Новая, персональная
Попробовать

Федор Чистяков, музыкант

Пресс-конференция
15.11 15:53
Федор Чистяков. Фото из личного архива
Федор Чистяков. Фото из личного архива

Федор Чистяков, музыкант

Нужен ли "апдейт" экс-лидеру группы "Ноль"?
Осенью 2011 года, выдавшейся особенно богатой для русской музыки, среди прочих громко напомнил о себе главный баян русского рока, автор всенародных хитов “Песня о настоящем индейце” и “Иду курю”, основатель группы "Ноль" Федор Чистяков. В сентябре музыкант выложил в интернет альбом "Updated 2012", записанным вместе с коллективом F4 Band. Пластинка объединила новые, "получившие апдейт" версии известных песен "Ноля" и Чистякова и снискала самые полярные отзывы слушателей и критиков. Зачем автору понадобились столь радикальные переработки классических произведений? Можно ли считать "Updated 2012" финальным обращением к наследию "Ноля"? Чего дальше ожидать от лидера F4 Band? На эти и другие вопросы читателей "Ленты.ру" ответил Федор Чистяков.
Орфография и пунктуация авторов вопросов сохранены.
Ольга [10.11 13:04]

1. Какой у Вас был яркий, впечатляющий момент в жизни, который повлиял на Ваше музыкальное творчество?

Что мешает Вам и что помогает (в музыке)?

2. Сейчас стало современно записываться вместе с симфоническим оркестром. Есть ли у Вас в планах нечто подобное?

Спасибо.

Аня [11.11 17:43]

Здравствуйте, Федор! Очень надеюсь, что Вы вскоре порадуете нас новыми песнями! О чем хотелось бы спеть? Что Вас сейчас больше всего вдохновляет?

Андрей [12.11 00:42]

Федор, здравствуйте!

Сколько ходил-курил под одноименную песню километров! Не счесть! Что вдохновляло тогда, и что вдохновляет сейчас на написание песен?

Ну и типичный вопрос: что в современной музыке вам интересно?

Спасибо за ваше творчество.

1. В данный момент меня очень вдохновляет перспектива выступить в ДК Ленсовета с новой программой. Я думаю, что это будет настоящий праздник. Мне очень нравится, что мы делаем сейчас на репетициях. И я уверен, что всем остальным участникам проекта тоже. Обязательно запланируйте прийти и приведите с собой еще кого-нибудь. Не факт, что это когда-нибудь повторится.

2. Вообще, F4 Band уже тяготеет к оркестру. У нас даже по партитуре иногда музыканты молчат, потому что других хватает. Это не очень характерно для рок-группы, где все всегда заняты по максимуму. Само слово "бэнд" означает "оркестр". 11 декабря, кроме шести постоянных участников проекта, в концерте примут участие перкуссионист Олег Шаров ("Аквариум", "Оркестр Вермишель") и Михаил Чернов (ех-"ДДТ", "Алиса", "Поп-механика") - саксофон, флейта. Мне очень нравится.

Что до симфонического, то у меня есть идея поработать с оркестром, причем и творческие идеи имеются. И даже оркестр есть, готовый к сотрудничеству. Ищем спонсора.

Макс [10.11 19:37]

Фёдор, приветствую!

Послушал новый альбом почти сразу же после появления в сети. Несколько смутило новое звучение и акценты,

причем это не только моё мнение.

Прошло много лет и "старый Ноль" стал классикой, а новое исполнение, это как проснувшийся Бах, мочащий дабстэп.

Не считаешь, что непохожесть на "старых Нолей", смутит народ и они буду постоянно ожидать того самого "старого Ноля"?

Одна из проблем творческого человека, почти на грани творческой катастрофы, - это начать сравнивать себя с самим собой. Только попадись на эту удочку - и тебе конец.

Уже через короткое время после возрождения F4 Band в 2009 году заговорили о новых песнях - дескать, их нет, а как же, а когда же… Но в 2010-ом я работал над "Концертом на улице Ленина. 20 лет спустя". Сознательно не хотел делать новое и делал акцент на старом. Потому что не хотел, чтобы новое тут же сравнили со старым и дали оценку по определенным критериям. "Да, конечно, это уже не то, что раньше…" Естественно, не то, только при этом надо заметить, что и старое - это тоже "не то", не то, что новое. Вопрос лишь, в какую сторону вам больше нравится или что ближе.

Альбом "Updated 2012" удачно выполнил роль буфера между прошлым и будущим. Если я кого-то озадачил этим альбомом, то не надейтесь, что следующий будет похож на этот. Я не знаю, какой будет дальнейшая музыка и на что она будет похожа. И знать не хочу. Не хочу забивать себе голову творчески вредными мыслями о том, что скажут те или эти. Я хочу, чтобы результат удивил меня. Я не хочу ему мешать.

Невозможно угодить всем. Например на 30-летие рок-клуба мы специально сделали нарочито мейнстримовый сет из классики - и что же? Пишут - скучненько как-то, ретро, не хватает Баха с дабстепом.

Если я обо всем этом буду много думать, я сойду с ума. Лучше буду думать о том, что еще мне хочется сыграть. От этого есть польза. А думать о том, что кому может понравиться, разрушительно. Это путь в тупик.

Кроме того, разговоры эти беспочвенны. F4 Band звучит более похоже на "Ноль", чем сам "Ноль" - у нас в составе есть мандолина, у "Ноля" в студийных аранжировках часто использовалась балалайка. Но на концертах она использовалась редко, потому что некому было играть. У нас сейчас песни вживую звучат очень близко к студийным оригиналам. Например, исполнение песни "Имя" - это просто шедевр. Группа "Ноль" никогда так не играла ее вживую. 11-го будет один в один исполнено "Как Оно Есть". Будут и еще сюрпризы из старого. Чего вы еще хотите? Я просто не понимаю.

В конце концов никто не упрекнет меня в том, что я не отдаю должное старой школе. Даже кого-то утомил ей уже. Где-то прочел: "Ну сколько же можно играть этот 'Цикорий'?"

sansan [10.11 18:57]

Приветствую Вас Федор. От Updated в полном восторге - звук, эффекты, да всё, кроме двух вещей: цвет моей мечты и когда проснётся Бах. По моему по духу эти песни не с этого альбома. Пардон. Вопрос: Updated - начало нового музыкального пути с качественным звуком и аранжировками или завершение старого с прощальным салютом? С уважением Sansan

Что касается песен "Цвет моей мечты" и "Когда проснется Бах", я, пожалуй, соглашусь с вами в том, что они не такие, как другие, но я бы сказал то же самое и о песне "Улица Ленина. 20 лет спустя". Она тоже не из этого альбома. Что сказать в свое оправдание? "Updated 2012" - это своего рода сборник. Он представляет вещи, написанные в разные времена, в разных стилях, разные по содержанию. Но все это составило один альбом - такой монументальный творческий отчет, который и отразил все это многообразие.

В процессе работы над альбомом было много вопросов, в том числе о том, как будет он воспринят коллегами, фанами, критиками. Сможет ли он стать началом чего-то нового, а не только торжественным (или посредственным) финалом? Меня часто охватывали сильнейшие сомнения, казалось, что выхода нет, кроме как стать вечным заложником собственных хитов и давнего имиджа.

Но вот альбом появился на свет, и он получил уже много хороших отзывов от профессионалов и слушателей. Хотя отношение к нему неоднозначное, главное, что внутри нашего коллектива мы увидели новые пути и перспективы развития. Концертная программа, которую мы собираемся представить 11 декабря в ДК имени Ленсовета в Санкт-Петербурге, утвердит достигнутое в альбоме "Updated 2012". Но важно, что этот "апдейт" постиг не только альбом, но и всю группу. Сейчас я ясно вижу, что и мышление каждого из музыкантов в частности и всей группы в целом меняется. Мы начинаем верить в себя и в то, что мы действительно сможем показывать и делать что-то интересное, а не просто быть кавер-группой, исполняющей старые хиты группы "Ноль". Update произошел и в нашем сознании. Поэтому этот альбом - одновременно и прощальный салют, и, я надеюсь, начало пути.

Иван [11.11 19:00]

Здравствуйте, Федор Валентинович! Большое спасибо Вам за все без исключения Ваши песни и композиции.

1. Скажите, пожалуйста, в процессе экспериментов со звуковым софтом не появлялось ли мысли, что живые музыканты в целом Вам не так уж необходимы, так как очень многое можно записать самостоятельно, экспериментируя при этом в значительно более широких рамках? Позволяет ли это, по Вашему мнению, получить большую "свободу", чем в живой группе, или элемент коллективной работы для Вас более важен, чем донесение музыкальной идеи именно в том виде, как лично Вы ее слышите, как она сошла к Вам свыше?

2. И еще вопрос: имеют ли шанс переродиться в Вашем творчестве достаточно жёсткие, но очень мощные по идее и музыке и вполне актуальные поныне песни (например "Блуждающий биоробот", с купюрами, разумеется)?

1. Мысли, разумеется, приходили. Но на самом деле для меня очень важен коллектив, с которым я работаю. Это очень интересные музыканты и люди. Мы уже хорошо сработались и можем друг друга радовать. На репетициях не бывает тоски. Мы очень ждем выступления 11 декабря и усиленно готовимся.

Компьютер просто облегчает некоторые моменты и открывает дополнительные возможности, но он не может заменить живых людей. Иногда бывает, что мы играем просто ударно. Иногда концерт может нас самих удивить, потому что вышло вдруг как-то по-особенному. Опыт совместной студийной работы тоже много чему научил, и я надеюсь, что он был не последний.

2. Старые песни имеют шанс быть возрожденными, но никаких обещаний и даже слабых намеков я давать не могу. На самом деле мы возродили еще несколько интересных песен из репертуара группы "Ноль", и они будут представлены 11 декабря. В отношении песни "Блуждающий Биоробот" пока нет никаких планов.

Николай [11.11 22:07]

Федор,

1. раньше в каждом Вашем тексте отчетливо был виден стеб над реальностью, сейчас этого нет. Не над чем стебаться или Вас все устраивает?

2. И еще, при Вашей виртуозной игре на баяне владеете ли Вы нотами или играете "на слух"? Спасибо.

1. Я, наверное, скажу по-стариковски занудные вещи. Когда ты сам ничего не сделал, еще "новенький" такой, "умный", просто умнее всех, и не просто умный, а ОСТРОумный, то очень легко смеяться над всем. Со временем ко многому отношение меняется. Есть вещи, над которыми не стоило бы смеяться, потому что это путь саморазрушения. Я его прошел и дошел до точки. Наступили времена, когда было уже не смешно.

Кроме того, высмеивание проблем - это далеко не всегда путь их решения. Хотя в те годы мне казалось, что если я написал песню, проехался по чему-то, то вроде как проблема решена и для меня больше не существует. А проблемы никуда не деваются. Ты можешь смеяться, можешь плакать. Когда становишься старше, то нужны решения. А весь этот смех, как треск костра: шума много, а не греет.

Если говорить о реальности, то раньше было много проблем, которые не давали жить. Сейчас тоже есть вещи которые по-прежнему беспокоят, да и новые проблемы появляются. Но мой взгляд на них изменился. И изменился мой взгляд на то, что я хочу нести в мир.

2. Я умею читать ноты. Даже написать, наверное, смог бы, но я их почти не использую, за исключением случаев, когда это единственный путь договориться.

Вадим [10.11 20:00]

Федор, почему вы убрали видео с концерта в "16 тоннах"? И по какому принципу вы вообще выбираете что показывать, а что предать забвению? Есть ощущение что оставляется то, что соответствует некому официальному имиджу, а что-то спонтанное и креативное (вроде 16 тонн) списывается в неформат. Или не так?

Для начала, я не выкладывал никакого видео из "16 тонн", поэтому, соответственно, я не убирал никакого видео. Я управляю видеоматериалами на официальном аккаунте в YouTube.

До концерта никакая видеокомпания не обращалась к нам с предложениями о съемках. Ни мне, ни продакшн-менеджеру группы ничего не было известно о том, что на этом концерте будет сниматься какое-то видео. "Концерт на улице Ленина. 20 лет спустя" снимался на четырех концертах и проходил тщательный отбор. Концертное видео - это наше промо. У нас есть определенные внутренние стандарты и требования к продукции. Они достаточно высокие и тяготеют к тому, чтобы быть еще выше.

Я недавно наткнулся на записи группы Yes в YouTube. Кто-то снял из зала. Я думаю, если бы это было единственное или первое, что я увидел и узнал о группе, то это не произвело бы на меня никакого впечатления.

Хотя понятно, что с этим невозможно бороться и никто, наверное, и не будет, но это видео, снятое на мобильники, как спам. Ты вводишь что-то в поисковик и находишь массу некондиции. Записи такого уровня - это только для посвященных. Людям со стороны просто не "въехать" в такие записи. А интернет - пространство публичное. Все это выглядит как грохот, и мужик орет чего-то…

Если говорить о моей позиции как продюсера проекта, то я заинтересован, чтобы в интернете было качественное видео с качественным звуком.

Анатолий [10.11 14:45]

Добрый день! У меня четыре вопроса: 1. Ваша песня "Имя" - это из личного жизненного опыта? 2. Песня "Цикорий" - о чем она все таки? 3. На обложке "Северного буги" нарисован бородатый мужик - кто это? 4. Доктор Хайдер - кто это? Спасибо!

1. Песню "Имя" воспринимать буквально не стоит. Это своего рода притча. Но, как говорится, в каждой шутке есть доля смысла.

2. Лирический персонаж Цикорий возник во времена, когда над одним словом застрянешь и смеешься очень долго потом. Был такой "смешной" период… "Ах, Цикорий, как же это смешно!" Вот так он и сошел с ума в конце концов. И дальше уже было не смешно…

3. Я не знаю, кто это. Я не рисовал эту обложку. И почему-то я никогда не задавался этим вопросом…

4. Посмотрите в Википедии или у меня в блоге запись на эту тему.

Николай [10.11 14:30]

Здравствуйте, Федор!

1. У Вас есть песня "привет Брайануино". Вопрос такой встречались ли Вы с Брайаном Ино в живую?

2. И еще один: какую свою песню (из уже написанных)Вы считаете самой лучшей? Спасибо.

1. Я никогда не встречался с Брайаном Ино, просто одно время это был очень популярный человек в рок-среде. Я даже толком и не слышал его альбомов, но почему-то мы в группе решили, что эта композиция ему бы понравилась. Так ее и назвали. Наверное, нам казалось, что одобрение Брайана - это пик продвинутости.

2. Времена меняются, и мы меняемся, сегодня нравится одно, завтра на что-то другое потянуло. На данный момент для меня как-то осмысленно звучит песня "Будет все хорошо!". Когда я послушал запись с концерта, то я вдруг понял, о чем эта песня для меня в данный момент. Я нашел в ней сейчас что-то свое. Появился внутренний стимул ее исполнять. С нее мы и начнем концерт 11 декабря в Питере, как это было и в Москве в октябре.

Серафим [10.11 16:06]

Здравствуйте, Фёдор! Скажите, есть ли у Вас в планах возродить группу "Ноль"?

Уже нет, потому что я ее уже возродил. Только она теперь называется по-другому, и люди играют другие. На концерте 11 декабря в Санкт-Петербурге пока планируется 8 старых ("Нолевских") треков из 16 заявленных. Разумеется, что-то еще может поменяться в программе, но 50-процентное соотношение остается.

К.О,С,Т,И,Ч. [10.11 20:53]

Фёдор, хочу задать финансово-политическо-творческий вопросы. В 1991-92 году МММ помогли вам с финансами чтобы снять клип на песню "Иду Курю".

1.Будете ли вы иметь какие-то связи с новым МММ??

2.Снимете ли вы новые клипы со своим новым "бэндом"??

3.Не хотите ли вы что-то взять из Ноля??

1. Группа "Ноль" не имела никаких связей с МММ. Инициатива изготовления клипа "Иду, курю" принадлежит Бахыту Килибаеву. Он в то время работал в продакшн-студии МММ. Видимо, как продюсер он имел некоторую свободу в отношении того, чем будет заниматься студия под его руководством. Не думаю, что Мавроди было какое-то дело до нас. Во всяком случае нас никогда никто не склонял к тому, чтобы каким-то образом продвигать интересы этой компании. Вообще, в те времена много чудного и удивительного творилось. Что касается этой песни, то уверен, что даже в те времена, я бы выбрал другую. Для меня и остальных музыкантов эта песня была не более чем забавной. Больше вкладывали мы в другие песни. Это его идея и работа на песню группы "Ноль". О том, что МММ нам как-то и чем-то помогли, не может быть и речи. Нам предложили сотрудничать. Материальное обеспечение было частью условий сотрудничества. Зачем им это было нужно? Не знаю. Зачем нам это было нужно? Еще сложнее ответить на этот вопрос.

Что касается сегодняшних дней, то я до сих пор ничего не слышал о каких-то предложениях для F4 Band со стороны МММ.

2. Самостоятельно мной было изготовлено несколько клипов. В основном это живое или концертное видео. Даже целый концертный DVD - "Концерт на улице Ленина. 20 лет спустя." Последняя работа - выступление на Фестивале Ленинградского рок-клуба. Очень хорошее видео.

3. "Концерт на улице Ленина" главным образом состоит из материала "Ноля" - уже взяли.

Евгений [10.11 17:21]

Федор, привет! "Старый клен" с последнего альбома - настоящий поп-хит, шлягер. Не планируешь снять на него клип, с последующей ротацией на ТВ?

Снимать постановочные и сценарные клипы самостоятельно - слишком масштабная задача для меня, учитывая, что сейчас я в первую очередь являюсь музыкантом.

Я не смогу самостоятельно освоить такой проект. Если кто-то заинтересуется этой идеей, то почему бы и нет? Кто здесь против? Я - за!

Владимир [10.11 15:05]

Федор, планируется ли у вас выступление вместе в Владимиром Кожекиным?

satyagraha [10.11 20:51]

Здравствуй Федор. Будут ли еще выступления с Воффкой Кожекиным ?

Я очень надеюсь, что мы когда-то снова что-нибудь устроим. Конкретных планов нет, но желание есть.

Вовка Кожекин [13.11 01:43]

Федор, привет!

Зашел посмотреть, что тебя люди спрашивают и 1) был приятно удивлен адекватностью вопросов, 2) с удивлением наткнулся аж на два вопроса, планируется ли выступление со мной. Честно говоря, прям обрадовался, что люди помнят Баян Харп, я был уверен, что забыли давно.

Раз тот твой проект еще помнят, то вопрос к тебе. Извини, что на новостном сайте, а не по телефону.

Ты знаешь, что я тебя всегда считал и продолжаю считать ярчайшим (я бы даже больше сказал - знаковым) музыкантом-виртуозом-импровизатором. В той же "элитной обойме", что Иван Смирнов, Алексей Архиповский, Энвер Измайлов, Сергей Манукян, Анна Королева, Дживан Гаспарян, Сергей Старостин и т.д. Не собираешься ли ты в какой-то момент это направление своего творчества развить до некого логического предела? Прям назвать программу "Федор Чистяков играет джаз" и выступить где-нибудь на Усадьбе Джаз или подобном фестивале?

Володя, привет! На сегодняшний день для меня было очень важно сделать "Updated 2012". И результат виден хотя бы по этому опросу. Возможно, следующим или одним из следующих шагов будет какой-то такой проект, о котором ты говоришь. Но пока, я думаю, момент еще не созрел.

Мне приятно, что ты меня причисляешь к таким элитным музыкантам. Но должен признать, что я такой "недо-….", потому что я отчасти играю, отчасти сочиняю, отчасти занимаюсь звуком, отчасти - программами, отчасти - видео.

Если бы я только играл на баяне, то, наверное, я делал бы это гораздо лучше, был настоящим виртуозом и по праву прописался бы среди вышеназванных музыкантов. А я пытаюсь заниматься всем сразу. В этом мой минус, ну и плюс одновременно, потому что в этом есть свои положительные стороны.

m3r3l3j [12.11 21:48]

Здравствуйте, Федор! Пара вопросов давнего поклонника "Ноля" и вашего творчества вообще.

1) Помимо известных всем "Человека и кошки" и "Улицы Ленина" в репертуаре Ноля было много прекрасных песен, к сожалению, в большинстве своем существующих в единственном варианте, например, "Марш энтузиастов" и "Мы будем тут" с "Музыки драчевых напильников", "Мажорище" с "Полундры", "Вставай" и "Жизнь" с "Северного буги", "Мне не место в этом мире" со "Сказок", "Mon Amour" со "Что так сердце растревожено". "Марш" и "Мне не место..." мне кажутся так вообще вершинами нолевского творчества. Можете что-нибудь сказать вышеперечисленных песнях, вернутся ли они когда-нибудь на ваших концертах? Почему первый альбом "Ноля" находится на задворках истории?

2) С Сергеем Селюниным не собираетесь ли вновь исполнить те самые песни со сборника "Созрела дурь"?

1. Мы постоянно работаем над расширением репертуара, в том числе, чтобы пополнять арсенал композиций из репертуара группы "Ноль". Например, на последнем концерте в Москве мы сыграли новую версию песни "Вдох", а также "Как Оно есть" и еще "Самолет" из "Полундры". На концерте в Питере 11 декабря к этому списку добавится еще кое-что. О треке "Как Оно Есть" хочется сказать особо: он является гордостью коллекции, так как вы услышите его максимально приближенным к тому, как он звучал на альбоме "Сказки" (1988). Те, кто слышал, поймут, почему я говорю об этом особо. Так что тут мы проявимся как кавер-группа во всей своей мощи.

К тому же, чтобы исполнить песню, мне нужно ее как-то осмыслить. Это касается даже так называемых "каверов". Так вот, я не исполняю "каверов". Исполняя чужие песни, я делаю их своими. Мне нужно вжиться в песню, почувствовать ее своей. Только тогда я смогу ее исполнить. Увы, но теперь это касается и песен "Ноля". Без творческого переосмысления я не могу их исполнять. Слишком уж далеко я ушел. А переосмысление - процесс долгий, поэтому многое, останется "на задворках".

2. В моей жизни с "дурью" все закончено.

Lilly [13.11 17:12]

Добрый день, Фёдор! Как хорошо, что можно задать Вам вопрос! Поэтому задам сразу два :)

1) Мне очень нравится Ваша инструментальная музыка, и с Кожекиным, и без, хотя BH&B был очень сильным блюзовым проектом! Скажите, не планируете ли Вы в дополнение к концертам в стандартном формате хотя бы иногда организовывать инструментальные концерты?

Очень хочется послушать Ваш блюз/джаз/арт-рок,так как сейчас на концертах Вы это почти не играете. А вот на диске инструментал и аранжировки просто супер, спасибо Вам за него!!!

2) Есть ли надежда, что Ваш новый инструмент когда-нибудь нормально зазвучит?

Извините за критику, но я слышала его вживую на двух концертах. Было обидно, что Ваша виртуозная игра теряется за проваливающимся звуком, гадким тембром и техническими проблемами. Про удобство и пр. все понятно, читала в вашем блоге, но ведь и звучания хорошего хочется, слушателям это небезразлично.

1. Сейчас, после выхода альбома "Updated 2012" внутри F4 Band происходят интересные процессы. Мы стали смело идти в сторону арт-рока, поэтому на скором концерте в Питере мы представим программу, которая, надеюсь, удовлетворит запросы изысканных меломанов. Во всяком случае мы прикладываем к этому все усилия.

2. Разумеется, удобство не является тем, ради чего стоило бы жертвовать звуком. Мы работаем над решением этой проблемы. Могу только сказать, что меня она беспокоит не меньше, чем вас.

Любопытная Варвара [10.11 15:47]

Федор, в связи с вашим возвращением на «большую сцену» в 2009 году у некоторых слушателей вы стали ассоциироваться с Джонни Кэшем – не в музыкальном, а скорее в человеческом плане: бешеный успех – разрушительные привычки – религиозный опыт – снижение успеха – переоценка ценностей в жизни и творчестве. В 1970х Кэш записал несколько очень хороших альбомов христианского кантри и постоянно включал госпелы в свои публичные выступления.

Вопросы:

1. Почему вы никогда не исполняете песни религиозной тематики на концертах?

2. Планируете ли вы записать и выпустить для широкого слушателя альбом религиозных песен?

3. Как вы относитесь к Джонни Кэшу?

PS: Незадолго до смерти Кэш записал несколько очень хороших каверов – самые известные на песни Depeche Mode и U2. Ваши кавер-версии песен тоже очень и очень впечатляют – вот и еще одна параллель с Кэшем!

1. Вообще, я написал совсем немного таких песен, только две или три. Поскольку содержание и посыл таких песен кардинально отличается от "Жития Цикория", которого пока я должен главным образом исполнять, то сегодня я все еще связан некоторыми условностями. И очень трудно совместить два в одном. Публика по-прежнему в большинстве своем воспринимает меня как того бывшего, а не настоящего этого. Сейчас я уже в значительной степени исполнил эту роль, но, думаю, все еще не настал момент исполнить эти песни. В целом я не исключаю такой возможности.

2. Вряд ли речь может идти о целом альбоме. Да и вообще, вряд ли я стану писать религиозные песни в традиционном понимании. Я так думаю, что религиозные песнопения должны исполняться во время Богослужений и среди единоверцев. А это все-таки шоу-бизнес. На концерт приходят люди самых разных религиозных и других взглядов. Поэтому, хотя тема веры и может появится в творчестве, но это будут песни о жизни, как и другие, "нерелигиозные" песни. Например, я бы к таким песням отнес "Прости, что не верил". Она, кстати, написана до моих связей с какой бы то ни было известной религией.

3. Увы, но я его не знаю. Имя на слуху, но не более того. Возможно, после ваших вопросов при удобном случае обращу внимание.

И спасибо за реверанс в сторону каверов. Если коротко прокомментировать, то я не занимаюсь исполнением каверов. Я исполняю только те песни, которые мне так или иначе близки и которые я смогу спеть от себя лично. Таким образом, когда я исполняю их, они в каком-то смысле становятся и моими тоже, я вкладываю в них что-то свое.

Владислав [13.11 23:19]

Федор, здравствуйте! Планируете ли Вы вернуться к активной гастрольной дееятельности? Есть ли в гастрольных планах посещение Киева? С уважением, Владислав.

Концертная деятельность Федор Чистяков & F4 Band проходит с осени 2009 года. За это время мы уже дважды побывали в Киеве. Жаль, что вы были не в курсе. Для вас небольшой видеоотчет.

Владимир [10.11 15:57]

Федор, добрый день! Заметил по последним видеозаписям и фотографиям, что баян поменял цвет с черного на белый. С чем связано обновление инструмента, и чем новый отличается от старого? Ведь и у старого звук отличный.

Вы правы, звук отличный, но инструмент хрупкий и тяжелый. Я написал целую статью про баяны, если хочется узнать подробнее о причинах и отличиях, то это здесь.

Ник [11.11 06:43]

Кто из современных отчественных молодых рок-групп Вам нравится? Или у нас сейчас нет рока а есть только, как в Вашей песне, "говнорок"?

Владимир [11.11 15:04]

Доброго времени суток, Фёдор!

Позвольте в начале поблагодарить Вас за Ваше творчество - это как яркий солнечный зайчик по весне)))

Что Вы сами слушаете из музыки и кого считаете талантливыми из современных исполнителей? Прошу прощения, что вопрос, может быть, немного не по теме конференции, но очень интересно Ваше мнение. Спасибо!

Bob [11.11 05:34]

Привет Федор. Очень нравятся ваши песни, они настоящие. Скажите, а что вы сами слушаете, что вам нравится, на какой музыке выросли? Что в современной музыке вам интересно?

Я очень занятой человек и слушаю, только если работаю над чем-то. В целом меня как таковая рок-музыка уже не интересует. Я взял оттуда все, что мне было нужно в свое время. Есть некоторые вещи, над которыми я иногда могу поностальгировать, но не более того. Талантливые и способные музыканты, конечно же, есть, но мне не до них. Иногда я слушаю радио "Эрмитаж". Там полно качественной музыки. Я не знаю ни имен, ни фамилий.

Если все-таки о ком-нибудь конкретно, то недавно побывал на концерте французской певицы Zaz. Меня поразил клип, который она сделала просто на улице. И снят он на одну камеру, и записан на микрофон. Live. У нее хорошая и сильная энергия, если учесть, что она пела только лишь под контрабас и гитарку и "качала" голосом. Когда она умолкала, все остальное бледно выглядело. Нет, играли хорошо, но ничего особенного, без голоса драйв сразу садится. Просто ритмично сыгранные партии, хотя басист тоже очень сильный.

На концерте было приятно увидеть, что люди реально работают - и проработка шоу, и прочие моменты. Есть чему поучиться. Мне понравилось, что она вела себя очень естественно, и как-то было очень светло, никаких "поющих трусов". Она была в кедах разного цвета. Было во всем этом что-то по-хорошему детское. Все-таки в итоге мне больше нравится ее клип, где она была без ансамбля. Очень проникновенно. Теперь, когда я слушаю радио, то узнаю ее. Она очень здорово поет, особенно когда ей никто не мешает.

Расскажу сюжет из одного сериала. Один руководитель PR-компании встречается в кафе с капитаном разведки. Они оба понимают, что каждый из них что-то знает об интересующем их деле, и оба хотят друг друга "раскрутить" на какую-то информацию. Ловят на словах. Они говорят о каком-то общественном деятеле, и в один момент капитан разведки говорит в надежде, что он "поймал" конкурента: "Ну как же, разве вы не видели этого по телевидению? Вы просто не могли это пропустить!" На что руководитель PR-компании отвечает: "Извините, но я всегда думал, что телевидение существует не для того, чтобы его смотреть, а для того, чтобы в нем участвовать. А вы что, его смотрите?"

Ну вот примерно так и у меня с музыкой.

vince_vega [11.11 01:52]

Добрый вечер, Фёдор!

Очень радует, что вы сейчас больше появляетесь на публике, общаетесь с поклонниками, альбом новый вышел вот.

Хотелось бы спросить у Вас: как вы относитесь к творчеству Игоря Растеряева. Многие сравнивают его с вами, причем находят сходство не только в баяне, но и в текстах - стебных, местами грустных, местами злых). И кого еще из молодого поколения музыкантов вы могли бы выделить?

Спасибо вам за ваши песни, особенно за "Ехали по улицам трамваи", надеюсь услышать новое творчество Дяди Федора :)

Меня часто спрашивают про Сергея Шнурова и Игоря Растеряева и про мое отношение к тому, что они делают, обращая внимание на некоторое сходство с ними. Действительно, мое старое творчество в некоторых отношениях похоже на то, что делают они, или наоборот, неважно. Однако при этом упускается из виду, что группа "Ноль" во многих случаях играла очень креативный арт и прогрессив, а не только лишь панк или этакий "русскорок" (о, я сочинил новый термин) со злобными текстами. Возьмите для примера композиции "Как оно есть" с альбома "Сказки", "Мажорище" с "Полундры" - это уже не просто песенки, а монументальные композиции. "Мажорище" навеяно Мусоргским "Отняли у нищего копеечку…". Можно сказать, что в период "Ноля" в творчестве было два направления одновременно, и они развивались параллельно: одно - хулиганско-панковское, и второе - очень музыкальное и творческое. И я бы сказал, что там 50 на 50 было. Хотя более популярным стало первое, сегодня я выбираю второе. И вот это наследие "Ноля", если так можно сказать, я собираюсь поднимать и культивировать. И считаю его незаслуженно ушедшим в тень. Большинство людей, которым сегодня нравится группа "Ноль", понятия не имеют, чем эта группа на самом деле занималась и какие вещи там разрабатывались. Песни "Иду, курю" и "О настоящем Индейце" на самом деле имеют мало отношения к основному творчеству группы. А то, что сейчас есть такие яркие авторы и исполнители, как Сергей Шнуров и Игорь Растеряев, - я только рад, что они заняли эту первую нишу. Благодаря им все, кто это любит, не остались "без хлеба". Я буду разрабатывать вторую. Кто-то считает, что они продолжают начатое мной, хотя я совсем не думаю, что я это начал - просто есть некая колея, в которую на линии времени становятся то одни, то другие. Наверняка и раньше что-то такое было, и этому только радоваться надо. Есть продолжатели традиций. Они меня освободили.

А вот с арт-роком и прогрессивом в стране не так уж хорошо. Рынок не требует. А искусство не должно всецело от него зависеть. Даже не знаю, делает ли кто-то на таком же уровне что-то похожее, на то, что я пытаюсь делать сейчас.

Джетро [11.11 11:23]

Дорогой Дядя Фёдор!

Я вырос на твоих "Сказках" и "Любви к Родине". Долгое время, скажем так, потерял нить твоего творчество. "2012" стал настоящим открытием, благодаря чему переслушал и все то что ты делал последние 15 лет. Два вопроса:

1. Ощущения, что "мы 20 лет живем на улице Ленина" - в десятку, я сам каждый день просыпаюсь с этим. Ты уверен, что мы все-таки по улице Ленина не дойдем до улицы Сталина?

2. Каково твое мнение о группе "Кафе" и творчестве Лёши Смирнова? Не планируешь ли ты сыграть на их новых альбомах?

1. Как спел Paul Simon - "God only Knows…"

2. Щекотливый вопрос. У нас с Алексеем оказалось очень много общего в жизни. Мы шли где-то в параллельных пространствах и странным образом пересеклись только сейчас, хотя, как выяснилось, в те годы "Frank’s wild years" мы буквально спали в соседних комнатах, но так и не видели друг друга.

У меня была сумасшедшая история. У него тоже "веселейший" сюжет, можно кино снимать.

Алексей очень талантливый человек и очень чуткий музыкант. Наше сотрудничество началось с того, что я писал музыку для одного фильма ("Синдром Феникса"). Работа была достаточно творческая. У меня как у композитора было много свободы. В фильм вошла моя песня "Цвет моей мечты". Специально для фильма я разработал лирическую, балладную версию. А надо сказать, что незадолго до этого я снимал видео на концерте, где группа "Кафе" выступала как аккомпанирующий коллектив Тони Шеридану, с которым в далеком 1961 году в качестве аккомпанирующего коллектива в Гамбурге выступали The Beatles (они тогда еще не были такими великими). Сам Шеридан произвел хорошее впечатление как профессионал не в "русском понимании". Это музыкант, которому нужно было почувствовать группу, и он уже был готов с ней выйти на сцену. Во время выступления я приплясывал, стоя у камеры, но аккуратно, чтобы не сбить штатив.

Если вернуться к истории с песней, то мне пришла идея сделать балладную поп-версию. Я хотел, чтобы ее сыграла группа "Кафе". Леша написал текст за одну ночь, и мы ее записали. Потом к альбому "Updated 2012" мы ее еще доработали.

Если говорить о моих планах и о моем участии, то мне сейчас интересно не столько играть, сколько принимать участие в построении общей концепции и звука, наверное, я уже в большей части стал продюсером, чем музыкантом.

Я думаю, многие вещи не доходят до тех, кому адресованы, по причине того, что они не так изложены, что-то недоучтено. Мало иметь интересные или важные и полезные мысли, важно уметь их донести так, чтобы всем стало понятно. Это задача совершенно другого уровня. Понять себя и помочь другим увидеть, что ты хотел сказать. Мне очень повезло в творческом отношении, что я прошел через студию Тропилло. Он выдающийся продюсер. Без него русский рок не был бы таким, каким мы его знаем теперь. Именно это и есть тот рок 1980-х. Когда он перестал заниматься записью групп, из музыки что-то исчезло.

Андрей Геннадьевич [10.11 19:08]

Здравствуйте, Фёдор Валентинович

Я не буду вспоминать 80-е, но в 90-е годы прошлого века рок-музыка в нашей стране была вполне востребована и актуальна. Сейчас картина другая.

Как вам представляется: есть шанс у рок-музыки в России или всё сводится к банальной рубке бабла на старых хитах.

Спасибо.

Я не могу сказать, к чему все идет. Но могу сказать, что на каком-то этапе я потерял всякий интерес к отечественной рок-музыке. То, что было когда-то прогрессивным, стало ретроградным мейнстримом и форматом, за рамки которого теперь не так-то просто пробиться.

Когда я работал над альбомом "Updated 2012", мне нужно было среди прочего при подготовке файлов прописать тэг "жанр". И что же? Я писал "русский рок", потому что я уже забит в эту обойму что ли. И что я мог бы написать еще? Разве у нас в стране есть еще какой-нибудь сколько-нибудь значимый рок, кроме русского? Но в некоторых случаях это было просто смешно. Например, "Время вперед" Свиридова - это что, русский рок? А что это? На самом деле мне хотелось отойти как можно дальше от русского рока!

Для меня наградой за все труды было высказывание одного блогера, который написал рецензию на альбом "Updated 2012":

"Во время прослушивания я поймал себя на мысли, что впервые за долгое время слушаю МУЗЫКУ, созданную отечественным рок-музыкантом, а не очередные песни на ту или иную тему. Другими словами, у Федора Чистякова получилось записать пластинку абсолютно мирового уровня, без ориентировки на конкретный менталитет и носителей языка. Весьма достойный и интересный альбом, один из лучших в 2011 году. Осмысленный. По-хорошему легкий и, вместе с тем, приглашающий к размышлению. Вне жанров."

Справедливости ради нужно сказать, что есть интересные работы, но это не то, что крутят по радио. Только что услышал новый трек "Телевизора". Произвело впечатление. Эти-то точно не "рубят бабла". Выживают.

Слушал новые песни Макаревича, тоже произвели впечатление. Все-таки выдающийся поэт. Меня впечатляет, что он продолжает писать. И это интересно и по существу. Если подумать, еще что-нибудь вспомнить можно.

Правда, это все про тексты, а не про музыку, но в любом случае все не так однозначно, как вы описываете.

ЛёШа [10.11 12:56]

Фёдор, здравствуйте! Очень понравилась Ваша последняя пластинка. Скажите, по Вашему мнению, почему сейчас в нашей стране, очень мало хороших музыкантов которые действительно удивляют? Это связано с материальными проблемами или "дефицитом" настоящих талантов?

Думаю, это точно не связано с дефицитом талантов. Талантов у нас много. Но вот вопрос реализации талантов и их формирования - это совсем другая история. Материальные проблемы, конечно, имеют место быть, но это, наверное, не главное. На сегодняшний день у музыкантов достаточно много возможностей.

Вопрос в востребованности. Мне приходится просто бороться за то, чтобы играть такую музыку, которую мне хотелось бы играть, а не которую от меня ждут. Например, одна из моих любимых групп - Yes. Вы можете себе представить, чтобы в России такая группа процветала? Я - с трудом. А в группе Yes играл одно время русский клавишник, и очень неплохо. Временно замещал Рика Уэйкмана. Это было в Америке, разумеется. Так что не в талантах дело, а в действительности.

Я тоже часто слышу, что все это (мои попытки делать какие-то инструменталы или как-то иначе отходить от проторенной канвы) никому не нужно, а вот песня "Любит наш народ" - Шнурова в самый раз. Ну и если это так, то что же, получается, он (народ) любит? И нужно ли идти на поводу лишь потому, что это хорошо идет? Да, увы, но сегодня, кажется, именно это и есть путь к успеху. Но это не мой путь. Когда я записал альбом "Когда проснется Бах", то это вообще не было воспринято. Прошло лет пять или шесть, прежде чем кинорежиссеры разглядели, что музыка хорошая, и альбом поучаствовал в качестве саундтрека в нескольких фильмах.

Может быть, для кого-то это прозвучит странно, но я сейчас счастлив в творчестве. Мне нравится то, что происходит сейчас в группе. После концерта в Москве я услышал отзывы: "Это другая группа", "Группа звучит иначе". Это очень радует. Так здорово, что, во-первых, "Она звучит!" и, во-вторых, "иначе"! Если бы сказали "звучит так же", то это было бы поражение. В Питере 11 декабря мы хотим в полной мере вас порадовать, если не абсолютно новым материалом, то новым звучанием и подходом. И хорошо забытым старым. Надеюсь, удивим. Для нас сейчас каждая репетиция - это открытия. Только вы будьте готовы удивляться и получать удовольствие от встречи с новым.

Вука [10.11 15:16]

Здравствуйте Федор! Ка вы считаете вы сохраняете культурное наследие или сами являетесь таковым, вы присоединяетесь к движениям переходящим в субкультуру в новые форматы?

Мудрено вы высказались. Уж и не знаю, по теме ли я отвечаю…

В альбоме "Updated 2012" я сделал техно-версию "Время вперед!" Георгия Свиридова. Вот уж поистине великое наследие классика современности!

Думаю альбомом "Updated 2012" был установлен новый личный уровень и формат музыкального продукта.

Вместе с группой "Кафе" в мое творчество ворвалось наследие из народной американской музыки, потому что Алексей Смирнов и Сергей Стародубцев, в общем-то, не рок-музыканты. В свою былую бытность они играли кантри. И кое-что из этого наследия мы сыграем 11 декабря.

Кроме того, я наконец отработал и даже переработал свое наследие. И все это вошло в "Updated 2012". Радуюсь.

Кстати, альбом "Когда проснется Бах" - тоже работа с великим "наследием". "Sheep May Safely Graze" регулярно исполняю. Очень хочу когда-нибудь сделать "Choral Prelude 73" вживую. И "People are strange" тоже.

Михаил [11.11 12:01]

1. Не так давно в сети прогремел пост Калугина по поводу пиратства, заработка музыкантов и выпуска новых альбомов в современных условиях. И Вы у себя в facebook'е высказывались на эту тему. Но, насколько мне представляется, и у Вас и у Калугина не сложилось какого-то конечного рецепта, как существовать музыканту в современном мире.

Так ли это?

2. Как не умереть с голоду и тоски музыканту?

3. Насколько эффективен механизм добровольной платы за скаченный альбом?

4. Можно ли жить на поступления от ранее записанных альбомов и отчислений за песни звучащие в эфире?

2. Играть концерты.

3. Малоэффективен.

4. Кому-то, может, и можно. У меня не получается. Думаю, что у Калугина еще хуже с этим. Я не думаю, что здесь мне стоит повторять мысли из написанной статьи. Если кому-то интересно, то она здесь.

И здесь отчет о сетевом релизе "Updated 2012".

Обсудить