Что ждет российский бизнес после выборов? На вопросы читателей Ленты.Ру ответил глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин

Пресс-конференция
19.02 20:25
Александр Шохин. Фото Александра Котомина, Lenta.ru
Александр Шохин. Фото Александра Котомина, Lenta.ru

Что ждет российский бизнес после выборов?

На вопросы читателей Ленты.Ру ответил глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин
С конца ноября Россия готовится к выборам президента. Как смена власти отразится на российском бизнесе? Чего ждать предпринимателям? Как отреагирует на выборы экономика и финансовые рынки? На эти и другие вопросы читателей "Ленты.Ру" ответил глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.
Орфография и пунктуация вопросов сохранена.
И.Якут [01.02 18:56]

1. Александр, в 2007 оживилась промышленность. Что это - случайность или тенденция, и если последнее, то что надо предпринять (на законодательном уровне или на уровне указов, постановлений правительства), чтобы эту тенденцию закрепить?

2. Насколько коррупция мешает бизнесу?

3. Следует ли серьезно повышать зарплату в стране?

По второму вопросу: Коррупция относится к числу наиболее сложных проблем для бизнеса. Даже если оставить в стороне проблему так называемой «бытовой» коррупции, масштабы бедствия пугающие. По заказу РСПП ВЦИОМом проведен опрос по состоянию делового климата, часть вопросов касалась проблемы коррупции. В качестве наиболее острой ее назвали 43 % опрошенных предпринимателей, и по частоте упоминания она уступила только дефициту кадров и налогам. При оценке взаимодействия бизнеса и власти высокий уровень коррумпированности отношений отметили 56% предпринимателей.

При проверках компании регулярно сталкиваются с требованиями со стороны проверяющих предъявить слишком большое число документов, что не предусмотрено законом, проверки проводятся слишком часто и нередко проверяющие прямо или косвенно говорят о необходимости оплатить свои «услуги».

В отношении причин слишком активного распространения коррупционных отношений мнение бизнес-сообщества разделилось, но 50% считают, что главная причина - принуждение к коррупции со стороны чиновников. «Очаги» коррупции - правоохранительные органы (43%), местные органы власти (39%) и территориальные подразделения таких федеральных ведомств как налоговая инспекция, ФАС, СЭС, пожарная инспекция и т.д. (33%).

Позитивный момент – в рамках опроса большая часть бизнесменов (47 %) назвала более эффективным использование именно легальных механизмов взаимодействия, таких как лоббизм, участие в политической жизни страны через выборы, финансирование партий и т.д.

Александр Алексеевич [01.02 19:04]

Здравствуйте!

Скажите почему нельзя понизить налоги на российских производителей продукции (особенно в малом и среднем бизнесе), а если это приведет первое время к снижению поступлений в бюджет, то компенсиро-вать это снижение за счет средств стаб. фонда. Затем, развившись, предприятия с лихвой пополнят этот недостаток. Или стаб. фонд предназначен только для того чтобы выполнить популистские предвыборные обещания. Спасибо.

Ирина Винникова [01.02 21:36]

Ни один национальный проект "Плана Путина" не включает развитие малого бизнеса. Что ждет малый бизнес после выборов?

Шулаев Сергей Александрович [04.02 09:34]

Добрый день! Как вы думаете, почему государство не вкладывает деньги в реальное производство (строительство заводов), ведь как сказал г-н Кудрин, у нас при госзаказах спрос начинает превышать предложение и отсюда возникает повышение цен.

И как Вы считаете можно ли удержать инфляцию в пределах 8,5% при повышении тарифов и цен монополий на 11-30%?

Спасибо.

РСПП всегда считал, что снижать налоговое бремя на российскую экономику не только можно, но и нужно. Да, в первое время после принятия соответствующих мер доля налоговых доходов может снизиться. Но это не просто отказ государства от части налоговых доходов, это передача высвободившихся средств предприятиям на инвестиционные цели. Кроме того, такие меры будут способствовать развитию внутреннего производства, а значит и расширению налогооблагаемой базы и, как следствие, увеличению налоговых поступлений. Наверное, не совсем корректно говорить о применении этих льгот только малым или средним бизнесами. Я считаю, что стимулировать надо определенный вид деятельности (инновационный, инвестиционный), которым могут заниматься разные предприятия. Это обеспечит адресность льгот.

Рад, что соответствующий подход отражен в выступлении Президента РФ на заседании Госсовета и выступлении Д.А. Медведева на Форуме в Красноярске.

Марина [01.02 22:36]

Когда будущее Российской промышленности перестанет зависеть от выборов?

Эдуард [04.02 10:51]

Дайте, пожалуста, оценку либеральной экономической перспективе в России: насколько приемлем либеральный путь, насколько реализуем существующей политической элитой, и является ли для этой элиты приемлемым (мугут ли и хотят ли власти большей свободы хозяйствования на деле)? Если нет, то чего нам ждать? Спасибо!

Можно считать, что будущее российской промышленности не зависит от выборов в положительном смысле этого слова. Для бизнес-сообщества очень важна преемственность курса реформ, стабильность.

Стабильность не означает «застой», она означает определенность перспектив. Соответственно, голосуя за кандидата в президенты, необходимо понимать не только то, что планируется сделать в течение ближайших четырех лет, но и цели, задачи и инструменты их достижения на дальнейшую перспективу.

Судя по выступлению первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева на Всероссийском форуме промышленников и предпринимателей, который был проведен РСПП в Краснодаре 31 января 2008 г., и на IV Красноярском экономическом форуме, такая стабильность будет обеспечена.

Николай Николаевич [01.02 23:29]

Здравствуйте Александр!

1. Почему предприниматели не борятся с НДС? Этот налог вверг страну в гиперинфляцию, да и сейчас мало помогает государству и раззоряет предпринимателей.

2. Почему предприниматели не борятся за полную прозрачность экономической и технической документации? Крупная компания и работает медленнее и средств имеет больше, а мелкий бизнес должен получать эту информацию немедленно! На том и держится. Уж больно много фирм и организаций заинтересовано в платном и медленном получении любой информации.

Спасибо. Доброго здоровья.

Игорь Георгиевич [02.02 11:15]

Уважаемый Александр,

Будут ли приняты законодательные меры по ликвидации многократного взыманию НДС?

Например при прохождении товара по цепочке производитель -> дистрибьютор->розничный продавец -> конечный потребитель, НДС взымается три раза плюс каждое звено этой цепи, должно получать прибыль (10-15% - это минимум) и в итоге сильно увеличивается конечная стоимость товара. В развитых странах налог этот взымается один раз при розничной продаже. Да и то если товар не экспортируется.

Благодарю Вас!

РСПП не просто осознает значимость "проблемы НДС", мы находимся в постоянном диалоге с Минфином в отношении путей реформирования этого налога. Благодаря нашей активной позиции сегодня ни у кого, в том числе и у Минфина, нет сомнений в необходимости реформирования НДС. Надо ли отменять НДС? Не очевидно. Считаю, что его реформирование должно вестись по двум направлениям: радикальное снижение ставки вплоть до 10%, что скажется в первую очередь на перерабатывающих отраслях, а также упрощение процедур его расчета и взимания, так как администрирование НДС сегодня чрезвычайно затратно. Необходимо также решить проблему обложения НДС авансов.

Наши предложения мы рассмотрели на заседании рабочей группы при Совете по конкурентоспособности и предпринимательству 13 февраля. Поддержки Минфина пока нет, но зато первые лица государства с нами.

Александр Гор. [02.02 15:16]

Как вы думаете , будут ли снижены налоги для предприятий малого и среднего бизнеса , в особенности для производств ? И второе будут ли изменения с НДС в сторону понижения ?

Про снижение НДС: думаю, после соответствующего заявления Президента РФ и кандидата в Президенты это неизбежно. Вопрос в том, насколько и когда. Считаю, что снижать ставку НДС надо радикально и как можно скорее, поскольку, во-первых, в настоящее время существует благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, а, во-вторых, необходимость преодоления экспортной зависимости нашей экономики просто не оставляет нам выбора. Необходимо также помнить о том, что эффект от принятия соответствующих мер наступает не сразу.

Виктор [03.02 12:53]

Уважаемый Александр Николаевич, оцените, пожалуйста, возможность появления в России института особых экономических зон направленных на развитие малого и среднего бизнеса (так называемых предпринимательских зон) со всеми характерными особенностями. Возможно ли это в контексте тех решений которые приняты на сегодняшний день?

Широкое распространение имеет идея о необходимости снижения или даже отмены ряда налогов для представителей малого предпринимательства. Однако различные исследования по проблемам развития малого бизнеса показывают, что в большинстве регионов России аппарат управления настроен по отношению к предпринимательству потребительски. Как Вы считаете, на какой стадии находится процесс смены представлений всех слоёв общества по поводу роли предпринимательства в социально-экономическом развитии России?

Не считаете ли Вы, что активное развитие крупного бизнеса при участии государства может привести к подавлению малого предпринимательства?

На данный момент законодательно определены все возможные типы особых экономических зон, и создание так называемых предпринимательских зон не предусмотрено. Речь идет о видах деятельности, которые может осуществлять резидент ОЭЗ. Наверное, это правильный подход. Однако создание и деятельность ОЭЗ идет пока, конечно, достаточно медленно.

Андрей Юрьевич [04.02 15:02]

Последние годы развитие многих отраслей промышленности проходит путем созданию крупных государственных корпораций (интегрированных структур). Как Вы оцениваете этот процесс? Не приведет ли это к ущемлению возможностей для частного малого и среднего бизнеса, как это повлияет на конкурентоспособность продукции?

Нуржан Байтелиев [02.02 12:15]

Здравствуйте, г-н Шохин. За последние годы заметно усилилось влияние власти на российский бизнес: созданные крупные государственные корпорации конкурируют с частным бизнесом. Как Вы считаете, после выборов такая политика власти продолжится и насколько она правильна?

Сергей [03.02 12:02]

Здравствуйте Александр.

Есть ли у правительства понимание роли малого бизниса в жизни нашего общества и государства? Делается хоть что-то для производителей, работающих малыми группами людей? Как можно помочь им в ареде помещений или зем. участков для промышленных нужд? Как им взять кредит на нормальных а не грабительских условиях?

Сергей.

Александр [02.02 18:04]

Как ВЫ думаете - концентрация власти в одних руках (в случае наиболее вероятного развития событий - с Медведевым и ЕР в главной роли) приведет к стабилизации экономики в стране (пусть и ценой свободы слова и частного предпринимательства), или же экономику ждет упадок, и следующие за ним нехватка сырья, дифицит, ухудшение сервиса (в условиях отсутствия реальной конкуренции?). Будет ли в таком случае шанс исправить ситуацию - до новой смены правительства?

Для российского бизнеса тема создания государственных корпораций является довольно острой. Сохраняется некоторая неопределенность с критериями принятия решения о целесообразности создания госкорпораций в той или иной сфере, с порядком и условиями их взаимодействия с частным бизнесом.

В то же время мы исходим из того, что частный бизнес должен строить партнерские отношения с государственными корпорациями, которые, в свою очередь, будут взаимодействовать не только с крупными, но и с малыми и средними предприятиями. Важно избежать при этом протекционизма, непрозрачности и сопутствующей им коррупции и обеспечить надлежащие конкурентные отношения.

На форуме в Краснодаре первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев подтвердил, что госкорпорации будут создаваться только в тех сферах, где это нужно, и только на срок реализации поставленных перед ними задач.

Но при этом сроки должны быть разумными, а задачей не должно быть «зарабатывание денег».

Денис [04.02 20:11]

Есть ли у РСПП планы работы (скажем на год) и что в них входит

Как у любой организации, у РСПП есть и стратегии, и планы мероприятий на краткосрочную перспективу.

В частности, повестка дня РСПП на среднесрочную перспективу, содержащая основные направления работы РСПП, в том числе вопросы взаимодействия с органами власти, была одобрена на съезде 5 февраля 2008 г.

Планы работы РСПП принимаются на полгода и содержат перечень мер, которые планируется реализовать как РСПП, так и его рабочими органами - комитатами, комиссиями, рабочими группами. Планы включает и подготовку предложений РСПП по ключевым социально-экономическим вопросам, в том числе к проектам нормативных правовых актов, наиболее значимые мероприятия, которые организует РСПП (либо в которых Российский союз принимает активное участие).

Александр [06.02 14:37]

Закончился Съезд российского бизнеса - как вы охарактерезуете его работу, что он дал Вам и вашей организации?

Съезд – не просто высший руководящий орган РСПП, который утверждает заранее подготовленные решения. Это площадка для обсуждения наиболее острых вопросов социально-экономического развития страны с уникальным составом участников. На съезде, состоявшемся 5 февраля, обсуждалось два основных вопроса – состояние делового климата в стране и приоритеты и первоочередные задачи объединений работодателей, а также их роль в повышении эффективности социального партнерства.

На съезде была обсуждена и одобрена Повестка дня РСПП на среднесрочную перспективу, которая определяет ключевые задачи и направления работы для предпринимательского сообщества.

Константин [06.02 15:42]

Александр, вы один из немногих политиков ельцинской эпохи, которые мне симпатичны.

Вопрос: В последнее время прозвучало много заявлений по поводу стремления к инновациям в экономике, в частности о нанотехнологиях. Будет ли дальнейшее стремление к инновациям, ведь за год-два успехов достичь нереально. Будут ли разработаны механизмы поддержки наукоёмких инновационных разработок?

Киселев Дмитрий [02.02 16:14]

Будет ли РСПП более влиятельным союзом при следующем президенте?

Расскажите что конкретно удалось сделать РСПП за 2007 г.и с какими предложениями вы обратитесь к премьеру министру в 2008?

Денис [02.02 21:12]

Александр, по-вашему, при каких условиях у российского бизнеса появится заинтересованность в инвестировании научных исследований и внедрении современных высоких технологий в производственную сферу? Что сейчас мешает этим процессам?

Геннадий [03.02 12:30]

Александр. Взаимоотношения между властью и бизнесом далеки от идеала. Может ли крупный бизнес созлать собственные фонды для финансированая инновационных технологий в области разработки системы, обеспечивающей партнерские отношения между властью и бизнесом.

Петр Смиронов [06.02 10:49]

Уважаемый г-н Шохин!

Я представляю российскую ИТ-компанию, работающую в области инновационных технологий (связь).

1.Вот уже несколько лет малому бизнесу обещают поддержку ввиде налогов, инвестиций, госзаказов. Однако, "воз и ныне там". Ничего не сделано до сих пор! Когда будут решаться эти вопросы?

2.В экономике страны, благодаря активным действиям чиновников, продолжается распространение импортных ИТ-продуктов (оборудования и ПО). Страна ежегодно "теряет" миллиарды долларов, которые "спокойно" уходят на Запад, и которые помогают развиваться экономике западных стран и ИТ-компаний. Почему государство, правительство и РСПП ничего не делают для развития отечественных ИТ-компаниий? О каком развитии ИТ-отрасли можно говорить, когда финансовый ресурс в руках западных компаний?

3. Создали техно-парки в России. А кто туда поедет жить и работать? А условия? Разве может позволить себе небольшая компания 20-50 человек переехать из Москвы в Технопарки?

4. Кадровый вопрос. Почему в системе Минобразования до сих пор не представляют какие специалисты нужны нашей экономике?

5. Почему РСПП не принимает никакого участия в разрешении вышеперечисленных вопросов?

Спасибо за внимание.

Директор.

P.S. А "мозги" продолжают утекать на запад!

Действительно, резко изменить ситуацию, когда по данным Росстата технологические инновации осуществляет чуть более 9 % компаний в промышленности, очень сложно. Инновационные проекты по определению являются долгосрочными, высокозатратными и при этом рискованными.

Нужна как система стимулов, которые сделали бы инвестиции в инновации экономически привлекательными, так и ликвидация барьеров на пути инноваций – неэффективного налогового администрирования и т.д.

Кое-что и по первому, и по второму направлению уже сделано за последние несколько лет. В 2006 году при активном участии РСПП с 3-х лет до 1-го года сокращен срок признания расходов на НИОКР для целей налогообложения, появилась возможность относить на расходы 100% затрат, вне зависимости от результативности НИОКР; снижен ЕСН для компаний сектора информационно-коммуникационных технологий; принято решение о вычете НДС при осуществлении капитального строительства в общем порядке, не дожидаясь постановки объектов капительного строительства на учет, а также решение об обнулении ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование, не производящееся в Российской Федерации.

Созданы институты развития - особые экономические зоны, технопарки, Инвестиционный фонд Российской Федерации, ОАО «Российская венчурная компания», ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий», Банк развития.

В отдельных отраслях реализуются такие точечные меры, как создание государственных корпораций. В настоящее время созданы ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», ОАО «Атомный энергопромышленный комплекс» (Атомэнергопром), «Ростехнологии», Российская корпорация нанотехнологий.

Но этих мер недостаточно. В условиях, когда перед страной стоит задача перехода к инновационной модели экономики, государство не только может, но и должно отказаться от части доходов в пользу инвестиционной активности предприятий. Предстоит продолжить работу по выработке механизмов стимулирования увеличения доли технологичной продукции, включая налоговое стимулирование, совершенствование порядка и принципов взимания таких налогов, как НДС, налог на прибыль, введение понятия «консолидированный налогоплательщик» и ряда других направлений.

Алексей [07.02 13:40]

Скажите, насколько реально ожидать в 2008 году:

1) снижение НДС;

2) принятие закона об увеличении требований к размеру уставного капитала ООО до 100 т.р.;

3) принятие необходимых подзаконных актов для применения Лесного кодекса;

4) принятие закона о банкротстве физических лиц.

Про снижение НДС: РСПП будет настаивать на этом, но, конечно, не ранее 2009 года.

Александр [07.02 15:12]

Нужно ли России на самом деле вступать в ВТО?

Безусловно, нужно. Да, при этом необходимо защитить интересы российского бизнеса, но, во-первых, речь должна идти о защите конкурентоспособного, или хотя бы потенциально конкурентоспособного, бизнеса. Во-вторых, более эффективно защищать интересы, будучи членом организации, а не находясь «вовне». При этом задержка с присоединением к ВТО, с одной стороны, дает небольшую «отсрочку» для предприятий – можно успеть провести модернизацию, с другой, мы рискуем получать все новые и новые требования от «обогнавших» нас на пути присоединения к ВТО стран.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше