

И последний момент, который тоже много позволяет понять. На сайте Навального сразу открывается сбор денег на кампанию. Проходят сутки — и его команда утверждает, что уже удалось собрать 3,5 миллиона рублей. Вы видели когда-нибудь, чтобы в России краудфандинг шел с такой скоростью? Без поддержки федеральных каналов. Видимо, нашлись наконец крупные спонсоры.