Пираты XXI века На вопросы читателей "Ленты.Ру" ответил главный редактор издания "Морской бюллетень - Совфрахт" Михаил Войтенко

Пресс-конференция
24.10 22:21
Михаил Войтенко. Фото из личного архива.
Михаил Войтенко. Фото из личного архива.

Пираты XXI века

На вопросы читателей "Ленты.Ру" ответил главный редактор издания "Морской бюллетень - Совфрахт" Михаил Войтенко
2008 год был отмечен резкой активизацией пиратов у берегов Сомали - в Индийском океане и Аденском заливе, который стал самым опасным местом для судоходства в мире. Сомалийские пираты захватили более трех десятков судов. Наиболее громким эпизодом последних дней стал захват украинского судна "Фаина". Власти Сомали признают, что бессильны перед пиратами. Международное сообщество, несмотря не неоднократные призывы ряда стран, также пока не может взять ситуацию под свой контроль. Насколько современные торговые суда в принципе защищены от пиратов? Существует ли в мире программа обеспечения безопасности судов и экипажей, в чем она состоит, как и кем внедряется? Может ли военное патрулирование силами ВМС различных стран решить проблему пиратских нападений? На эти и другие вопросы читателей "Ленты.Ру" ответил главный редактор издания "Морской бюллетень - Совфрахт", моряк с 16-летним стажем в водах Дальнего Востока - Михаил Войтенко.
Орфография и пунктуация авторов вопросов сохранена.
Григорий [16.10 17:57]

Уважаемый Михаил, у меня к Вам несколько вопросов:

1. Какие, с вашей точки зрения, меры необходимы для снижения уровня пиратства не только в регионе Сомали, но также в других "горячих" в этом отношении точках мира?

2. Насколько важно в данном отношении сотрудничество между странами?

3. Как вы можете прокомментировать сообщения, будто "Фаина" направлялась не в Кению, а в Судан?

Заранее благодарю, Григорий

Владимир [18.10 00:10]

Здравствуйте, Михаил! Хотелось бы узнать ваше мнение по следующим вопросам:

1. Существуют ли на Земле другие регионы, где в настоящее время активно действуют пираты (слышал, например, что таков был район Филиппинского архипелага в 60-х гг. ХХ века)?

2. Какова, на Ваш взгляд, вероятность того, что пираты покинут прибрежные воды Африканского рога и начнут совершать дальние рейды в водах Индийского океана?

3. Можно ли предполагать, что здесь мы имеем дело не с разрозненными морскими разбойниками, ищущими легкой наживы в условиях полного обнищания и развала их страны, а с флотом каперов, действующих с "благословения" единого центра против определенного противника( и не потому ли так вяло подвигаются мероприятия, направленные на борьбу с ними)?

Спасибо.

Андрей [20.10 10:20]

Где еще есть пираты помимо берегов Сомали?

1.Где еще кроме Сомали может возникнуть пиратство в таком виде и таких масштабах – навскидку могу назвать пару мест, но лучше не буду, чтобы не вводить в искушение. Есть и куда более опасные варианты, но вдаваться в детали также не буду, скажу лишь, что есть технологии, позволяющие осуществлять физический захват дистанционно, виртуально. Пока еще эти технологии недоступны не только бандитским или террористическим группировкам, но даже многим странам. Но сами понимаете, это вопрос времени. В перспективе сомалийское пиратство страшно тем, что оно раздвинуло горизонты возможного – раньше никому такое и в голову не приходило. Современное пиратство начало набирать обороты где-то с 90-х, но скорее не потому, что раньше с ним успешно боролись СССР и США, а потому, что появились новые технологии, особенно в области связи, навигации и слежения.

В настоящее время помимо Сомали, наиболее опасными (в смысле пиратства) районами считаются Нигерия, ряд других прибрежных стран Африки, Малаккский пролив и Южно-Китайское море, Карибский бассейн. Но ничего подобного Сомали на сегодня мы не имеем.

2. Побороть пиратство сегодняшнее и будущее можно только одним единственным путем – единением усилий всех здравомыслящих, ответственных стран. Я уже ряд лет живу новостями и их анализом, и так как это новости мирового судоходства, то это и новости мировой экономики. И давно уже стал ощущать мир как нечто целое, как единый организм. Если что-то где-то заболело, рано или поздно отзовется на всех, и если у вас заболел живот, то не думайте, что голова от этого станет здоровее. Если вы поранили палец, дырки в зубах от того не затянутся.

Нет в человеческой деятельности другой настолько интернационализированной и глобализированной сферы, как судоходство. И я для себя давно уже пришел к такому выводу, который может для очень многих показаться странным или даже оскорбительным. При существующем уровне прогресса и развития технологий не может каждое государство жить само по себе и руководствоваться только своими личными интересами, тем более амбициями. Где-то надо ими поступиться, где-то надо поставить благо мирового сообщества выше своего. Необходимо договариваться и создавать новые механизмы реагирования на риски и опасности современности и будущего. Надо ощущать себя гражданами всего мира – только тогда он станет безопаснее. Космополитизм становится выше патриотизма, хотим мы этого или нет. Это просто факт, его можно отбросить и не принять, но он от этого не исчезнет. С сомалийским пиратством объединенными усилиями, я думаю, в ближайшие месяцы покончат, хотя бы в такой мере, чтобы оно не представляло опасности для судоходства в Аденском заливе. Но, боюсь, сомалийское пиратство было только началом гораздо более страшных и опасных для нас всех вещей.

3. Что же до того, куда именно следовали танки, то для судоходства и меня лично это не представляет совершенно никакого интереса – ни размеры выкупа, ни судьба экипажа и судна от конечного получателя танков никак не зависят.

Пираты, видимо, рассчитывали продать груз, во всяком случае, они вынашивали такие планы. "Фаина" плотно блокирована кораблями ВМС нескольких стран, с главной целью - не допустить попадания оружия на территорию Сомали, охваченной анархией. Пираты поняли, что впутались в очень неприятную и чреватую гибелью историю, но идут до конца и требуют выкупа, значительно превышающего все, выплачиваемые ранее. Пираты не раз захватывали суда с очень дорогими грузами на борту, стоимостью в десятки миллионов долларов, но никогда не требовали денег за груз. В среднем сумма выкупа в прошлом году составляла что-то в районе 500-700 тысяч долларов, в этом году до августа – до миллиона, начиная с августа – 1,7-1,8 миллионов долларов. Если пиратам выплатят требуемый ими выкуп, в разу превышающий все прочие (эти самые 8 миллионов), то это создаст очень опасный прецедент.

Дядя Яша [16.10 18:12]

Здравствуйте, Михаил!

Как отражается характер груза на переговорах об освобождении "Фаины"? Верно ли ощущение, что данный случай радикально отичается от подобных ему?

Это уникальный случай, впервые пираты требуют выкуп не за судно и экипаж, а за груз, тоже кстати (в этом смысле захвата пиратами) уникальный. Я остаюсь в убеждении, что захват этого судна был не случаен, что пиратов "навели", но вижу за этим элементарные меркантильные интересы конкретного человека, какого-нибудь чиновника той же Кении, которому за ценную информацию подкинули пару тысяч долларов.

Михаил [16.10 18:32]

Следует ли привлечь правительство Украины (и правительства других стран)к международной ответственности за перевозки оружия и других опасных грузов без надлежащей охраны в "пиратских" районах?

Украинская сторона, конечно, виновна в том, что не обеспечила надлежащей охраны судна "Фаина". Но и Кения далеко не без греха, в СМИ прошла такая новость - представители Кении намерены требовать с украинской стороны стоимость товара, который оказался в руках у пиратов.

Кения может требовать с Украины какую-то компенсацию, но получит ли она хоть что-то в случае гибели груза - это большой вопрос. Кения обязана была предусмотреть в контракте особые меры безопасности и охрану и настоять на соблюдении внесенных в контракт пунктов об их обеспечении. Уверяю вас, украинская сторона найдет в суде не одно оправдание, и они будут судом приняты. Потому что ничего этого, похоже, Кения не сделала, и теперь пожинает плоды своей непредусмотрительности или неопытности.

Ваcилий [16.10 20:12]

Может уже самое время отправлять грузы конвоями? Как в пршлом веке шли караваны из Америки в Англию во время 2-ой Мировой Войны. По морским документам проходили под кодировкой Q, за которой следовал номер, по номеру каравана. Пикуль это интересно описал в своей книге: Реквиум по каравану Q-17. Ну и команде конечно платили за нахождение под обстрелом и прочий риск. Сейчас люди тоже входят в опасные воды, это надо ценить!

Крайне трудно наладить присутствие на борту вооруженной охраны. Такие услуги на рынке уже есть, но ими пользуются немногие, в редких случаях. Обеспечить охраной все суда – представьте, что это значит, если в сутки Аденским заливом проходит около 250 судов. Где брать на борт охранников, если судно, предположим, идет из Сингапура в Гамбург? На Аденский залив приходится лишь краткий отрезок этого пути. Устраивать посадку и высадку охраны на входе-выходе Аденского залива? Это требует создания целой инфраструктуры, это месяцы, если не годы организационной работы, на это уйдут огромные средства.

ТОЖЕ МОРЯК [16.10 22:02]

Здравствуйте уважаемый Михаил!Не раз бывал в,так называемых,"пиратских"районах.Опасность действительно не преувеличена.Мне кажется,что единственный способ покончить с пиратством-это регулярное патрулирование военно-морской авиацией и военными кораблями заинтересованных стран.Какое Ваше мнение по этому вопросу?Заранее благодарен Вам за ответ,коллега.

Георгий [16.10 19:19]

Ув.Михаил, скажите пожалуйста, какой вы видите выход из сложившейся ситуации у берегов Сомали. Сомали, как таково страны уже нет, собственно и правительства способного адекватно отвечать тоже, что по Вашему должно предпринять мировое сообщество в данной ситуации?

Павел [16.10 20:02]

Уважаемый Михаил! Как Вы считаете какой из нижеперечисленных методов борьбы с пиратами Вы считаете самым эффективным и какой на ваш взгляд будет принят в ближайшее время?

1. Собирать торговые корабли в караваны под прикрытием военных кораблей заинтересованных стран.

2. Устанавливать на торговых кораблях вооружение и специалистов по его применению за счет судовладельцев.

3. За счет заинтересованных стран оборудовать из торговых кораблей корабли-ловушки с военными экипажами по примеру немецких рейдеров I и II мировых войн и просто топить пиратов.

4. Собрать флот заинтересованных стран и патрулировать около Сомали, захватывая пиратов, передавая их под суд.

5. Собрать флот заинтересованных стран и активно искать пиратов, уничтожая их без суда.

6. Уничтожать с моря флотом и авиацией заинтересованных стран вообще все плавсредства в Сомали.

7. Провести военное вторжение в Сомали (как США и Эфиопия уже делали) и установить там хоть какой-нибудь порядок.

Е. с Новороссии [16.10 20:08]

Почему до последнего времени на пиратскую проблему никто не обращал внимания, ведь она возникла ни в этом году? Насколько будут эффективны принятые меры по отправке кораблей к берегам Сомали, ведь судя по новостям они и до этого там были, а особого эффекта это так и не принесло?

Как бороться с пиратами - это частый вопрос. Может, не платить им выкуп? Расстреляют пару экипажей и успокоятся? Для тех, кто хоть немного в теме, очевидны полнейшие несостоятельность и абсурдность такой позиции применительно к пиратству, тем более международному.

Предположим, страны начнут жестко пресекать все торги и попытки передать пиратам выкуп. Во-первых, страны не смогут так уж жестко это дело пресечь, и судовладелец всегда найдет способ перегнать деньги куда-нибудь, обналичить и доставить куда требуется. Во-вторых, почти каждое захваченное судно - это мешанина из флага, владельца, оператора, крюинга и кучи гражданств членов экипажа. Какой-либо конкретной ответственной страны нет – ни за то, чтобы пресечь выкуп, ни за то, чтобы помочь спасти людей и судно. В-третьих, суда будут похищать все равно. Сомалийцы наладят каналы и научатся сбывать грузы судов, их оборудование, возможно, даже некоторые суда целиком. Как рачительные хозяева, пираты не станут убивать экипаж, несмотря на требования мировой общественности – мол, да уничтожьте вы пару экипажей и поймите, что нет смысла, займитесь вместо пиратства рыболовством. Не займутся. Они отвезут моряков на берег и будут торговать ими поштучно. 10-20 тысяч за голову, это тоже деньги. Родственники мьянмарцев или филиппинцев такие деньги, может, и не соберут, а вот те же россияне или украинцы, не говоря про западноевропейцев, такую сумму "потянут".

Есть и другие идеи по освобождению захваченных судов (от любителей напрягать бицепсы). Речь идет о силовом освобождении. Этот номер также не пройдет, есть две главные причины.

Первая – силовое освобождение гарантирует гибель части экипажа или вообще всех. Вторая – это все та же космополитичность мирового судоходства. Крайне мало судов, где и флаг, и владелец, и экипаж относятся к одной стране. Большинство – смесь. Возникает законный вопрос, какое именно государство (при таком смешении) возьмет на себя ответственность за силовой захват, и как к этому отнесутся другие государства. Менталитет-то разный. Если, например, российский спецназ освободит судно и не постоит, как говорится, за ценой, то российское общество посчитает это освобождение победой и тем больше будет радоваться, чем больше накосят супостатов. Если при этом погибнет часть экипажа или весь целиком, общественность ничуть не огорчится. На долю погибших, покалеченных и их родственников достанется пара фраз сочувствия, после чего о них сразу забудут и вернутся к торжествам. Но у большинства стран менталитет немного другой, и для них победой является только один вариант – сохранение жизней всех пленников, а это почти невозможно. Все прочее – поражение. Спрашивается, какое государство согласится освобождать судно своими силами или разрешить освобождение силам другого? Кроме того, не будем забывать о моряках. Как нетрудно догадаться, они с большим любопытством будут наблюдать за героическим спецназом, и если увидят, что освобождают трупы, то сделают соответствующие выводы и просто-напросто начнут списываться с судов, направляющихся в регион.

Федор [16.10 22:41]

Насколько серьезна угроза пиратства?

Если исходить из сухой статистики, то сомалийское пиратство не такая уж и угроза. Судите сами, Суэцким каналом (а,значит, и Аденским заливом), проходит до 10 процентов всего мирового судоходства, в пересчете на сутки это порядка 250 судов. В этом году пираты захватили в Аденском заливе 32 судна, то есть процент захватов ничтожный по сравнению с общим транзитом. В настоящее время судовладельцы и операторы платят за проход Аденским заливом больше, чем в среднем за рейс – приходится забывать об экономии топлива, на всякий случай оформляется соответсвующая страховка плюс двойные зарплаты экипажам по договорам с ITF (международным профсоюзом транспортных рабочих). Но все эти дополнительные расходы длятся всего двое суток, время прохождения Аденским заливом. Не так это и много. Наибольшую угрозу пираты представляют для небольших судов, особенно местных, с экипажами, укомплектованными гражданами африканских и ближневосточных стран. Да, в процентном отношении захватов очень мало. Исходя из статистики, опасаться нечего. Однако же все опасаются, до бессонницы и попыток сделать все, чтобы обезопасить свои суда или избежать прохода заливом. Угроза и восприятие чего-либо как угрозы, в психологическом смысле и попытках себя обезопасить, сильно отличаются от статистических выкладок. Ведь по статистике, вероятность попасться в лапы уличным отморозкам в темном закоулке ночью очень мала, ну не больше 1-2 процентов, однако большинство людей по этим закоулкам ночью предпочитает не шляться. Казалось бы, почему? Точно так же обстоят дела и с судоходством. Необязательно повысить процент захвата судов до 50, чтобы судовладельцы забыли дорогу к Аденскому заливу. Если будут захватывать регулярно по судну в двое суток, это 0,2 процента, если при этом захватят один океанский контейнеровоз, то многие судовладельцы направят суда в обход, вдоль Африки.

Кирилл Архипов [17.10 09:11]

Здравствуйте Михаил.

Еще 2-го июня Совбез ООН принял резолюцию разрешающую иностранным судам бороться с пиратством в территориальных водах Сомали, далее министры иностранных дел стран НАТО, так же приняли решение о борьбе с пиратсвом в Сомали. В отношении участия России Абдулла Юсуф Ахмед сразу разрешил, по резолюции 1816, проводить операции с участием российских военных на территории Сомали. Таким образом, мировым сообществом созданы все предпосылки для борьбы с пиратством.

Однако коренных сдвигов нет. Почему, по Вашему мнению, нет этих сдвигов?

Евгений [17.10 10:58]

Уважаемый, Михайл!

Следя за столь стремительным развитием проблемы современного пиратства (грабежи небольших судов переросли в организованный захват гигантских сухогрузов с военным вооружением и элементами химического оружия с последующими требованиями о выкупе), складывается впечатление, что страны-экспортеры (да и сами транспортные компании) не сильно заинтересованы в исправлении ситуации. Неужели стоимость захваченных грузов (или расходы на их страхование и возмещения по регрессным требованиям) в совокупности не превышают затраты, которые могли бы пойти на решение проблемы и "очистки" от пиратов "опасных" прибрежных зон? Наверняка же существуют какие-нибудь международные союзы морских перевозчиков или различные торговые ассоциации? Какие меры и решения по проблеме пиратства ими предпринимаются? Реальны ли они? Или указанные союзы и ассоциации существуют только номинально и не имеют действенных механизмов защиты своих членов?

Получается так, что никаких механизмов решения проблем такого рода нет вообще, ни у кого. Ни у Международной морской организации, ни у ООН, ни у ЕС, ни у отдельно взятого государства. Сомалийское пиратство - это достаточно ограниченная временем и пространством проблема, и создавать под нее особые механизмы, конечно, глупо. Но речь не о создании чего-то специально для помощи попавшим в пиратский плен. Самое неприятное из сомалийского опыта - это даже не отказ в помощи со стороны данного государства или сообщества стран в непредвиденной ситуации, а отсутствие у них реакции, отсутствие технологии решения нестандартных проблем и желания как-то на эти проблемы реагировать.

Но мировая общественность вроде бы зашевелилась, поняв, что угроза нависла не только над судовладельцами, но и над всей экономикой. В ближайшее время в Аденском заливе будет сконцентрировано более 20 военных кораблей различных стран, в том числе стран НАТО, их главной задачей будет являться борьба с сомалийским пиратством. Если и есть планы координации действий этих кораблей, то пока о них ничего не известно.

Вадим [17.10 09:32]

Добрый день Михаил,какова история самолийских пиратов?

Damir [18.10 17:41]

Доброго времени суток.

Михаил,

Есть сведения, утверждающие что это пиратство каким то образом связано с Канадой. Правда ли это?

Владимир [20.10 11:32]

Уважаемый Михаил!

-кому, кроме пиратов, выгодно (какие силы в мире заинтересованы ) в происходящем сегодня на море?

-ведь пиратами кто-то управляет (направляет их) не из Сомали, выборочно, на те или иные суда? Кто они эти люди? Какие преследуют цели, кроме наживы?

-сколько времени это будет продолжаться?

Спасибо.

Пиратство в виде похищения судов с целью выкупа началось в Сомали с 2004 года, изначально были некие умные головы (обыкновенные преступники), которые воспользовались хаосом в стране и тем "кустарным" пиратством, которое там было. Как правило, это были нападения на суда с целью простецкого ограбления экипажа и, если повезет нарваться на ценный груз (такой, который можно перетащить руками), то и груза. По-моему, без пытливого преступного ума в начале всей этой истории не обошлось. Ведь чисто технически похищение судна с целью его захвата, переговоры и получение выкупа - это очень непростая задача, каким-то образом она была решена. Кто-то увидел эту уникальную возможность, которой нет ни в одном другом регионе мира (пораженная хаосом прибрежная страна, вблизи которой проходит одна из главных транспортных артерий мира), и с блеском ею воспользовался. Нигде больше в мире нельзя захватывать столь большие суда в столь большом количестве и держать их в бухтах вдоль побережья до получения выкупа – это просто невозможно.

Поначалу сомалийское пиратство держалось каких-то рамок, не "наглело". Но именно в этом году, а точнее в весенне-летний период, сомалийское пиратство сделало качественный скачок в своем развитии. Пиратство после громких "успехов" и отладки новой схемы получения выкупа (непосредственно на борт захваченного судна в руки пиратам, а не через посредников в других странах) стало повальным. Пожалуй, это единственный прибыльный вид деятельности в этой стране, единственный "бизнес" вообще, за исключением разве распределения и разворовывания гуманитарной помощи.

В настоящее время, уверен, пираты полностью вышли из-под чьего бы ни было контроля и действуют совершенно самостоятельно и стихийно. Ни с кем они не связаны, разве что гнилыми нитями коррупции и подкупа. Никто ими не заправляет, и с мировым кризисом они также никак не связаны, они про него вряд ли и слышали. У них свое дело, которое они и делают.

На сегодня насчитывается порядка 4-5 банд общей численностью в районе тысячи преступников. С начала года пираты получили не менее 30 миллионов долларов выкупов наличными. Для нищей Сомали, где 10 долларов это целое состояние, 30 миллионов кажутся фантастическим богатством. Основной базой, Порт-Роялем современности, можно смело назвать Эйл, городок на побережье Африканского Рога со стороны Индийского океана. Там вовсю идет веселая пиратская жизнь, процветают торговцы дорогими автомобилями, строители коттеджей и родители красивых девушек. Когда им удобно, пираты вспоминают, что они мусульмане, свадьбы идут беспрерывной чередой. Сомалийский юноша, избравший в жизни правильную дорогу пиратства, уверенно идет по улицам Эйл с карманами, набитыми долларами, и ртом, набитым листьями наркотического растения хат – и редко какая девушка устоит перед такими чарами.

Прагматик [17.10 09:37]

Скажите, не кажется ли вам, что не смотря на то, что вокруг пиратов постоянно находятся десятки военных кораблей, прежде всего американских, сомалийские пираты действуют под мощным покровительством неких могущественных сил, не позволяющих цивилизованным способом прекратить этот грабеж? Спасибо.

Есть три способа борьбы с пиратством, но нет четвертого — эффективного.

Первый, он же действующий в настоящее время. Корабли патрулируют определенный участок в заливе, открывая огонь по пиратам только тогда, когда они непосредственно атакуют проходящие коммерческие суда. При этом, исходя из имеющегося немалого опыта, известно, что корабли открывают предупредительный огонь, крайне редко стреляя непосредственно по пиратам. Как бы то ни было, но это патрулирование спасло от захвата уже не одно судно. Чем больше кораблей на патрулировании, тем больше судов они спасут, но пиратов им не вытеснить, они все равно будут захватывать то или иное неосторожное судно.

Второй более агрессивен. Корабли и вертолеты открывают огонь на поражение, независимо от того, нападают пираты на судно или просто курсируют взад-вперед (в ожидании добычи). Ошибка практически исключается, даже если оружие пираты спрятали – в Аденском заливе ну никак не встретишь небольшую лодку, битком набитую здоровенными мужиками, вышедшими прогуляться или половить рыбки. Однако при этом надо быть готовыми к истерикам в СМИ и возмущению общественности, а также к тому, что пираты начнут брать на борт в качестве живого щита женщин и детей. Таким образом, борьба с пиратами превратится в мучительную борьбу с москитами с помощью револьвера, при постоянных упреках и протестах общественности, обвиняющих военных в излишнем насилии.

Третий способ является самым радикальным. Бить по гнездам, высаживаться на берег и убивать или брать в плен столько пиратов, сколько представится возможным. Уничтожать пиратские суда и лодки, а также вооружение. Но этот способ и самый опасный – для стороны, которая таким образом начнет борьбу с пиратством. Будут гибнуть мирные люди. Военных немедленно обвинят в жестокости и преступлениях против человечности. Мировая общественность обвинит "агрессора" во всех смертных грехах, даже в грязных планах по захвату Сомали. НАТО гарантировано на такой шаг не пойдет, имея опыт Югославии, Ирака, Афганистана.

Const [17.10 11:59]

Уважаемый Михаил, здравствуйте.

Читал, что один раз пираты отказались от захвата судна, увидев на борту моряков, вооруженных чем попало и готовых к отпору. Хотя сами пираты имели огнестрельное оружие.

Т.е. достаточно иметь на судне пару крупнокалиберных пулеметов, чтобы многократно уменьшить риск нападения. Можно даже гранатомет. Это ведь не слишком дорогие меры - от захвата судна убытков всё равно гораздо больше. Я уж не говорю о патрулировании этой зоны быстроходными военными судами заинтересованных стран.

Тем не менее ничего этого не делается.

Как Вы думаете почему?

Сергей Юдин [16.10 19:19]

Добрый день Михаил. Почему бы не пересмотреть действующее законодательство и не вооружить торговые суда, проходящие потенциально опасные районы?

Фриц Диц [16.10 18:16]

Уважаемый Михаил, скажите:

-Какое вооружение может использовать экипаж гражданского судна (сухогруз, танкер, яхта) против пиратов, согласно морскому законодательству?

-Могут ли быть применены крупнокалиберные пулеметы, гранатометы в качастве средства самозащиты в море?

-Грозит ли какое-либо наказание капитану судна, уничтожившему пиратов до их проникновения на борт? (расстрел пиратской лодки в открытом море)

Сразу отвечаю – вооружить большинство грузовых судов мирового флота просто-напросто невозможно, нереально. Это потребует полного пересмотра сложившейся в мире системы законов, норм, требований и сертификации. Судно с оружием на борту не сможет зайти практически ни в один порт в мире, если на то нет особой договоренности.

Тимур [17.10 14:29]

Здравствуйте Михаил! Как Вы пришли к изучению проблемы пиратства?Есть ли у вас книги или монографии по этой проблеме? Как Вы думаете,откуда пираты получают информацию о "жирных" клиентах?Насколько я знаю , здесь захватываются не все суда, а именно те хозяева которых смогут заплатить приличные откупные.Благодарю за внимание.

У сомалийского пиратства и пиратства в целом, боюсь, есть и будущее, и перспективы. Мне кажется,что сомалийское пиратство протянет еще немного. Когда начнут платить выкуп и за груз (вдобавок к судну и экипажу), вот тогда-то к сомалийцам начнут подтягиваться иностранцы – профессиональные преступники и авантюристы, наемники и тому подобное. Да и террористы, глядишь, проснутся. Более того, я считаю, что сомалийцы не понимают, на какую "жилу" они наткнулись, можно сказать, они работают по мелочи. Они совершенно не трогают грузы и их стоимость, а ведь можно брать выкуп и за груз, под угрозой его уничтожения. Но они бурно эволюционируют, вот в чем дело. Они не стоят на месте. Еще год назад им и в голову не приходило атаковать среди бела дня все подряд, а сейчас они не пропускают ни одной цели, если есть возможность ее захватить, величина судна и его скорость их уже не останавливают. При этом, мне кажется, что контейнеровозы они атакуют уже не просто так, не как случайную цель, а целенаправленно. Ведь на них грузы, которые (в отличие от руды или масла, или стального листа) можно разворовать и распродать, а их стоимость – говоря об океанском контейнеровозе – составляет умопомрачительные сотни миллионов долларов. Вся Сомали вместе с ее переходным правительством столько не стоит. Сомалийские пираты, это неграмотные крестьяне или рыбаки. Никакой выучки, почти никакой дисциплины. Вооружение достаточно примитивно – автоматы, гранатометы, средства связи и навигации. Представьте, что будет, если в среде сомалийских пиратов появятся опытные преступники, военные с боевым опытом (да еще если это опыт спецопераций), умные головы на берегу с компьютерами и различными многочисленными возможностями отслеживать конкретные наиболее интересные суда?

андман [18.10 13:39]

Михаил, сколько в среднем получает постсоветский моряк на судах, которые следуют через опасную зону в водах у Сомали? Сравнимо ли это с заработной платой моряков с паспортами Евросоюза?

- знают ли моряки о существующем риске нападения и захвата? Если да, то почему они идут на него?

- оказывают ли захваченным морякам поддержку международные отраслевые профсоюзы, и вообще, состоят ли в них члены экипажей наших судов?

-Дают ли работодатели-судовладельцы гарантии выкупа для моряков, следующих через опасные зоны? Сохраняется ли их зарплата на время захвата, выплачивается ли компенсация?

Спасибо

Расскажу о российских моряках, их зарплатах и положении в сравнении с моряками западных стран. Не волнуйтесь, хорошие, классные специалисты из России получают ничуть не меньше, чем их западные собратья. Более того, с гордостью говорю, что российские моряки одни из самых востребованных и почитаемых в мире, в морском мире россияне пользуются не меньшим спросом и уважением, чем в компьютерном – российские программисты. В настоящее время на большинстве судов, проходящих через Аденский залив, зарплата выплачивается в двойном размере, как и компенсации за увечья или гибель (некоторые другие выплаты). Разработан ряд рекомендаций для судов, следующих Аденским заливом, а также их экипажей, для уклонения от пиратских атак или поведения в случае захвата, с координатами наиболее безопасных от пиратства коридоров следования и контактами для связи в случае нападения.

Геннадий [20.10 04:41]

Уважаемый Михаил, здравствуйте!

Я – сухопутная крыса, поэтому, заранее прошу прощения, если мой вопрос окажется смешным. Так вот, однажды я видел океанский сухогруз. Серьёзная посудина. С довольно высоким бортом. Пара бутылок бензина с зажженным фитилем, брошенных с этого самого высокого борта в пиратский катерок создадут бандитам могучую кучу проблем. Проще говоря, костер на борту сделает абордаж практически невозможным. При этом бросающий надежно укрыт бортом от огня из автоматического оружия и практически ничем не рискует.

Насколько я знаю наших ребят, не в их характере «расслабиться и попытаться получить удовольствие». Почему захваты все-таки в большинстве своём удаются? Какую тактику используют бандиты?

И, наконец, хотелось бы знать, случалось Вам или Вашим знакомым попадать в такие ситуации. А если нет, то как бы Вы повели себя, если бы это случилось с Вами? Что можете порекомендовать своим коллегам на такой случай?

Спасибо.

Сами экипажи могут защищаться от нападения, пытаться предотвратить захват судна пассивным путем – скоростью и маневром, не давая лодкам с пиратами возможности подойти вплотную к борту и забросить на борт штормтрапы с крюками-кошками или веревочные концы с крюками-кошками, по которым они затем и взбираются на борт. Если лодка подошла вплотную, то сбить карабкающихся вверх пиратов (предположим, водой из пожарных шлангов) очень трудно, так как пираты буквально поливают борт судна шквальным огнем из автоматов. Гражданские грузовые суда в подавляющем большинстве не имеют на борту никакого оружия.

Почему наши моряки не отбиваются героически бутылками с горючей смесью или просто пустыми? Моряки не геройствуют, потому что они не дураки. За что рисковать жизнью? За не свое судно и не свой груз? Вся история сомалийского пиратства говорит нам, что самый безопасный путь – переговоры и выкуп, самый опасный – оказание сопротивления. После освобождения моряк, как правило, получает вознаграждение за перенесенные испытания (бывают правда, исключения, вроде печально известного теплохода "Леманн Тимбер"), так за что ему рисковать своей жизнью, во имя чего? Русские не сдаются, во имя этих громких слов?

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше