Анатолий Ярочкин Как обезопасить себя во время заграничного отдыха?

Пресс-конференция
14.05 12:39
Анатолий Ярочкин. Фото пресс-службы Ростуризма.
Анатолий Ярочкин. Фото пресс-службы Ростуризма.

Анатолий Ярочкин

Как обезопасить себя во время заграничного отдыха?
С наступлением сезона отпусков российские информагентства регулярно сообщают о несчастных случаях с отечественными туристами за рубежом. Так, в марте во Вьетнаме в пропасть упал автобус с туристами из России, а в середине апреля россиянин погиб в горах Египта. Кроме того, авиационные рейсы с отдыхающими регулярно задерживаются, причем иногда – на несколько суток. С какими еще опасностями может столкнуться российский турист за рубежом? Как ограничить всевозможные риски во время отдыха? Что делать, если туроператор не выполняет условия по контракту? На эти и другие вопросы читателей "Ленты.Ру" ответил руководитель Федерального агентства по туризму Анатолий Иванович Ярочкин.
Орфография и пунктуация авторов вопросов сохранена.
Антон [29.04 14:23]

1. Есть ли список аккредитованных при ростуризме туроператоров?

То есть некий знак качества, что этим компаниям можно доверять?

2. С какими наиболее частыми проблемами сталкиваются туристы и есть ли зависимость от регионов, в котором проводишь отпуск? что-то типа статистики - где от чего можно наиболее вероятно пострадать?

К кому обращаться? как скоро помогут?

3. Самое страшное потерять документы и деньги в чужой стране. что делать в этом случае? Как скоро помогут?

4. Коснулся или нет кризис российскую туриндустрию? И мировую?

5. Как вы оцениваете ситуацию, когда тело погибшего в горах Египта мальчика поднимали скалолазы на добровольных началах? и на сколько это распространенная ситуация для египта? Кто должен был нести затраты в этом случае?

анир [28.04 15:20]

Уважаемый Анатолий Иванович!

Долго обывателей пугали банкротствами довольно-таки известных и крупных турфирм, говорили о влиянии кризиса на эту сферу, пророчили закртие многих турфирм. Стоит ли ждать подобного поворота событий? например, многие, в целях экономии, предпочитают за несколько месяцев приобретать путевки, а если к моменту наступления отпуска компания успеет стать банкротом?

1. Списка аккредитованных туроператоров не существует, потому что это не относится к нашей компетенции. Есть список туроператоров, включенных в Единый государственный реестр туроператоров. Он опубликован у нас на сайте. Если компания включена в Реестр, значит, она обеспечила финансовые гарантии своей деятельности и, в соответствии с законодательством, способна возместить туристу убытки в случае ущерба – в объеме указанных фингарантий.

Но время на месте не стоит, и в самые ближайшие годы мы станем свидетелями появления саморегулируемых организаций в области туроператорской деятельности. Я думаю, что это будет не одна организация, их будет несколько. Что такое саморегулируемая организация? Члены СРО внутри своей организации смогут присваивать тот самый знак качества, о котором идет речь в вопросе, создавать денежный фонд немедленного реагирования, вводить понятие третейского судейства, иметь своих собственных юристов и заключать договоры с турагентами таким образом, чтобы в случае каких-то там неприятностей и недопонимания турагент обращался не в арбитражный суд или суд общей юрисдикции, а в третейский суд той или иной туроператорской саморегулируемой организации. Создание СРО снимет многие проблемы, которые существуют сейчас на туристском рынке.

2. Конечно, статистика происшествий с туристами существует, однако не стоит отдельные цифры рассматривать в отрыве от общего контекста статистических данных. У нас в стране больше всего людей отдыхает на Черноморском побережье, в республике Алтай, в Алтайском крае. Этим, наверное, и обусловлено то, что наибольшее количество несчастных случаев связано с водой. Сравнительно велик процент пострадавших при сплавах, потому что лишь незначительное число участников рафтинга регистрируется в специальных пунктах МЧС Республики Алтай, не говоря уже о том, чтобы пригласить опытного инструктора. Желательно, конечно, чтобы люди извещали хотя бы о времени начала своего сплава, вероятном пути, остановках и времени предполагаемого прибытия.

На втором месте после происшествий на воде идут горные восхождения, третье место занимает горнолыжный туризм.

Конечно, страшно говорить об этих цифрах – я имею в виду пострадавших и погибших, - но на автомобильных дорогах, к великому сожалению, гибнет гораздо больше людей – около 30 тысяч в год. На воде у нас в стране за три года погибли 588 человек, всего общее количество погибших - 640 человек при занятии, в том числе, активными видами отдыха. Хотя здесь нужно сказать и о тех, кто выбирает просто пляжный отдых, который сложно назвать активным. К сожалению, не всегда люди соблюдают правила поведения на воде, особенно в период праздников. Надо просто принять за норму то, что, скажем, алкоголь и купание в водоеме вещи несовместимые.

Надо уметь рассчитывать свои силы, не полагаться на то, что мы такие все крепкие и здоровые, молодые, ловкие. Не следует заниматься рафтингом, восхождением, велопробегами по труднодоступным местам, в том числе и горным, без инструктора. Горы не прощают ошибок. Например, человек неискушенный не знает, что где-то в горах прошел сильный дождь и уровень реки поднялся на несколько метров. Как правило, в таких случаях и гибнут – при неправильном выборе места стоянки: была спокойная река, а тут она мгновенно превращается в бурный поток. Эти явления известны профессионалам и людям, проживающим постоянно в горной местности, для них это неудивительно. А если человек приехал первый раз из центральной полосы России, то ему зачастую это неизвестно. Я думаю, надо консультироваться с местными специалистами, минимизировать все возможные риски. В конце концов, турист – взрослый дееспособный человек и должен соблюдать нормы собственной безопасности.

3. Безусловно, это большая неприятность – потерять деньги или документы. В странах, наиболее посещаемых российскими туристами (Турция и Египет), большинство людей приобретают либо путевки типа "все включено", либо полупансион, поэтому, наверное, при утрате денег ситуация, хоть и неприятная, но не столь критичная. Как правило, люди отдыхают группами, можно поговорить с друзьями и знакомыми, одолжить деньги, выйти из этого положения.

При утере документов или их краже надо немедленно звонить по тем телефонам, которые предоставляют турагентства и туроператоры для обращения в экстренных случаях. На многих курортах есть представители российских туроператоров, в той же Анталии есть генеральный консул, просто надо знать телефоны посольств и консульств, для того чтобы можно было своевременно оформить соответствующий документ для выезда из страны и въезда в Российскую Федерацию. Что касается денег, то не стоит носить с собой всю наличность, надо брать только ту сумму, которая нужна на карманные расходы. Во всех приличных гостиницах есть ячейки для хранения ценностей, либо в номере стоит сейф, либо сейф есть у портье. Проще всего, по-моему, оставлять деньги и документы в сейфе.

Лента.Ру: Что касается документов: некоторые туроператоры дают совет делать копию визы, паспорта и авиабилета и хранить эти копии отдельно от документов, либо носить с собой копии, а документы оставить в сейфе. Необходимо ли это делать?

Анатолий Ярочкин: Да, это правильно. Лучше хранить документы в гостинице, а с собой носить копию. Также стоит сделать копию страхового полиса. Надо просто быть предусмотрительным. Как правило, мы же не носим в карманах все накопленные средства?

Лента.Ру: Скажите, а эти копии помогают при утере документов восстановить их?

АЯ: Если у вас есть копия загранпаспорта с отметкой о въезде, то местным полицейским будет проще выдать справку о том, что у вас был украден (или вы потеряли) документ, удостоверяющий вашу личность. Потому что без такого документа при выезде из страны пребывания могут возникнуть проблемы. Кроме того, надо получить справку в консульстве. В любом случае, у вас будет хотя бы копия вашего паспорта и справка из полицейского участка, отметки, что вы легально въехали в страну. Поэтому, конечно, копии всех документов, имеющих ценность, сделать необходимо.

4. Кризис повлиял, много агентских компаний закрыто. Последний неприятный случай с "Аватуром". Поэтому еще один совет – внимательно следить за стоимостью тура. Если цена подозрительно дешевле, чем у других – это тот самый случай, когда надо отказаться. Потому что рынок устоявшийся, и при схожей звездности гостиниц, сроков пребывания, включенных услуг эти цены должны быть практически одинаковые, разница должна быть минимальная. Но если разница сто и более евро, надо задуматься и очень внимательно подойти к вопросу приобретения данной путевки.

5. Смотрите ответ на вопрос Александра [28.04 14:50]

Ирина [29.04 14:24]

в какие страны снизился особенно сильно поток туристов из-за кризиса?

Реальную картину выезда с туристическими целями мы получим в конце июля. Это и даст нам повод для нового разговора

Антон [28.04 18:43]

Хочу поехать в Абхазию. На что стоит обратить внимание?

Лента.Ру: Насколько безопасен отдых в Абхазии?

Я видел там достаточно большое количество российских граждан, прибывающих автобусами и на личном автотранспорте. Слава богу, ни о каких проблемах, с точки зрения безопасности, я не слышал.

Игорь Алексеевич [28.04 22:12]

Уважаемый Анатолий Иванович! Какие страны Европы и Азии, на Ваш взгляд, наиболее безопасны для малобюджетного туриста (т.е. когда после оплаты путёвки и перелёта в кармане остаётся около 1000 евро на все удовольствия)? В каких странах наиболее высока вероятность попасть в какие-либо неприятности? Заранее спасибо.

Что касается направлений, то нет смысла называть конкретные страны, потому что в неприятность можно попасть в любой точке земного шара, если не следовать предупреждениям Роспотребнадзора, Министерства иностранных дел, Ростуризма. Мы же периодически вывешиваем объявления о том, что лучше пока воздержаться от поездок в тот или иной регион. Когда есть реальная угроза жизни и безопасности наших граждан, тогда возникает вопрос ограничений. Просто же запретить гражданам поездки у нас нет конституционного права.

Предупреждения публикуются для того, чтобы человек задумался. Вот пример. Прежде чем принимать решение по так называемому "свиному гриппу", мы обзвонили своих коллег в разных странах. Уточнили, как они поступили. Они у нас тоже поинтересовались, что мы собираемся делать. Я разговаривал с коллегами из Испании, они очень мудро написали: "Если есть возможность не путешествовать сейчас, лучше поездку отложить".

В ВОЗ (Всемирная организации здравоохранения - Лента.Ру) сегодня говорят, что, может быть, и шестую категорию придется вводить в связи с вирусом H1N1. Хотя шестая – это уже пандемия. Я не понимаю, почему слово "пандемия" употребляют с такой легкостью. "Пандемия" в переводе с греческого – это "весь народ". Слава богу, ни в Мексике, ни в США - нигде весь народ не болеет. Заражены десятки людей, называть это пандемией, наверное, нельзя. Последняя пандемия была во время первой мировой войны, когда больше тридцати миллионов человек погибли от "испанки". Вот это, наверное, пандемия. А сейчас паниковать не стоит.

Что касается малобюджетных туристов, я просто не очень понял вопрос. Во-первых, речь идет явно не о малюбюджетных туристах – уже путевка оплачена, перелет оплачен, и еще тысяча евро осталась. "Сильно" можно отпуск провести.

Малобюджетные страны тоже не будем перечислять. Скажу так - дешевле пока те страны, которые не перешли на евро. Они все известны. И еще. Большое число россиян, около 27 процентов из тех, кто отдыхает на нашем юге, на Черноморском побережье, приезжает туда на своих автомобилях, в том числе из Тюмени, Сургута – по пять дней едут. Потому что с семьей дешевле доехать на машине. Некоторые по каким-то причинам не любят летать, поездом ехать тоже не всегда удобно.

Водопроводчик Хосе [28.04 22:34]

Здравствуйте, уважаемый Анатолий Иванович. Куда вот вы лично сами посоветуете съездить? Сами где в основном отдыхаете?

Куда я могу посоветовать съездить? Я не знаю Ваших возможностей, но у нас на юге с мая по октябрь прекрасно, в Калининградской области хорошо, на Золотом Кольце очень здорово. Если есть возможность добраться до сибирских мест, то тут перечислять можно бесконечно - это и Тобольск, и республика Алтай, и красоты Южного Урала. Байкал раз в жизни надо посмотреть. До Камчатки далеко, но впечатлений…

В стране очень много мест, которые лично я хотел бы посетить и во второй, и в третий раз. Мы страна, в основном, культурно-познавательного туризма. И иногда не помешает, кроме занятий пляжным отдыхом, поинтересоваться своей собственной историей – как правило, для этого не надо далеко забираться. У нас в малых городах ежегодно открываются гостиницы, рестораны. В совсем малых городах, конечно, сейчас лучше заранее решать вопрос с бронированием. А на юге сейчас вообще проблем нет. Там в любом городе можно найти гостиницу по карману, потому что по сравнению с советским периодом номерной фонд увеличился вдвое.

На вкус и цвет, как известно, товарищей нет. Советую съездить в Плес Ивановской области. В Суздаль по пути заехать...

Нина Бакурская [28.04 14:07]

Любим отдыхать в Египте всем нашим управлением экономики и финансов,сейчас на майские едем в Хургаду в пятый юбилейный раз. Скажите вот что. Во первых, проник ли в Египет свиной грипп, там конечно не едят свиней, но он уже начал поражать коров, быков и др. животных, это первый вопрос, и второе - если вдруг все таки не уберегемся, заразимся, какая в Египте медпомощь, а то я ни разу пока не обращалась, но вдруг надо будет?

Как говорят врачи, нормально приготовленную свинину есть не опасно. Что касается медпомощи, то у вас должна быть полноценная медицинская страховка, об условиях которой следует интересоваться в фирме, продающей путевки. Есть возможность застраховать свою поездку и самостоятельно. Кроме того, подробные условия страховки описаны в полисе страхования, который вам выдадут на руки. Также многие фирмы выдают памятки туристам, где написано, как себя вести, что делать и куда звонить в экстренных случаях.

Александр [29.04 09:12]

Постоянно слышим новости о крушениях автобусов. Сам бывал в таких поездках, и всегда приходилось "воевать" гидами и водителями за соблюдения скорости и какой-либо осторожности. Почему получается такая ситуация, контролируем ли вообще уровень водителей автобусов, их адекватность и трезвость. Если Турция и Египед принимает большую часть туристов из России, может есть смысл внести какой то контрль или хотя бы необходимые условия для перевозок и качества обслуживания, совместно с Туроператорами, министерствами туризма стран-курортов, и нашего агенства по туризму, т.к проблема на столько на поверхности, что уже и не отмахунться.

Мы неоднократно проводили соответствующие переговоры с руководством Министерства туризма Египта, конкретно с министром. И не только в связи с рядом печальных событий. Какие меры приняты? Во-первых, на автобусы поставлены так называемые "черные ящики", которые контролируют временной и скоростной режим движения автобуса. Также на автобусы поставлены ограничители предельной скорости. Значительно сокращено количество ночных переездов.

К сожалению, основная причина подобных трагедий - человеческий фактор.

Египтяне уже полгода назад заключили договор с крупной австрийской компанией по подготовке и переподготовке водителей. Помимо психологической подготовки, все водители заново проходят правила дорожного движения, разбирают различные ситуации – что можно делать, чего нельзя делать и в какой ситуации как себя вести. То есть египетская сторона вполне конкретно взялась сейчас за решение этих вопросов. Кроме того, увеличено количество и туристской полиции, и полиции, которая контролирует движение с тем, чтобы осуществлять мониторинг и контроль за порядком на дорогах. В первую очередь, это связано с туристским транспортом.

Так что меры принимаются и вполне конкретные. После автокатастрофы в Египте Ростуризм принимал самое деятельное участие в решении текущих вопросов совместно с МЧС, МИДом Российской Федерации, нашим Федеральным медико-биологическим агентством. Мы достаточно времени проводили вместе в Центре катастроф МЧС России, где определялась возможность транспортировки того или иного пострадавшего, осуществляли прямые контакты с врачами, улетавшими на самолетах МЧС.

Хочу сразу сказать, что последние трагические события говорят о том, что туроператорское сообщество и сами потребители туристических услуг стали гораздо серьезнее относиться к вопросу страхования рисков туристов, выезжающих за рубеж. Потому что еще год – два назад конкурентная борьба на рынке страхования довела до того, что плата за страховку доходила до двадцати центов за день, а при таком страховом взносе говорить об адекватной медицинской помощи вообще нелепо. Но самое главное, конечно, не допускать таких трагедий.

Юрис В [28.04 15:27]

Имеет ли смысл туристу в случае возникновения проблем обращаться в консульские отделения МИД РФ? В смысле будет ли оказана реальная помощь, или в очередной раз запущена бюрократическая волынка?!

Когда Российская Федерация собирается присоединиться к Монреальской конвенции по авиационным перевозкам, применяемой в развитом мире. Напомню, сейчас взаимоотношения с авиакомпаниями регулируются по Варшавской конвенции от 1926 года, которая выгодна убогим авиаперевозчикам.

Мы это уже обсудили. Во многих странах есть не только генеральные консульства в столицах. В европейских странах консульские отделы находятся в крупных городах. И потом, что значит вопрос "имеет ли смысл"? Если вы не рассчитали свои силы, условно говоря, выпили лишнего и подрались, то, наверное, в консульское учреждение ходить не стоит. В случае же утери документов – не то что "смысл", а ваша прямая обязанность туда обратиться. Мы уже говорили об этой цепочке: должна быть справка из местного полицейского участка и так далее.

И еще раз говорю: надо крайне внимательно относиться к своим документам.

Александр [28.04 14:50]

1. Скажите пожалуйста почему в большинстве туристических направлений такая неразвитая работа консульских служб нашего государства?

2. Если появляется проблема, которую не могу решить ни туроператор, ни местные власти, даже не известно куда толком звонить. А если находишь контакты, то в большинсвте случаев вас просто "посылают".

3. Вот недавняя трагедия с разбившемся в горах мальчиком в Египте. Почему матери пришлось оплачивать вертолет? Что, в консульстве нет денег? Или это задача туроператора и кто должен контролировать взаимодействие?

Почему не была вызвана МЧС, и в итоге искать пришлось добровольцам альпинистам-любителям, подвергая сови собственные жизни опасноси?

И это египет, где русский много и язык наш тоже знают. Что было бы Мексике или Перу представить страшно.

1. Несмотря на кризис, сегодня остро стоит вопрос с представительствами Ростуризма за рубежом. Мы самым серьезным образом занимаемся финансовыми расчетами, подготовкой соответствующих документов для создания, или лучше сказать воссоздания представительств. Хотя бы в десяти странах-донорах, то есть тех, откуда к нам идет постоянный и большой турпоток – это Франция, Италия, Германия и другие.

В советское время Госкоминтурист СССР, монопольно занимавшийся организацией иностранного туризма на территории Советского Союза, имел более сорока представительств за рубежом, которые осуществляли рекламно-информационные функции, распространяли литературу некоммерческого характера, проводили семинары, организовывали выступления в университетах, школах и так далее. И вместе с консульскими работниками решали, если это касалось двух ведомств, все вопросы, связанные с необходимостью оказания тому или иному человеку помощи.

2. Нормальный туроператор всегда выдает своим клиентам памятки, где указаны все телефоны соответствующих российских загранучреждений в конкретной стране, все дежурные службы перечислены. Надо заранее побеспокоиться о том, чтобы у вас была эта информация. Как говорится: кто предупрежден, тот вооружен.

3. Мы, наверное, все помним эту трагедию. И ее причина, к сожалению, в неосторожном поведении самого туриста. Один пошел фотографировать ночью, отделился от группы, никого не предупредил. Конечно, местный гид должен следить за каждым туристом своей группы, кто куда пошел.

Что касается оплаты вертолета – вопрос этот решен. Деньги будут возвращены.

Лента.Ру: Чья задача контролировать взаимодействие местных властей, туроператора и других служб? В данном случае - почему сразу не получилось оплатить вертолет? Кто виноват – туроператор?

АЯ: Очевидно, существовали причины, которые помешали организовать поиски. Однако каковы бы ни были эти причины, они не снимают ответственности с местных властей. Туроператоры – как российский, так и египетский – также должны были оказывать гораздо большее внимание этому вопросу.

С другой стороны, вы знаете российскую практику: если пропал человек, наша милиция в течение трех дней не приступает к поискам. Здесь могла произойти такая же ситуация. Тем более, что юноша мог уехать с другой группой, познакомившись с кем-то. Там всегда много российских туристов. Никто не мог предположить, что он отклонится от традиционного маршрута почти на километр в сторону.

Екатерина [28.04 15:17]

Очень многие туристы хотели бы организовать свой отдых без помощи турфирмы, но есть мнение, что турфирма дает какую-то дополнительную "нрадежность". Так ли это? или разумный самостоятельный туризм ( с оформлением мед. страховки, без бездумного эсктрима и.т.д.) ничуть не опаснее поездог, организованных через турфирму?

Если вы хотите путешествовать самостоятельно, никаких препятствий для этого не существует. У нас компьютерная грамотность высокая, и заказать гостиничный номер через систему глобального бронирования не так сложно. Если у меня многоразовый "шенген", меня в Европе при пересечении границы никто и спрашивать не будет, где я собираюсь жить. Но при этом надо чувствовать себя уверенно: что сможешь объясниться, взять машину напрокат, сможешь, к примеру, объяснить таксисту, куда тебя надо отвезти. Есть уверенность и хорошие деньги – пожалуйста, путешествуйте. Только в случае чего претензии предъявлять будет некому.

Но мне кажется, разумнее и дешевле воспользоваться услугами туроператоров. Это у нас такое предвзятое отношение, что туроператоры - посредники, мол, дорого. Да ничего подобного! Они посредники, но они-то по другим ценам гостиницы продают. Вы найдите мне на рынке хотя бы один пример, где бы оператор продавал гостиницу дороже, чем цена "на стойке". Нормальный туроператор имеет квоты в нескольких гостиницах, он аккумулирует группы туристов, привозит их и отвозит. За счет оборота и идет снижение цены. Такая же примерно схема работает и в авиаперевозках, и хотя с чартерами еще бывают проблемы, все-таки туроператорские цены даже сравнить нельзя с "регулярными". Туроператор формирует весь турпродукт – от размещения в гостинице до экскурсионного обслуживания, и по закону отвечает за него, в том числе и финансовыми гарантиями.

Обратите внимание: большинство людей даже по городам Золотого Кольца предпочитают путешествовать организованно. Если вы начнете сравнивать цены, то поймете, насколько это выгоднее. К тому же, пока еще у нас не так развита мотельная гостиничная сеть. Да и обычные гостиницы в высокий сезон уже практически заняты.

Очень мало наших граждан ездит на российский юг с целью оздоровления или профилактики здоровья – за исключением, может быть, Кавказских Минеральных Вод. И зря. Там достаточно санаторно-курортных учреждений с хорошей инфраструктурой и прекрасным персоналом. Между тем на побережье Черного и Азовского морей большинство людей едут "наобум": мол, приедем, что-нибудь найдем. Конечно, те, кто связаны с дорогостоящим перелетом (например, из Новосибирска через Москву в Сочи), наверное, обеспокоятся своей судьбой и не будут с чемоданами бродить по улицам Адлера или Лазаревского в поисках гостиницы, такая категория людей сделает бронирование и оплатит все заранее. А вот автомобилисты принимают решение в последний момент, куда в этот раз ехать - в Туапсе, Архипо-Осиповку, Геленджик или Анапу. Это, конечно, тоже способ отдыха.

Но ведь на самом деле безопасность туриста на юге России даже под бoльшим вопросом, чем за рубежом. Я имею в виду медицинское страхование. К сожалению, культура потребления туристских услуг еще на низком уровне, хотя пора уже ее повышать. У нас только недавно с трудом внедрили обязательное страхование гражданской ответственности автомобилиста. Это правильная мера, а ведь столько было разговоров, были противники. Так же и с медицинской страховкой при поездке на юг. По российской карточке обязательного медицинского страхования могут госпитализировать, могут пролечить как гражданина Российской Федерации. Но давайте смотреть правде в глаза: если случится что-либо серьезное, карточка ОМС уже не поможет. Между тем, на нашем юге отдыхает четырнадцать миллионов человек в год. Девяносто пять процентов даже никогда не задумывались на эту тему! Это невысокий уровень культуры потребления туристских услуг, в первую очередь. А лучше, по-моему, заплатить какие-то разумные деньги и не создавать проблем ни себе, ни своим друзьям, с которыми вы едете в поездку.

Николай Волошин [28.04 14:45]

С какими еще опасностями может столкнуться российский турист за рубежом? Как ограничить всевозможные риски во время отдыха? Что делать, если туроператор не выполняет условия по контракту?

Большинство людей покупает свои путевки все-таки у турагентов, поэтому обращаться надо по месту оплаты с тем, чтобы турагент, уже на основании имеющегося с туроператором договора начал процедуру по безусловному исправлению ситуации, выполнению взятых на себя обязательств. А если обязательства не выполняются, то на такого туроператора надо подавать в суд. В законе об основах туристской деятельности эта процедура прописана достаточно подробно.

Лента.Ру: А если ситуация складывается следующим образом: турист прилетел в другую страну и уже там сталкивается с тем, что, например, нет трансфера, нет гостиницы?

АЯ: Как я уже говорил, в будущем таких неприятных ситуаций можно будет избежать за счет фондов немедленного реагирования, создаваемых при СРО. Что делать сегодня? Надо быть очень внимательными при оформлении договора и приобретении путевки. Особое внимание надо обратить на то, что содержат условия договора, что туда включено, надо задавать вопросы, в том числе, есть ли компания-туроператор в Едином госреестре туроператоров (свидетельство об этом вообще должно висеть на стене). Зайдите на наш сайт, посмотрите, совпадают ли номера. Безусловно, самым подробнейшим образом необходимо оговорить, что включено в тур: звездность отеля, условия проживания, трансфер и прочие детали.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше