Россия
01:04, 14 апреля 2017

«Я бы отдал церкви еще пять Исаакиев» Почему имеет смысл любой, даже самый хилый протест против действий РПЦ

Александр Невзоров (, журналист)
Александр Невзоров, журналист

Мне лично Исаакиевский собор, как и любое культовое здание, безразличен. Никакой красоты в этой большой чернильнице я не вижу. Конечно, из него можно было сделать роскошный арт-объект, который бы спровоцировал настоящее туристическое паломничество из всех стран мира в Петербург. Но для этого его изнутри должен расписать Вася Ложкин, а снаружи — Коля Копейкин. Помните, там есть витраж с изображением Христа? Его можно тематически заменить на прекрасное полотно «Кто здесь котиков не любит?» Насколько бы это было эффектнее и во всех смыслах этого слова разумнее!

Передавать Исаакиевский собор РПЦ вроде бы собираются 12 июля, в день святых мучеников Петра и Павла и именин Петра I, отношения которого с церковью были, мягко говоря, натянутыми. Почему же 12 июля? Попы просто любят даты и выбирают ближайшую подходящую. Говорят, что освящать собор приедет сам Гундяев, но беспокоиться на этот счет не стоит, Питер видел и не такое. Город пережил множество трагических событий, так что этим нас не напугать.

Некоторые считают, что передача Исаакия церкви ни на что не повлияет — людей в него как пускали, так и будут пускать. Пускать будут. Но как только он станет культовым зданием, как только там начнут командовать попы, все изменится. Музей — это свободное пространство, открытое для любых инноваций, для того, чтобы рассматривать и оценивать увиденное критически — в том числе и всякое старье тоже. Как только он становится церковью, появляются тетки «юбки в пол», которые шипят про свечки, везде ходят с царственным видом попы, и музеем там даже пахнуть не будет.

Эту ситуацию спровоцировало долгое и тяжелое занудство Гундяева и РПЦ, не прекращавшееся ни на минуту. Помните Паниковского из «Золотого теленка», который бегал за Александром Ивановичем и кричал «Дай миллион! Дай миллион!»? Примерно так вела себя РПЦ в отношении Исаакия.

Учитывая существование закона о реституции церковного имущества, и в том числе культовых зданий, отказывать ей было все сложнее, ведь отказ входил в противоречие с законом. К тому же, не будем забывать, что ничего в России не делается, пока из Кремля не раздастся стук.

Кажется, будто федеральная власть заняла выжидательную позицию, но она иногда просит (или распоряжается), чтобы ее не светили. Подобное происходит всегда, в столь знаковых и чреватых народным недовольством вопросах. А губернатор Полтавченко — чиновник, обязанный исполнять распоряжения, поступающие сверху. И он, уж не знаю с каким чувством, но взялся за дело.

Протесты действительно воспоследовали, и в них был смысл — блицкриг удалось сорвать. Пускай хилое и смешное, но очень благородное и красивое сопротивление было продемонстрировано. При этом я не понимаю позиции интеллигентов. Они бурчат о том, что нужно вернуть все, как было, пусть там будет и церковь, и музей. Но если это музей, то к нему попов даже близко подпускать нельзя. Нужно вернуть на место маятник Фуко и все остальное, что там было. Поэтому мне с интеллигентами не по пути, но оценить благородство, храбрость и очарование их действий я могу.

Они склонны отделять «коррумпированную коммерческую организацию РПЦ» от «чистой и светлой веры», не понимая, что как раз Русская православная церковь и есть абсолютно идеальное воплощение так называемой веры и всего, что заложено в это понятие. Предельно агрессивная, жестокая и бесцеремонная религия. Интеллигенты не осознают, что тут надо занимать совершенно иную, антиклерикальную позицию. Среди них нет атеистов, атеист в стране вообще один — это я.

Но я ценю даже самые малые проявления храбрости, особенно от людей, которые так любят и умеют бояться. Осмелиться идти наперекор грозной государственной машине — это уже очень много, от этого уже пахнет чем-то свежим.

Даже если протесты не приведут ни к каким последствиям, смысл в них есть. Вы же знаете, с какой скоростью все в России меняется. Колесо фортуны, которое сегодня так высоко задрало РПЦ, безжалостно опустит ее обратно, и тогда, наконец, все увидят, что это за организация. И ради вот этих двух-трех градусов антиклерикальных настроений, которые нынче наблюдаются в Петербурге, я бы отдал церкви еще пять Исаакиев.

PS: Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

< Назад в рубрику