Только важное и интересное — в нашем Facebook

Александр Пикуленко, обозреватель "Эхо Москвы"

Пресс-конференция
29.01 14:25
Александр Пикуленко. Фото с сайта goldenringrally.ru
Александр Пикуленко. Фото с сайта goldenringrally.ru

Александр Пикуленко, обозреватель "Эхо Москвы"

Нужен ли России свой народный автомобиль?
19 января владелец группы "Онэксим" Михаил Прохоров объявил о создании в России массового бюджетного городского автомобиля. Разработкой машины займется питерская компания "Яровит-моторс", которая специализируется на инжиниринге, производстве и продаже грузовиков собственной конструкции и имеет уже готовый проект пятидверного гибрида. Предполагаемая стоимость такого автомобиля – около 8,8 тысячи евро. Возможно ли создание подобной машины в России и что она должна из себя представлять? Какие инвестиции для этого потребуются? Имеет ли смысл ее появление при наличии таких конкурентов, как модели "АвтоВАЗа", Renault Logan и будущего дешевого седана Volkswagen? На эти и другие вопросы читателей Ленты.Ру ответил автомобильный обозреватель радиостанции "Эхо Москвы" Александр Пикуленко.
Орфография и пунктуация авторов вопросов сохранены.
Евгений [25.01 10:49]

Как вы считаете, кто лично должен быть ответственен за этот проект? Может, как за истинно "народный автомобиль" сам президент, или хотя бы премьер-министр?

Я думаю, у нас есть масса ответственных людей, которые занимаются своими задачами по долгу службы. У нас есть Министерство экономического развития, есть Министерство транспорта. Есть чиновники, отвечающие за то или иное направление. Этим вопросом как раз меньше всего надо заниматься президенту. В свое время в Санкт-Петербурге хотели создавать народный автомобиль "Мишка", и партия "Единая Россия" пыталась взять над этим проектом шефство, но ничего хорошего из этого не вышло.

Alex [25.01 19:13]

Тезка, я уже много лет занимаюсь строительством автомобильных заводов. GMC, Ford, Honda. (Не технлогическим циклом, но стройкой). И прекрасно владею информацией о стоимости и строительства и производства как такового. Для производства 500 тыс автомобилей в год, потребуются вложения эквивалентные 1 млрд. долларов. (Думаю, в России еще больше). Я понимаю, ВВПутин не экономист и понимает в экономике не больше чем я во влиянии Вечной мерзлоты на деторождаемость в Африке, но неужели Прохоров (достаточно успешный бизнесмен) не понимает это это авантюра? В своем предыдущем коменте я задал несколько совершенно конкретных вопросов, доказывающих, что эта идея Нонсенс

Я считаю, что это не совсем авантюра, и ему [Прохорову] очень хочется заняться этим делом по одной простой причине - как было изначально заявлено, эти автомобили будут предназначаться для обслуживания Олимпийских игр в городе Сочи. Хотя мне это не совсем понятно, потому что Международный олимпийский комитет устраивает тендер, и те, кто получают такое почетное право, поставляют транспорт на Олимпийские игры. Насколько мне известно, тендер выиграла компания Volkswagen. Делать автомобиль подобного типа для массового распространения нет смысла, так как, во-первых, это гибридный автомобиль, во-вторых, потому что это автомобиль К-класса, который в мире не популярен. Полмиллиона автомобилей – это практически весь годовой мировой выпуск автомобилей такого класса.

Юрис В [26.01 05:24]

Не кажется ли Вам, что это очередная попытка "освоить" государственные деньги? Типа "AVVA" и "Мищка".

Тем более, что в России впечатление, производимое машиной, на порядок важнее цены! А понятие "бюджетный" = "бомжатный".

Иван [26.01 12:33]

Добрый день, Александр!

У меня несколько другой вопрос: кто будет инвестицировать в производство этого "русского фольксвагена"? Елси это инициатива г-на Прохорова и денег из бюджета не потребуется - тогда "респект ему и уважуха", за то вкладывает свои деньги в свою страну, а не в зарубежные спортивные клубы! Если-же, и такая картина мне представляется более реальной, у г-на Прохорова есть идея, а финансовое сопровождение - дело государственное - то может быть ну его... Я, например, проживая в Германии вижу/знаю сколько вложений необходимо, что-б создать автомобиль класса "Гольф" ну или "Поло" - здесь некто Алекс озвучил цифру в $1млрд. я с ним категорически не согласен - необходимо будет инвестировать раз в 5 больше, причём каждый год на протяжении хотя-бы лет 10-ти. Понятно, что второй автомобиль, после первого очень успешного "народного" бедет произвести в разы легче, но начальные инвестиции будут огромными. Г-н Прохоров не может этого не знать. Как Вы думаете мы увидем очередной большой "распил" бюджетных средств или проект действительно финансово выгоден?

Спасибо огромное за ответы!

Я не знаю, но, как рассказывают, человек готов туда вложить свои собственные средства. За собственные деньги он имеет право на ошибки. Если он сделает подобный проект на свои средства, а не на бюджетные, создаст действующее производство инновационной техники, поскольку блок батареи – действительно техника для нашей страны новая, тогда ради бога. Если еще при этом он будет их продавать в количестве полмиллиона – он очень быстро разбогатеет. Возможно, все мы ошибаемся, а за ним стоит огромный опыт удачливого бизнесмена, большие возможности нанять специалистов: конструкторов, технологов, создать производство, подтянуть металлургов, ученых. Если ему это удастся – он точно станет национальным героем, а мы с удовольствием будем за этим наблюдать. Еще один небольшой нюанс: за разработку этого автомобиля взялась фирма, которая собирает многотонные грузовики из чужих комплектующих. Хотелось бы на все это смотреть серьезно, но пока я на это смотрю с легкой иронией.

lx [26.01 10:25]

Уважаемый г-н А.Пикуленко.

Хотелось бы узнать Вашу оценку бизнс-плана "Народного автомобиля".

Нигде не опубликован конкретный бизнес-план: сведения обрывочные, полученные якобы из достоверных источников, где-то уже промелькнул эскиз автомобиля, где-то была названа сумма вложений, но реального бизнес-плана, где по пунктам было бы четко расписано, кто что делает и кто за что отвечает – я не видел, поэтому принимаю это как некую PR-акцию.

Alex [25.01 22:06]

Здравствуйте, у меня несколько вопросов на уровне математики 2 класса.

1. Каким образом можно создать автомобиль-гибрид стоимостью $10000, если стоимость батарей для Гибрида обычно 6000-7000$ (не даром самый дешевый гибрид стоит сегодня около $20000) Не нонсенс ли это как определение?

2. Есть ли в России система по утилизации использованых батарей. (Это очень дорого на Западе. За комплект батарей для утилизации, владельцы авто-гибридов платят тысячи долларов, что делает в принципе владение гибридом не выгодным)

3. Даже если мoи вопросы 1,2 имеют ответы, что кажется мне нонсенсом по-сути, каким образом, вкладывая 100млн. Евро можно наладить выпуск 500тыс. авто в год (обычные инвестиции на это 1 млрд. ), и, следовательно другой вопрос, как можно с "темной лошадкой" занять 30% рынка российского, если в продаже есть провереные, надежные европейские авто, стоящие дешевле предлагаемого.

1. Я могу сказать так, что на сегодняшний день все гибриды, которые выпускаются, если производство не получает дотацию со стороны государства, получаются примерно в два раза дороже, чем такие же автомобили, но с бензиновым двигателем. Это такой пример, как Toyota Prius и Toyota Corolla, Honda Insight и Honda Civic, или, например Chevrolet Volt и Chevrolet Cruze. Эти три гибрида по цене отличаются примерно в два раза.

2. К сожалению, у нас утилизация автомобилей не очень распространена. Последнее постановление правительства как раз и говорит о том, что в качестве эксперимента у нас будут принимать старые автомобили в обмен на новые – это попытка создать цивилизованную систему утилизации. Сейчас у нас, как правило, вредные и опасные отходы от автомобилей (такие как жидкости тормозные и охлаждающие, такие как аккумуляторы) стараются просто похоронить на полигоне. Совсем немного предприятий, которые серьезно этим пытаются заняться, но это действительно очень дорого. При появлении полумиллиона таких автомобилей необходим полный цикл, то есть производство, эксплуатация и последующий рециклинг, когда машина приезжает на специальное предприятие, где ее перерабатывают. Пока этого, конечно, нет.

3. Дело в том, что иногда, как показывает история, такое удавалось. Были случаи, когда с новым продуктом приходил человек, абсолютно не сложившийся как специалист в данной области, и ему удавалось пробиться. Как пример, компьютерная техника: мы видим, что туда пришли свежие люди и сумели там найти свою нишу. Возможно, что в данном случае произойдет одно из таких чудес, и мы будем не только у себя продавать такие автомобили, но и на мировом рынке, возможно, они там будут востребованы. Почему нет? Кстати, сейчас все ведущие фирмы стараются иметь в своей производственной гамме автомобиль подобного типа.

Дмитрий [25.01 11:04]

1. Как Вы думаете, может быть, целесообразнее было бы скоординировать усилия в этой области с ведущими компаниями мира? Ведь "сделать прототип" и "наладить выпуск" (особенно, с постоянным качеством) - совершенно разные задачи.

2. Возможно ли наладить серийный выпуск такого автомобиля в России, где, не считая динозавров вроде АвтоВАЗа и отверточных цехов для сборки иномарок, отсутствует какая бы то ни было производственная инфраструктура?

Владимир [26.01 00:26]

Какой тип силовой установки предполагается использовать? В своём анонсе Вы указываете гибрид. Известный узкому кругу "Яровит-моторс" собирается утереть нос всему автомобильному миру? Где-то проскакивала информация, что это будет электромобиль, однако даже он должен иметь подвеску, трансмиссию, кузов, в конце концов. Откуда возьмутся комплектующие? Даже если это изделие будет иметь обычный ДВС, в России практически нет конкурентоспособных с зарубежными производств автокомпонентов. От степени технологического совершенства автокомпонентов зависят потребительские свойства конструкции. М.Прохоров - успешный бизнесмен и трудно поверить, что он собирается производить продукцию с потребительскими свойствами изделий ВАЗа? Если он намерен заказывать производство компонентов там, где их заказывают все зарубежные автопроизводители, т.е. за рубежом, то разве не будет более выгодно производить проверенный Logan?

1. Я как раз считаю, что все должно было быть сделано внутри России, потому что у нас есть и научные, и производственные, и технологические возможности. Это как раз та самая ситуация, когда мы можем предложить совершенно новый продукт, за которым будет стоять наш конкретный интерес, и который мы можем сделать. Если мы начнем сотрудничать с мировыми фирмами, мы получим то, что они уже прошли. Вряд ли они будут делиться с нами своими новыми разработками, они предпочтут заработать на этом сами. Поэтому если ты хочешь что-то придумать – придумай и сделай сам, тогда тебя начнут уважать. То есть мировой принцип таков, что сначала вы предлагаете товар, а потом уже покупатель смотрит и решает, покупать ваш товар или лучше не стоит.

2. Здесь получается интересная вещь: чтобы получился недорогой автомобиль, нужно создавать полное производство, в том числе и комплектующих. У нас не очень много заводов, но в качестве примера могу привести завод автостекла в городе Бор, который производит хорошее автомобильное стекло мирового качества, но я бы не сказал, что дешевое. Есть производители комплектующих хорошего уровня, но их совсем не много, и они не готовы выпускать дешевую продукцию из-за расходов на материалы, трудозатрат, использования техники. Если хотят сделать дешевые комплектующие, они вынуждены будут создавать свой шлейф поставщиков комплектующих. Это еще одна очень сложная как научная, так и производственная задача: создать курс производителей комплектующих. Тем более, это им добавит интереса к работе.

Владимир [25.01 10:48]

1. Вопрос из учебника: в чём конкурентное преимущество этой разработки перед другими изделиями мирового автопрома?

2. Где будет производство и откуда будут комплектующие? Ведь ходят упорные слухи про падение качества даже на российских сборочных производствах мировых брендов, у которых огромные деньги и опыт.

1. Я пока не вижу конкурентных преимуществ этого автомобиля, потому что его еще нет. Конкурентные преимущества можно будет сравнить только тогда, когда этот автомобиль реально появится и на нем можно будет поездить. Тогда можно будет взять аналоги и сравнить. Или, если мы не будем иметь аналогов в мировой промышленности, мы можем сказать, что это новый продукт – он хорош тем и плох этим. Нельзя говорить о конкурентных преимуществах, не имея продукта на руках.

Рафа [25.01 16:05]

1. Для проекта электрокара в России, где 4 месяца из 12 минусовая температура, обязательно нужна отрасль производящая аккумуляторы не теряющие свою ёмкость при снижение температуры. Теперь внимание вопрос: в Росси появиться такое производство? или будем импортировать нано-фосфатные аккумуляторы из Японии?

И как разработчик будет смотреть в глаза жителям Якутска и др. Северных районов когда им привезут данные продукт?

2. Кстати кроме аккумуляторов есть тысяча проблем не связанных с автомобилями напрямую. Как пример: качество бензина, дизельного топлива, моторных масел, пластиковых изделий, электродеталей (об электрике можно целую книгу написать) и покрышек. Дополнительно надо увеличивать срок службы подшипников (большую часть фторполимеров уходит на экспорт), элементов подвески (о композитных материалах вообще речи не идет). Как будете решать эти проблемы? Одной разработкой автомобиля делу не поможешь, кстати с автовазом такая же история (новый автомобиль под маркой Ваз проблему не решит).

1. Можно надеяться, что наши ученые под этот проект создадут новый тип аккумуляторов, которые будут выдерживать нагрузку при низких температурах, аккумуляторы будут емкими, потому что у нас большие расстояния для таких автомобилей, но тот автомобиль, который заявлен, скорее всего является city-car - это автомобиль, который будет жить в большом городе, где небольшие расстояния, небольшие пробеги и остро стоит вопрос экологии. Я как-то не представляю себе такой автомобиль на просторах Коломенского тракта, а вот на улицах столицы – да.

Владимир [25.01 10:14]

Здравствуйте Александр.

1. Чем автомобиль для России отличается от автомобиля для других, помимо таких особенностей как русифицированное меню магнитолы и левый руль?

2. Почему автомобиль ориентирован на городских жителей? Ведь наименее обеспеченные слои населения проживают не в черте больших городов, и недорогой "народный" автомобиль для них представляет большую ценность, чем для горожан городов-миллионников.

3. а если это городской автомобиль, то почему седан? Ведь насколько мне известно этот тип кузова не отличается малогабаритностью, которая, езду, например в Москве делает более удобной и экономичной.

4. На чем, на Ваш взгляд, производители этого нового автомобиля сделают акцент для того. что бы их продукт был конкурентоспособным? Если говорить о конструктивных особенностях и инновационных технологиях.

2. Дело в том, что те параметры автомобиля, которые заявлены в проекте, неудобны для жителя, потому что мы предпочитаем универсальные автомобили. В авто должен быть большой багажник, он должен служить нам для езды на работу, и для поездки в отпуск, и чтобы можно было картошку с дачи привезти. В данной ситуации этот автомобиль никак не может быть рассмотрен для таких целей, потому что его посадочная сумма – это четыре плюс один (четыре взрослых и один ребенок), минимальный багажник, потому что при длине 3 метра 60 сантиметров емкость багажного отделения будет ограничена. При том что автомобиль гибридный, а блок батарей, как правило, весит до двухсот килограмм, этот автомобиль должен быть легким, на нем будет много сэкономлено именно с точки зрения сервисной системы, которая доставляет радость потребителю. Поэтому не всем такой автомобиль понравится.

Небогатый человек, может, и купит такой автомобиль за невысокую цену, которую нам объявили, но ведь обслуживание такого автомобиля будет стоить гораздо больше, чем автомобиля бензинового или дизельного. Кроме всего прочего, у него дорогостоящие электрические системы. Необходимо решить много инженерных задач, например, как приводить в действие тормоза или как быть с отоплением, когда автомобиль едет на электрическом ходу. Много инженерных задач, которые необходимо решать, а потом это все будет переложено на клиента, когда он будет обслуживать автомобиль. Я не могу принять этот автомобиль как массовый или семейный – это будет нишевый автомобиль, для определенных слоев населения, живущих в определенных условиях.

3. Данный автомобиль не является седаном, он является однообъемником, то есть это прямоугольный вагончик, колесики которого расставлены по углам, поэтому как раз для города он наиболее удобен. Его параметрами длины 3,60 метра, ширина 1,80, а высота, кажется, 1,60 метра. Я не знаю, откуда у вас появилась информация о том, что это будет седан.

4. Основной акцент такого автомобиля – его экологичность и экономичность, это два столпа, на которых он будет стоять. Никаких других преимуществ у этого автомобиля нет.

Андрей [25.01 13:53]

1. Александр как вы думаете, не обречены ли все попытки в нашей стране создать "качественный отечественный автомобиль" изначально на провал? Говоря откровенно, отечественные автопроизводители уже давно фактически мертвы, жизнедеятельность в них поддерживается исключительно искусственным путем (высокие ввозные пошлины как на новые так и поддержанные иномарки), ну скажите какой психически здоровый человек будет покупать по сути цинковый гроб под маркой "ВАЗ" более менее серъезная авария в котором зачастую приводит к гибели водителя? Про то, какое качество у этих автомобилей смысла говорить нет. Вопрос ведь даже не в том, что россия не способна создать такой автомобиль, вопрос в том, что у НАРОДА БОЛЬШЕ НЕТ ДОВЕРИЯ к росийскому автопроизводителю, десятилетия абсолютно наплевательского отношения к потребителю сделали свое дело.

2. Кто будет рисковать своими 10 тыс. евро и играть в лотерею покупая русское авто? Газ отлично продемонстрировал чем это кончается, выпустят несколько тысяч машин и все, производство свернут, а те кто успел купить это чудо останутся с кучей проблем на руках. Может быть просто стоит взять волю в кулак и признать что "пациент скорее мертв чем жив"? И дать свободно вздохнуть миллионам российских автомобилистам убрав заградительные пошлины. Кучка народу завязанных на производстве русского металлолома нижайшего качества портит жизнь остальным десяткам миллионов.

Андрей [25.01 10:28]

Александр, добрый день!

Россия первая в космосе, мы занимаем лидирующее позиции по добыче газа, угля, не отстаем в атомной сфере. Наука держится на плаву, иногда нет-нет, да выдаст что-то уникальное. а вот с автомобилями не повезло. Вопрос: "Возможно ли у нас, в Росии, создать машину за приемлемые деньги (пусть до 10тыс$), но хорошую, чтобы ездила, чтобы не начала скрипеть уже через сотню километров, чтобы ей можно было ГОРДИТЬСЯ, а не уводить голову в сторону, называя марку машины?"

И второй вопрос: "Сколько на Ваш взгляд, потребуется времени, чтобы не только создать хороший автомобиль, но и чтобы население начало относиться к марке Ваз и пр. как подобает относиться, когда мы вспоминаем BMW, Mersedec, ну или хотябы рено и прочие?"

Сергей [25.01 12:40]

Здравствуйте, весьма уважаемый Сан Саныч! Я Ваш благодарный слушатель. А теперь вопрос. Наши сегодняшние технологии в сравнении с западными - это уровень кувалдометра и исполнительского пофигизма. Реально ли на Ваш взгляд в России в ближайшие 20 лет создать такой, чисто российский автомобиль, и зачем нам электрокар или гибрид?

Алексей [25.01 23:33]

Доживём ли мы до времени, когда отечественный автопроизводитель будет выпускать КАЧЕСТВЕННЫЕ автомобили? И пусть не будет наворотов, суперкомфорта, инноваций, зато потребитель сможет быть уверенным, что сможет отъездить до истечении гарантии без каких либо поломок. Как сделать так, чтобы производители отечественных автомобилей перестали комплектовать их некачественными деталями( аккумуляторы, аммортизаторы и т.д), а затем занижать сроки гарантии на данные узлы?

1. Надо в течение ближайших десяти лет попытаться сделать качественный автомобиль по доступной цене, с хорошо развитой сетью сервисов, тогда доверие потребителя обязательно вернется. Когда потребитель за небольшие деньги получит автомобиль, который не доставляет ему проблем, когда он будет знать, что его с удовольствием будут принимать на ближайшем сервисе, где за небольшие деньги автомобиль приведут в порядок, тогда потребитель поверит в этого производителя, и неважно, какая эмблема на нем будет - ладья, ромб или что-то еще.

Лента.Ру: А возможно ли сделать какие-либо прогнозы? Многие спрашивают, когда а России будут выпускать качественные автомобили.

Мы уже сейчас имеем на рынке много хороших и качественных автомобилей и даже по невысоким ценам. Скажем, нам поставляют ZAZ Chance и Daewoo Nexia, по ценам ниже, чем нам поставляет волжский завод. По качеству автомобили превосходны, хотя на сегодняшний день эти дешевые автомобили тоже устаревшие. Поэтому дальнейшая работа, которая идет на наших новых предприятиях, которые производят Ford, Nissan, Skoda, и на нашем классическом автопроме, идет по правильному пути. Как-то стараются заинтересовать покупателя, повысить качество, потому что для тех, кто не делает качественные машины, наступает крах. В этом мы уже убедились на примере Ижевского завода, Горьковского завода, который, к сожалению, потерял автомобильное производство, и Волжский автозавод за прошедший месяц нового года сумел реализовать всего 15 тысяч автомобилей - это катастрофически мало; год назад это было ровно в два раза больше. Это говорит о том, что клиент, а особенно небогатый, который наиболее чувствителен к качеству автомобиля в бюджетном диапазоне, отворачивается от подобного производителя окончательно. Но и производитель, понимая это, начинает бороться за качество и старается предложить как автомобиль, так и обслуживание другого плана. Все закономерно.

2. Когда продукт появляется, всегда находится свой покупатель: кто-то из любопытства, кто-то из интереса. Если это будет наш автомобиль, его, наверняка, поддержит государство, закупив определенное количество таких автомобилей для муниципалитетов. Главное, чтобы продукт появился, а когда он появится, тогда уже станет понятно – будет спрос или нет, правильно посчитали или где-то ошиблись. Наверное, есть целевая группа для потребления такого автомобиля. На рынке нет еще ни одного автомобиля, который не нашел бы своего покупателя.

Егор [25.01 13:43]

Добрый день, Александр.

Если посмотреть этот фрагмент: http://www.youtube.com/watch?v=mNrpUsi8cFk прямой линии с Путиным, станет ясно: наше правительство и дальше собирается кормить дотациями АвтоВАЗ, другой рукой удушая пошлинами конкурентов.

Скажите, на Ваш взгляд - в чем причина такой поддержки? Ведь нашел же свою нишу - бюджетных коммерческих авто - ГАЗ, производит весьма достойные машины Sollers, заработав авторитет и уважение к качеству своей продукции.

Зачем поддерживать жизнь в дохлом ВАЗе и плодить новые Ярило-мобили? Не пора ли начинать курс на создание автопроизводств, интергрированных в мировую систему производства комплектующих?

На мой взгляд, правительство пытается решить вопрос "АвтоВАЗа", показывая для себя и для остальных, как можно решить проблему с моногородами, с трудоустройством людей. Но все же "ВАЗу" не могут помогать до бесконечности. Если он будет выпускать автомобили в таком количестве, как сейчас, то сколько бы ему денег ни давали, ему не хватит даже на то, чтобы расплатиться с поставщиками, не то что с рабочими. Возникает закономерный вопрос, что это не собес, а государство не может вечно содержать это производство. Дадут денег раз, дадут денег второй раз, но все определяется количеством выпущенных автомашин. Если количество выпускаемых машин падает, то никакие дотации не спасут. Наступит закономерный конец, если предприятие не примет какие-либо меры.

По поводу повышения пошлин, наоборот, в правительстве уже пришло осознание, что повышение пошлин не дало нужных результатов, а нанесло тяжелый удар по бюджету. Поэтому идут разговоры о том, что не стоит продлевать те повышенные пошлины, а надо вернуть их к исходным позициям. Но это касается только новых автомобилей, потому что запретительные пошлины на поддержанные автомобили были есть и будут, и это правильно. Не надо ввозить сюда всякий хлам.

Юрий [25.01 13:31]

1. Не существует понятия, например, "народной" обуви. Так и автомобиль должен быть предназначен для конкретного владельца и каких-то его предпочтений (условия эксплуатации, финансовые возможности).

2. Кто-либо занимался анализом рынка сбыта будущего "народного" автомобиля?

3. Не получится ли так, что автомобиль для всех окажется практически никому не нужен?

Ведь и сейчас можно купить практически любое транспортное средство.

2. Судя по выбранному типажу машины и заявлениям, которые были сделаны, анализом рынка сбыта не занимались. Заявлено о производстве полумиллиона машин такого типажа, но, боюсь, что это оптимистическая оценка ситуации. Уже объявленная цена автомобиля, которого еще нет, достаточно высока. Многие не были бы согласны приобрести такой автомобиль за такие деньги. Видимо, в этих расчетах есть большая доля оптимизма.

jesus iced [25.01 16:28]

Добрый день! Александр, хотел бы задать вопрос - по вашему мнению - это российская проблема - откровенно устаревший, бессмысленный и беспощадный дизайн и ужасное качество сборки? если делать российский бюджетный автомобиль - сможет ли он по качеству превзойти тот же тазик? и стоит ли вообще думать о производстве автомобиля, который из немецкого салона будет проезжать прямиком на утилизацию металлолома? я, честно скажу, не уверен, что в России смогут собрать автомобиль, на котором будет безопасно ездить.

уж тем более - бюджетный!

спасибо за ответ!

Илья [25.01 11:25]

Все настоящие народные автомобили были очень дешевыми, примитивными и, зачастую уродливми. Готовы ли сегдняшние россияне покупать автомобили типа 2CV, Fiat 600 или VW Kaefer?

Дизайн и безопасность не имеют между собой ничего общего. Делать безопасный автомобиль – это одна задача, это можно сделать, хотя и дорого. Сделать красивый автомобиль мы тоже можем. И если наша серийная конструкция, с точки зрения дизайна, всегда оставляла желать лучшего, то наши опытные конструкции, те поисковые разработки, которые были сделаны именно нашими художниками-дизайнерами, вызывали оторопь даже у известных фирм. Я неоднократно видел на международных автосалонах, что приходили такие ведущие разработчики дизайна автомобилей, как Патрик Ле Кеман, Серджио Пининфарино и с интересом смотрели на конструкции, которые были сделаны нашими дизайнерами. Не надо забывать, что целый ряд наших молодых дизайнеров работают на известных фирмах. Есть даже произведения технического искусства, которые показывают на международных выставках, и под ними стоят подписи наших русских дизайнеров - выпускников Строгановки, Уральского политехнического института, Московского автомеханического института. Наша школа дизайна от мировой ничем не отличается. Другое дело, что все эти конструкции далеки от производства.

Сергей [25.01 22:33]

Здравствуйте Александр!

Как известно в мире есть огромное количество людей с разным уровнем доходаи живущих в совсем разных естественных условиях; ну например Швейцария и Сомали. При этом ни та ни другая не имеют собственного автопрома. Стран же, имеющих свою развитую автомобильную промышленность, в мире не так уж и много. И серьёзные авопроизводители из этих стран стараются "подогнать" свою продукцию и под требованя какого-нибудь "средего швейцарца" и под другие категории покупателей. При наличии технологической базы и опыта это, наверное, не так уж сложно и затратно.

Вопрос: а нужно ли создавать какую-то свою марку, модель, которая будет изначально ориентирована только на свой, внутренний, рынок, ведь чтобы всерьёз конкурировать с автопромом Германии, Японии, Кореи и, в ближайшем будущем, Китая, нужны не только гигантские финансовые ресурсы, но и серьёзная маркетинговая политика, дилерская сеть, сеть производств комплектующих и запчастей, инженерная школа в конце концов? Где столько людей грамотных взять?

Грамотных и талантливых людей в нашей стране еще много, и если будет такая необходимость, они обязательно найдутся. На вопрос, можно ли делать автомобиль только для внутреннего рынка, отвечаю утвердительно, потому что в последнее время появилось много локализованных автомобилей. Например, такой автомобиль, как "Шеви-Нива" является локальным: он предназначен только для России и стран СНГ. Больше он никуда не поступает, но здесь его неплохо покупают. Скажем, самый продаваемый автомобиль в Бразилии – это Сhevrolet Agile – автомобиль, который выпускается только для бразильского рынка. Такие локальные продукты есть, как подсказывает исторический опыт, они неплохо себя чувствуют именно в данных странах, потому что как правило это автомобиль, сделанный под конкретные условия, которые пользуются спросом у конкретных групп населения.

Антон [25.01 11:00]

Александр, зрдавствуйте.

Скажите пожалуйста, а так ли нужен СВОЙ "народный" (дешёвый) автомобиль. Ведь существует уже картонный Логан, и доисторическая Приора с Калиной, причем по цене, отнюдь не народной (положа руку на сердце). Ведь мы "не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи."

Может быть стоит наконец-таки сделать более менее нормальный автомобиль, у которого в базе будет кондиционер со стеклоподъёмниками и обогревателем сидений, достойным качеством сборки, и не ужасным дизайном. Ведь сколько талантливых ребят выпускаются из технических ВУЗов: и дизайнеров, и инженеров, и конструкторов.

Да и вообще, реально ли это 8.8 тысяч евро? Почему в США за 22 тысячи долларов я могу купить себе Шевроле Камаро 3.5 литра с автоматом, а в России это Калужская Шкода Октавия с МКПП полупустая?

Андрей [26.01 02:16]

Здравствуйте, Александр !

Хочу поддержать позицию моего тёзки (опубликовано 25.01.2010 в 13.53)

Вы согласны с тем, что попытка создать в России свой "народный" автомобиль - это всё равно что попытка создать российский народный телевизор, цифровую фотокамеру, мобильный телефон, т. е. мероприятие, заранее обреченное на полный и громкий провал ? Мы только в очередной раз насмешим народ и окружающий мир, продолжив "славные" традиции российского автопрома собирать авто низкого качества по довольно высокой цене. Если я не прав, аргументированно опровергните, пожалуйста, моё мнение. Спасибо.

Кирилл [25.01 11:08]

Александр, что по вашему вообще стоит за термином "народный автомобиль"? Насколько этот термин вообще уместен применительно к российскому авто рынку? И если уместен, то какова планка этой самой "народности"?

Ведь, к примеру, понятно, что за 10 000 у.е. очень сложно создать то, что массовый российский обыватель будет воспринимать достойным его авто. Вот Андрей выше высказывается в том смысле, что "догнать и перегнать", не делая скидок на то, что сравниваемые ими марки в десяток раз отличаются по цене. Почему, к примеру, Ниву 2121 не назвать истинно Народным автомобилем? Дешёвая, относительно неприхотливая. Почему такое пренебрежительное отношения с деяниям собственных мозгов и рук?

Давайте разберемся, что такое "народный автомобиль". "Народный автомобиль" – этот тот, который покупают больше всего. Больше всего у нас долгие годы покупали "Жигули". И до сих пор этот автомобиль остается самым продаваемым в стране. Так, может быть, это и есть "народный автомобиль"?! Поэтому я не люблю такие определения, как "народный автомобиль" или "автомобиль мирового уровня". Что такое – мировой уровень? Мировой уровень – это "Мерседес", который покупают в любом углу земного шара. И покупают с удовольствием. Вот это и есть мировой уровень. Народный автомобиль – это тот автомобиль, который продается миллионными тиражами. Миллионными тиражами продаются Volkswagen Golf, Opel – это как раз и есть "народные автомобили". А когда мы делаем какую-то непонятную тележку и к ней искусственно "притягиваем за уши" это звание "народного автомобиля"…

Вы знаете, народ у нас разный. Я не люблю эти обобщения, потому что среди этого народа есть люди, которые прекрасно предпочитают народным автомобилям Bentley. И ничего, это тоже народ. Почему у нас всегда считается, что "народный автомобиль" – это какая-то убогая тележка на четырех колесах для неудачников в этой жизни? Не бывает такого! В этой стране живет 140 миллионов человек, и у каждого свои вкусы. И если всех попытаются загнать во что-то, что нравится, допустим, одному из ста, это и будет "народный автомобиль" для одного из ста.

Александр [25.01 20:47]

Почему цена "прохоровского" автомобиля номинирована в евро? Останется ли она постоянной, если евро вырастет, например, до 50 рублей или упадёт до 35 ?

Владимир [25.01 14:36]

Добрый день, Александр Александрович.

Откуда цена 8,8 килоевро? Народный индийский автомобиль (евпочя) - $2500. Мы настолько богаче индусов? Можно начинать гордиться?

Дмитрий [25.01 10:55]

Вот пишут - предполагаемая стоимость автомобиля - 8,8 тысяч евро. В Токио в магазине можно приобрести Субару Импреза за примерно 12 тысяч долларов. Практически те же деньги. Возникает навязчивый вопрос, почему наших граждан снабжают третьесортным металлоломом по цене хороших машин?

Цена на этот автомобиль могла быть названа в любых единицах. Просто захотелось дать некий ценовой ориентир. Никакой конкретной цены за этим не стоит, потому что когда автомобиль реально появится в продаже, и на нем будет стоять ценник, можно будет сколько угодно говорить, что хотели сделать дешевый автомобиль. Как было в ситуации с российским суперкаром Marussia. Когда он появился в магазине, на нем висел ценник 4 миллиона 400 тысяч рублей – вот это реальная цена. Когда будет известна цена на этот автомобиль, который мы пока еще не знаем, как он называется, тогда и будем говорить о том, какая это цена – реальная или нет, дорого это или дешево.

Пока что называют привлекательную цену – 370 тысяч рублей - это цена массовых автомобилей, которые сейчас существуют на рынке. Это нормально, не много и не мало. Я бы не сказал, что это бюджетно, потому что на данный момент разрабатывается бюджетный автомобиль Волжским заводом совместно с Renault, ориентировочная цена которого 200 тысяч рублей, то есть это на 170 тысяч рублей меньше, чем цена автомобиля, заявленная в проекте "народного автомобиля".

chAlx [25.01 10:56]

Что за "Яровит-моторс"?

Это фирма, которая создавалась для производства большегрузных автомобилей. В Санкт-Петербурге они собирают самосвалы на базе большегрузной белорусской техники. Но почему именно им был отдан этот заказ, я, честно говоря, не знаю, не интересовался. Возможно, у них там сидят очень "светлые головы", которые смогут реализовать этот проект. Не знаю. Меня самого удивляет, почему. С другой стороны, а почему бы и нет? Если там есть хорошая конструкторская школа, если там будет собрана достойная команда, то какая разница, где начинать новый продукт. Это совершенно не имеет никакого значения. Возможно, что именно такой продукт надо начинать в подразделении, где нет никаких традиций, которые не отягощены тяжелым наследием какой-то другой конструкторской школы.

Владимир [25.01 11:57]

М.б. не в тему, но почему именно автомобиль? М.б. лучше в авиацию, например, деньги вложить?

Дело в том, что это частные деньги конкретного человека. Он их заработал, и куда их вкладывать – ему решать. Мы не можем ему указывать. Он мог купить себе яхту или футбольную команду, а решил сделать для всех автомобиль. Мы можем на это повлиять только в том случае, если нам предложат автомобиль, нам он понравится или не понравится - мы его купим или не купим. И тогда мы сможем обсуждать, правильные ли это были вложения. Я считаю, это неэтично - командовать человеку, куда ему вложить деньги, которые он заработал. Это его право, его риск.

Jokerwebmaster [25.01 16:02]

На западе можно купить автомобиль в кредит, выплачивая 200 евро в месяц.

Может лучше, выпускать качественные автомобили, но с выгодным кредитом?

Дмитрий [26.01 11:48]

Здравствуйте, Александр.

1. Зачем создавать народный автомобиль, если он будет собираться черт-знает-из-чего и ржаветь махровым цветом как не менее народные "Газели"?..

2. Кредиты нужны нормальные - и всё! Пусть на АвтоВАЗе собирают Nissan Note.

3. Чем плохи Accent и Logan в качестве народного автомобиля ?.. 300 тысяч рублей ведь.

Опять же – это вопрос не к автору данного проекта. Вопросы о кредитах решают банки и производители. Сейчас этого никто не знает. Может быть, произведя какое-то количество автомобилей, они нам предложат совсем новую форму аренды - может, они будут давать нам эти автомобили в лизинг за абонементную ежемесячную плату, с последующим возвратом через два-три года, не знаю. Может быть, они изберут такую форму, которая будет необычна и привлекательна. Или, может, они будут предлагать машины в кредит, но по такому льготному проценту, что это будет гораздо выгоднее любого другого предложения. Это же рынок, на котором борются конкуренты, и тот, кто предложит лучшие условия - выиграл. Возможно, что кроме инновационного продукта появятся инновационные формы работы с покупателями. Меня это только обрадует. Почему бы нет?

САШКО [25.01 15:06]

Как вы считаете, что мешает создать в России новый автомобильный концерн, который смог бы выпускать весь модельный ряд от малолитражек, до микроавтобусов? Абсолютно ничем изначально не связанный с ни с одним автопредприятием. Вернее скажем так, с какими бюрократическими трудностями, по вашему столкнуться молодые конструкторы, даже при условии частной финансовой поддержки? Будет ли руководство автоВАЗа и правительство всячески препятствовать появлению таких компаний-конкурентов? В каком городе, по-вашему, имело бы смысл организовывать такое производство или конструкторский центр?

И, самое главное, почем до сих пор в России нет альтернативы мертвому ВАЗу? Если посмотреть на корейцев или китайцев - становится понятно, что физически, финансовов и технологически создать конкурентный автопром с нуля возможно в достаточно сжатые сроки.

А кто выделит деньги для подобного конгломерата? Прежде чем что-то сделать, необходимо где-то взять деньги. А потом, как показывает современный опыт того же General Motors, большие структуры часто оказываются нежизнеспособны. Сейчас возникают такие ситуации, как банкротство, продажа отдельных подразделений, закрытие предприятий, и это говорит о том, что большие конгломераты не совсем жизнеспособны. Скорее более успешны средние мобильные структуры. Но если создать такую структуру, то что дальше? Просить преференции у государства, чтобы защитили от влияния других производителей? Нет, лучше пусть это развивается так, как сейчас, когда приходят производители, строят заводы, когда свои внутренние производители находят ниши. Например, у нас есть Ульяновский завод, который прекрасно себя чувствует, производя внедорожники. Эти машины пользуются спросом и находятся в своей нише, где с ними практически никто не конкурирует. Это тоже один из путей, который пропагандирует конкретный человек – владелец Sollers, который так же вкладывает свои деньги. Он взял у государства 5 миллиардов и построил завод на Дальнем Востоке, выпускает там автомобили. Это его риск, его право. Также как автомобиль "Ока". Завод выпускает целую гамму автомобилей в Набережных Челнах, автомобили, которые, кстати, пользуются неплохим спросом. Поэтому прежде чем создавать что-то новое, может, стоит инновационным путем развить старое? А потом посмотреть, может быть, эти предприятия сами захотят объединиться во что-то большое.

Обсудить