Владимир Рябушко, генеральный директор дилерского центра Nissan компании "Автомир", член рабочей группы Ассоциации РОАД по реализации программы утилизации старых автомобилей

Пресс-конференция
24.05 15:04
Владимир Рябушко. Фото пресс-службы ГК
Владимир Рябушко. Фото пресс-службы ГК "Автомир".

Владимир Рябушко, генеральный директор дилерского центра Nissan компании "Автомир", член рабочей группы Ассоциации РОАД по реализации программы утилизации старых автомобилей

Как проходит программа утилизации старых автомобилей?
8 марта началось действие программы утилизации автомобилей, предлагающей за сдачу в металлолом старого автомобиля получить скидку в размере 50 тысяч рублей для покупки нового. За два месяца сертификаты на подобный "бонус" получило 100 тысяч человек, и при нынешних темпах спроса действие программы может завершится уже в конце мая, а не в ноябре, как планировалось ранее. В связи с этим для дилеров были введены ограничения на выдачу сертификатов, что должно помочь затормозить госпрограмму. Как повлияли эти ограничения на автодилеров? С какими сложностями они столкнулись? Каковы плюсы и минусы данной программы и как она проходит в настоящее время? На эти и другие вопросы читателей Ленты.Ру ответил Владимир Рябушко, член рабочей группы Ассоциации "Российские автомобильные дилеры" по реализации программы утилизации старых автомобилей, генеральный директор дилерского центра Nissan компании "Автомир".
Орфография и пунктуация авторов вопросов сохранены.
Dozen [14.05 11:07]

Владимир, доброго дня!

1. Подскажите, пожайлуста, проводился ли уже анализ влияния данной программы на развитие именно отечественного автопрома? Я имею ввиду не только цехов по сборке иномарок, а именно российских моделей. Ведь как известно в тот же АвтоВАЗ государство уже много десятилетий субсидирует бюджетые деньги, а результатов не так уж много.

2. Можете ли Вы огласить цифры по покупкам марок автомобилей по программе утилизации - в количественном и процентом отношении? Ведь по сути программа утилизации - это государственное субсидирование автомобильной промышленности, в том числе, зарубежных производителей. Ведь сборочные цеха тех же Рено - это с одной стороны занятость наших граждан, но по сути - реклама и продвижение иномарок и в конечном итоге - доход иностранного капитала. Потому как очень немногие водители, пересев на иномарку, возвращаются потом на наши авто - в большинстве просто улучшают модель иномарки.

Т.е. в перспективе программа утилизации не является поддержкой ОТЕЧЕСТВЕННОГО автопрома - не так?

3. Есть ли статистика по маркам и моделям сдаваемых автомобилей - в частности, есть ли среди них иномарки?

Спасибо за ответы.

По имеющейся у меня информации на 21 мая ситуация следующая:

Продажи РФ по программе утилизации (08.03 – 21.05.2010, всего 50 тысяч 838 штуки)

ВАЗ – 37919; 75 процентов

Renault – 2936: 6 процентов

Ford – 1871; 4 процента

"ГАЗ" – 1582; 3 процента

"УАЗ" – 1777; 3 процента

Chevrolet – 1100; 2 процента

Skoda – 1247; 2 процента

Chevrolet Niva – 628; 1 процент

Fiat (легковой) – 730, 1 процент

"ТагАЗ" – 749, 1 процент

Прочие – 299; 1 процент

Наглядно видно, что именно на отечественный автопром в лице крупнейшего российского автопроизводителя "АвтоВАЗа" программа утилизации оказывает наиболее благоприятное влияние. Например, по сравнению с февралем утилизация помогла "АвтоВАЗу" поднять продажи в марте сразу на 69 процентов! Не менее серьезно она помогла и "УАЗу", обеспечив в марте рост его продаж на 33 процента. А "ГАЗ" даже возобновил в мае производство модели Volga Siber (сборка которой была ранее остановлена), поскольку автомобиль пользуется популярностью у нижегородцев в рамках программы утилизации старых автомобилей.

При планируемых в 2010 году продажах "АвтоВАЗа" - 480 тысяч автомобилей и текущей доле марки в программе утилизации (75-80 процентов) можно предположить, что каждая третья Lada в этом году будет продана в обмен на сертификат.

В сбыте иномарок программа большой роли не сыграет. Например, в настоящее время объем производства наиболее популярных моделей Renault - Logan и Sandero - меньше, чем существующий на них спрос. Поэтому не они дают дилерам аддитивных продаж, они могли быть успешно проданы и без программы утилизации.

Единственным источником объективной общероссийской статистики по маркам и моделям сдаваемых автомобилей является Минпромторг, куда поступает информация по всем продажам. К сожалению, эти данные будут обнародованы позже. Тем не менее, по структуре сделок компании "Автомир" - одного из крупнейших дилеров, уже сейчас понятно, что сдаваемые автомобили соответствуют структуре "советского" автопарка. На первом месте "Жигули", затем с большим отрывом "Москвичи", "Волги", "Ока". Случаи утилизации иномарок единичны.

Алексей [13.05 07:03]

1. Почему по программе было принято решение брать за процесс утилизации 3000 р ? зачем, елси так и так оплачивается госпрограммой ?

2. Почему программу утилизации хотят закрыть раньше? зачем ее тогда нужно было вводить, если не хочет правительство помочь обновить парк машин, да вообщем то и автотазу помощь нехилая..

1. Это сделано для более рационального использования выделенных государством средств. На все субсидии гражданам по этой программе выделена фиксированная сумма - 10 миллиардов рублей, которых хватит на льготные условия приобретения 200 тысяч автомобилей. Если из этой суммы профинансировать также процесс утилизации, то новых автомобилей не досчитались бы ни много ни мало 12 тысяч автолюбителей.

2. Речь идет не о принудительном завершении программы, а ее досрочном завершении, поскольку выделенные на нее бюджетные средства и, соответственно, сертификаты - стремительно тают. С момента запуска программы (8 марта) по 21 мая россияне уже получили примерно 150 тысяч сертификатов. Таким образом, ежедневно оформляется около двух тысяч утилизационных свидетельств.

Как известно, продолжительность эксперимента, установленная государством - 9 месяцев (с 8 марта по 1 ноября). Однако при существующей динамике последний сертификат будет выдан не позднее конца июня.

Влад [13.05 03:19]

Как вы думаете, будет ли продлена программа? Ведь концерн "Фольксваген", например, толком не успел в нее вступить.

Что с собственно утилизацией? Удалось ли наладить полный цикл переработки всех элементов авто на территории РФ?

Виталий [13.05 23:32]

Будет ли продлена программа на следующий 2011 год (с учетом долгих раскачек и оформлений у нас)?

Безусловно, и производители, и дилеры, и автовладельцы заинтересованы в продлении программы утилизации, тем более, что за два месяца, прошедшие с момента ее запуска, система в целом отлажена. На мой взгляд, ее продолжение – это вопрос в первую очередь финансовый, и его решение зависит от позиции правительства Российской Федерации. Мое личное мнение, что если программа и получит продолжение, то уже в следующем, 2011 году. Есть и еще один важный аспект – запущенный в качестве эксперимента механизм утилизации "автохлама" должен получить дальнейшее развитие и продолжать действовать после завершения программы.

Мои комментарии по утилизации Вы найдете в ответах на один из следующих вопросов.

Крупский [12.05 19:19]

Здравствуйте, Владимир.

Что делается для обуздания дилеров, навязывающих в автосалонах пришедшим с сертификатом покупателям насильственный, скажем так, тюнинг в виде автосигнализации, литых дисков, антиблокировочных устройств и прочего, уже установленного на выставленные для продажи автомобили? почему нельзя купить автомобиль в базовой комплектации?

Для начала несколько слов о том, что может предпринять сам автовладелец в такой ситуации. Лучшее, чем можно наказать таких дилеров - не иметь с ними дело и купить автомобиль в другом автосалоне. Потеря клиента и прибыли – худшее для бизнеса. Поскольку описанные действия дилера являются незаконным, Вы имеете право отказаться от автомобиля с уже установленным на него дополнительным оборудованием и потребовать поставки машины в заводской комплектации, а дилер обязан выполнить Ваши требования. Возможно, что машину в минимальной заводской комплектации Вам придется подождать – это зависит от конкретной модели и объемов производства.

Если по каким-либо причинам Вы не хотите отказываться от покупки в этом автосалоне и считаете, что Вам навязывают услуги, обратитесь в местное отделение Роспотребнадзора. Правильное название этой организации "Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", смотрите ее сайт.

По Вашей жалобе будет проведена проверка. Кроме этого Вы можете обратиться на горячую линию государственного органа, который управляет программой утилизации - Минпромторга, номера телефонов можно найти на сайте Министерства или в моих ответах на один из следующих вопросов. Наконец, Вы можете разместить свою жалобу в личном блоге директора Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга России Алексея Рахманова. Этот ресурс пользуется популярностью у участников программы утилизации.

Меры, которые государство может применять к дилерам, нарушающим условия программы, следующие: введение ограничений на выдачу дилером новых сертификатов или полное исключение его из участников программы утилизации, оказание на него давления через производителя (дистрибутора), с которым дилера связывают тесные деловые отношения. Кроме этого, все документы, подаваемые дилером для получения государственной компенсации, проходят тщательную проверку в Минпромторге. Если обнаруживается завышение цен, дилер автоматически лишается компенсации.

Спартак [14.05 08:13]

Сколько автомобилей ВАЗ 2105 по цене 99 тысяч и по цене 75 тысяч еще осталось ! Или это просто реклама ? Кто гарантирует мне получение такой машины после утилизации моей ? Или мне потом скажут что остались только калины и иномарки ?

Думаю, что Вам не удастся приобрести ВАЗ-2105 за 99 тысяч рублей, поскольку по такой минимальной специальной цене "АвтоВАЗ" предлагал покупателям небольшую партию автомобилей и только в марте - в момент запуска программы. На складах дилеров такие машины закончились в течение нескольких недель.

Алексей [12.05 22:31]

Начиная с Конца апреля не однократно обращался к дилеру Автоваза в г. Саратове о подаче заявки на обмен старого авто на новый/по программе утилизации/, однако каждый раз говорят ,что пока не выполнят предыдущие заявки , новые принимать не будут .Почему же такая не согласованность в работе Автоваза и его диллера /хочу приобрести ВАЗ 2131/,не способность своевременно удовлетворять спрос на авто?Почему нет возможности в электронном виде оформить заявку на машину не посредственно на предприятии ?

На этот вопрос сложно ответить однозначно, поскольку в Саратове более 30 дилеров "АвтоВАЗа", и у каждого из них разная ситуация, разное количество выданных сертификатов и проданных по ним автомобилей.

Завод не занимается продажей автомобилей гражданам, это функция его официальных дилеров, соответственно, он и не принимает заявки. К сожалению, сегодня и у дилеров "АвтоВАЗа" нет возможности разместить необходимое количество заявок на машины в производство и точно гарантировать покупателю срок, когда он получит свой автомобиль. Такой системы у завода просто нет, она только начинает создаваться. Дилеры могут предложить покупателю только те машины, которые стоят на их складе или выделены на следующий месяц производителем в виде квоты. Безусловно, чем крупнее дилер, тем большую квоту выделяет ему завод.

Примечательно, что крупнейший российский автопроизводитель оказался не готов к ажиотажному спросу и не может оперативно увеличить производство самых востребованных моделей - ВАЗ-2107 (срок ее ожидания составляет от двух до шести месяцев) и ВАЗ-2105 (производство этой модели уже расписано до 1 ноября – момента окончания программы утилизации). Для объективности нужно отметить, что и среди иномарок есть дефицитные позиции – Renault Logan и Renault Sandero, покупателю придется ждать поставки этих моделей от двух до шести месяцев. Причина та же - ограниченное производство.

Можно определенно сказать, что нехватка популярных у российских покупателей моделей - главная проблема утилизационной программы. Все остальные претензии к этой схеме, по сути, являются следствием дефицита. Несколько дней назад федеральная телекомпания "Пятый канал" проводила опрос зрителей об опыте их участия в программе утилизации. Ответы телезрителей следующие: 36 процентов назвали процедуру утилизации слишком сложной, 34 процента легко поменяли машину и 31 процент столкнулись с проблемой отсутствия у дилеров машин.

Поскольку количество утилизационных сертификатов ограничено, настоятельно рекомендую Вам обратиться в другие дилерские центры – они наверняка помогут приобрести интересующий Вас автомобиль.

Владимир [13.05 08:52]

Здравствуйте, Владимир.

Есть ли предельный срок за который дилер должен выдать новый автомобиль взамен старого? Просто у меня такая ситуация, что машину утилизировали, а новую везут больше месяца. И какой закон регулирует эти сроки?

Ключевые даты указаны в Постановлении правительства РФ №1194 от 31.12.2009 года. Таких сроков два: сроки проведения программы (с 1.01.2010 по 31.12.2010) и период выдачи утилизационных сертификатов (с 08.03.2010 по 1.11.2010). К сожалению, максимального срока, который может пройти с момента оформления сертификата до передачи покупателю нового автомобиля, в этом документе не указано.

Но это не должно Вас беспокоить. Ваши отношения с дилером закреплены договором купли-продажи, в котором должен быть указан срок поставки автомобиля. Поэтому если ожидание затянулось, действуйте в соответствии с "Законом о правах потребителя", в крайнем случае, обратитесь в суд. Могу подсказать еще один путь – имея на руках утилизационное свидетельство, Вы вправе обратиться к другому дилеру, имеющему в наличии интересующий Вас автомобиль.

Ради справедливости отмечу, что в подавляющем большинстве случаев дело не в нерасторопности дилера, а в недостаточном производстве дефицитных моделей.

Руслан [13.05 22:55]

я из мурманска.столкнулся с откровенным саботажем программы утилизации автомобилей. моему авто 13 лет из них последние 8 лет владельцем являюсь я, но принимать его на у меня на утилизацию диллер "рено" отказывается мотивируя это тем, что у меня был перерыв в постановке на учет в местных органах гибдд. наскольно я понимаю, документом определяющим собственность автомобиля является ПТС, а не регистрационный знак. имею на руках письменный отказ. из интереса я зашел с соседний салон и попросил прокоментировать данную ситуацию, на что был дан неофициальный ответ, что, дескать , диллеры не хотят иметь дело с утилизацией, т.к. опасаются того, что государство не все их расходы покроет, солавшись на маленйшую "не ту запятую, или не так поставленную печать" поэтому имея формальное право на утилизацию, я могу постоянно сталкиваться с подобными отказами и всяческой волокитой.

и что с этим мне прикажете делать? почему на всю страну только 4 пункта утилизации старых машин? откуда такая щепетильность "с запятыми"?

Вы правы, важен именно срок владения транспортным средством, и он указан в ПТС. Поскольку в Вашем регионе количество дилеров, участвующих в программе, ограничено, рекомендую обратиться с этой проблемой на горячую линию Минпромторга России – по телефонам 8 (495) 647–73–84 или 8 (495) 647–73–86.

Что касается количества пунктов утилизации, то их в стране гораздо больше, чем четыре. В 55 регионах действует 116 пунктов утилизации. Их официальный и полный список Вы можете найти здесь.

Вопрос о "запятых" имеет для каждого дилера первостепенное значение. По условиям программы, в случае нарушения дилером ее условий или неправильного оформления документов государство имеет право отказать ему в компенсации, предоставленной покупателю скидки в размере 50 тысяч рублей. Это гораздо больше, чем доход, который получает дилер при продаже автомобиля. Поэтому щепетильность сотрудников автосалонов объясняется их стремлением избежать убытков. Безусловно, что требования дилера к документам должны быть обоснованы и соответствовать условиям программы.

Сергей [12.05 17:58]

Добрый день,Владимир

Расскажите пожалуйста порядок (последовательность действий) при сдаче автомобиля на утилизацию.

Основная схема, по которой работают дилеры в рамках эксперимента по утилизации автомобилей, следующая:

1. Собственник транспортного средства любой марки, удовлетворяющего условиям программы утилизации (масса не более 3,5 тонны, 1999 года выпуска и старше, находится в собственности у физического лица более 1 года) приезжает к официальному дилеру на автомобиле, сдаваемом на утилизацию (либо привозит его за свой счет на эвакуаторе);

2. В дилерском центре собственник ТС оформляет доверенность в простой рукописной форме для снятия автомобиля с учета и передачи его на пункт утилизации;

3. Дилер вносит данные собственника и его ТС в базу данных на сайте Минпромторга России, после чего распечатывает бланк свидетельства об утилизации, которому присваивается уникальный номер, защищенный штрих-кодом;

4. Подписывается договор, на основании которого дилер выполняет вышеназванные операции от имени гражданина, который оплачивает по договору до трех тысяч рублей за утилизацию своего автомобиля (остальные действия для гражданина осуществляются безвозмездно);

5. Собственник утилизируемого ТС выбирает и резервирует у дилера новый автомобиль, произведенный на территории РФ и входящий в перечень, утвержденный Постановлением правительства Российской Федерации (18 марок и 68 моделей);

6. Дилер снимает утилизируемое ТС с учета в органах ГИБДД, организует его транспортировку до пункта утилизации, при этом заполняются все разделы и графы свидетельства об утилизации;

7. После завершения указанных операций дилер приглашает гражданина в автосалон для оформления нового автомобиля со скидкой 50 тысяч рублей и отправляет в Минпромторг пакет документов для получения компенсации. Для обеспечения контроля за ходом программы Минпромторг каждый месяц публикует на своем сайте рекомендованные розничные цены автопроизводителей на новые а/м, участвующие в эксперименте (по фиксированным комплектациям).

Более наглядно схема эксперимента представлена на рисунке.

Павел [13.05 09:06]

Здравствуйте, Владимир!

Могу ли я самостоятельно получить сертификат (не через автодилера), т.е. снять автомобиль с учета в ГАИ, отвезти его в центр утилизации? В нашем городе 2 центра утилизации (г. Казань), звонил в оба - сказали, что утилизация происходит только через автодилеров. Так ли это?

Да, это действительно так. Ни пункт утилизации, ни органы ГИБДД не уполномочены государством выдавать гражданам бланки свидетельства об утилизации. Это может сделать только официальный дилер, зарегистрированный Минпромторгом России в качестве участника программы. Полный список таких дилеров Вы можете найти на официальном сайте Министерства. При этом у Вас есть полное право, получив у дилера свидетельство, все остальные действия (снятие с учета, передача на пункт утилизации и так далее) осуществить самостоятельно.

Fallen-777 [12.05 23:08]

Приветсвую !

хотелось бы спросить - почему такие требования к автомобилям: мол, чтобы и на ходу были, и в целой комплектации и т.д. ??

ведь если походить по дворам - то дворы именно захломляют автомобили. уже непригодные для движения, которые годами стоят на одном месте. почему бы не давать деньги и за них ? скажем - можно было за них давать 30 тысяч рублей. Уверен, дворы бы значительно очистились от автохлама !

Могу ответственно сказать, что такого требования к утилизируемому автомобилю как "быть на ходу" не было и нет в условиях программы. В остальном Вы правы, ограничения в "Порядке проведения эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию" перечислены государством достаточно жестко. Машина должна быть "комплектной" - у нее должны присутствовать кузов, двигатель, коробка передач, трансмиссия, руль, колеса, аккумулятор, панель приборов, электрика, салон, выпускная система, подушки безопасности (если они предусмотрены конструкцией). Это сделано с совершенно четкими целями, сформулированными в Постановлении правительства №1194: "Поддержка российской автомобильной промышленности, повышение безопасности дорожного движения и стабилизации экологической ситуации". Во-первых, чтобы исключить, чтобы на вторичном рынке - так называемых "разборках" и "гаражных" автосервисах появились запчасти, демонтированные с утилизированных автомобилей и представляющие серьезную опасность в случае повторной установки. Во-вторых, чтобы ряд деталей, требующих специальных технологий утилизации (например, содержащие кислоту аккумуляторы или взрывоопасные пиропатроны подушек безопасности), были уничтожены специалистами и не нанесли вред экологии. В любом случае, дилеры максимально гибко подходят к комплектности автомобиля при его приемке, и на практике это не является проблемой для граждан.

Андрей [14.05 00:45]

Здравствуйте Владимир. Я являюсь счастливым обладателем двух старых неработоспособных автомобилей. однако я совершенно не желаю приобретать новый автомобиль, а эти готов отдать бесплатно, но не знаю куда.

почему бы не провести программу безвозмездной утилизации? я уверен что у множества людей возникнет желание в ней поучаствовать.

В рамках действующей государственной программы утилизации основным приоритетом является такая переработка автомобилей, которая стимулирует приобретение новых машин. Поверьте, что экономический кризис очень больно ударил по всей автомобильной отрасли, и лучший способ государственной помощи - стимулирование покупательского спроса. Это помогает обеспечить работой огромное количество людей, которые производят, продают и обслуживают автомобили.

Однако и в Вашем случае есть выход. Во-первых, во всех крупных городах уже достаточно давно существуют частные компании, которые безвозмездно забирают у владельца отслужившего свой срок "железного коня" и зарабатывают неплохие деньги, сдавая его в металлолом. Для этого достаточно заглянуть в интернет. Кстати, после запуска государственной программы появилась даже возможность заработать на этом – позвонив в одну из таких компаний, я узнал, что могу не только отдать свой автомобиль в течение дня, но и получить за него 1 тысячу рублей... Во-вторых, существуют государственные организации, которые занимаются утилизацией бесхозных автомобилей за счет бюджетных средств. Например, в Москве это "Объединение административно-технических инспекций" (ОАТИ), куда можно обратиться с соответствующим заявлением. Более подробно о его деятельности можно узнать из Распоряжения правительства Москвы №432-РП от 21 мая 2001 года.

Мария [14.05 13:27]

Здравствуйте! Наше предприятие является пунктом утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств. Государство приняло нужное решение для поддержки нашего автопрома. Однако это решение односторонее. Наше предприятие при переработке автомобилей столкнулось с неимоверными проблемами утилизации отходов. Кроме того, что нужно определить компонентный состав всех отходов от разборки автомобилей (тех же бамперов и панелей приборов). Но уже отсортированные отходы некуда сдать, так как существует проблема с переработчиками этих отходов. Ни нормативной поддержки, ни консультаций от каких бы то ни было органов государственной и негосударственной власти нет. Вот и получается, что государство спихнуло на нас проблему из ряда "поди туда не знаю куда, возьми то не знаю что".

Кто-н будет контролировать как решаются проблему по утилизации отходов от авторециклинга? А может быть и предлагать решения этой проблемы пунктам утилизации? Заранее спасибо за ответ!

При правильной организации повторное использование компонентов и рециклинг многих материалов экономически эффективны. Например, в США ежегодно на утилизацию поступает 14—15 миллионов легковых автомобилей, общая масса которых составляет примерно 20 миллионов тонн. Их перерабатывают более 200 предприятий, оснащенных шредерными установками. Эти предприятия обеспечивают "сырьем" более 10 тысяч малых предприятий, занимающихся сбором и демонтажем старых автомобилей. В целом в отрасли занято свыше 40 тысяч человек, а ежегодный объем производства оценивается в 4 миллиарда долларов. Суммарный коэффициент утилизации старых автомобилей составляет в среднем 82—83 процента, а коэффициент рециклинга черных и цветных металлов, применяемых в автомобилях, близок к 100 процентам.

К сожалению, в нашей стране такая отрасль попросту отсутствует. Например, в Московской области более 30 предприятий занимаются сбором металлолома, однако только 7 из них получили государственные сертификаты и допущены для участия в программе утилизации. Российские специалисты уже более 10 лет активно работают над технологиями рециклинга, изучают богатый зарубежный опыт, однако до реализации его на практике по-прежнему не доходит. Предприятий, которые занимаются реальной переработкой неметаллических компонентов автомобилей, можно сосчитать по пальцам. Напомню, что полное название Постановления правительства РФ №1194 о запуске программы утилизации звучит так: "О проведении эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших и из эксплуатации автотранспортных средств". На мой взгляд, ничего экспериментального в предоставлении скидки на товар для увеличения объемов продаж нет – это ежедневно применяемый маркетинговый инструмент. Программа экспериментальна именно в том, что государство дает импульс развитию отрасли по утилизации автомобилей. В пункте 4 этого Постановления правительства РФ дано следующее поручение: "до 1 сентября 2010 года разработать и внести в установленном порядке в правительство Российской Федерации проект концепции создания в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств".

Безусловно, чтобы эта отрасль стала эффективной, требуется целый ряд дальнейших последовательных шагов и не менее 5-10 лет.

Директор Стадиона [13.05 09:59]

Владимир,

подскажите, пожалуйста, а что происходит со сданным на утилизацию автомобилем? Куда он (или что от него остаётся) девается в конечном итоге? Можно ли рассчитывать, что он в каком-либо виде ещё послужит на благо человечества? :))

Спасибо!

Тема технологии утилизации автомобилей - повод для отдельного обстоятельного разговора. Тем не менее, остановлюсь на основных моментах.

Организация в странах ЕС системы рециклинга и утилизации отслуживших свой срок автомобилей стандартная. Это сбор таких автомобилей с выдачей их владельцам сертификата об утилизации; слив всех эксплуатационных жидкостей; демонтаж экологически опасных компонентов (их перечень установлен Директивами ЕС), а также материалы и комплектующие, которые можно использовать для переработки или продажи в качестве запасных частей; передача "остатков" автомобиля на шредерную установку. Предприятия, осуществляющие демонтаж автомобилей, должны иметь специальные лицензию и оборудование. В частности, водонепроницаемые площадки с резервуарами для сбора и раздельного хранения всех сливаемых жидкостей, отстойниками и очистителями; устройства для обработки и очистки воды в соответствии с санитарными нормами; системы, обеспечивающие пожарную безопасность мест хранения использованных шин, полимеров и других автомобильных компонентов.

Затем шредер – крупная установка, где специальная дробилка сначала разбивает автомобиль на небольшие куски, то есть превращает в размельченный материал и одновременно сбивает с автомобиля краску, ржавчину, окалину и другие загрязнения. Затем методами магнитной, воздушной, "весовой" и ручной сепарации происходит разделение на черный, цветные металлы и легкие фракции, к которым относятся обивка, стекло и так далее. Такие фракции (шредерные остатки) составляют 20—25 процентов массы автомобиля и, как правило, подлежат захоронению на свалках или сжиганию. Причем последнее считается предпочтительным, поскольку используется вырабатываемая при сжигании энергия. Металл идет на переплавку и по своим характеристикам практически не уступает новому прокату при более низкой себестоимости.

Alex [12.05 17:47]

Программа, конечно, нужная. Но если говорить о хороших машинах, что можно купить на 50 тысяч рублей, кроме пары фар? Почему была выбрана именно такая фиксированная сумма? В некоторых странах Европы размер компенсации достигает 200 000 рублей (в переводе).

Действительно, размер утилизационной премии, выплачиваемой гражданину в других странах, был выше: в США она составляла примерно 3500-4500 долларов США, в Германии около 3375 долларов США (2500 евро), в Великобритании примерно 3100 долларов США (2000 фунтов стерлингов) в России около 1700 долларов США (50 тысяч рублей). Однако не стоит забывать, что масштабы программы жестко ограничены средствами, которое выделило государство для этой цели в условиях экономического кризиса - 10 миллиардов рублей. При увеличении суммы государственной субсидии с 50 до 200 тысяч рублей количество сертификатов автоматически сократилось бы с 200 до 50 тысяч штук… Достаточно ли в нашей стране этой суммы для стимулирования спроса - уже ответили автовладельцы, которые ежедневно получают не менее 2000 сертификатов и помогают программе завершиться намного раньше намеченного срока.

Алексей [13.05 03:03]

Здраствуйте, Владимир. Хочеться поинтересоваться,нормально ли, то, что к моменту начала работы программы утилизации АвтоВАЗ повысил цены на свои автомобили на столько, что 50 тыс. рублей даже не покрывают это. А также, что в автосалонах в которых можно купить авто с учетом этой 50-тысячной компенсации не продается дешевых машин, и как правило нет моделей с минимальной комплектацией? Для кого же тогда создана эта программа? Те кто могут купить автомобиль за 300-500 тысяч вовсе ненуждаются в 50 т.рублёвой помощи, да и неимеют в собственности "автохлама".

И вопрос 2:

Может ли так случится, что предприимчевые люди будут скупать старые авто за безценок, с целью закупать массово автомобили со скидкой? Ведь автовладельцам зачастую всеравно нет смысла самим сдавать в утиль свои старенькие "жигули" и "москвички", так как добавить 200-300 тысяч.для покупки новой у них неполучится как ни крути, сертификат на 50 000 р. тоже не продашь. В итоге на этой программе заработают деньги отдельные бизнесмены. Заранее спасибо за ответы.

1. Это не совсем так. В 2010 году (до запуска программы утилизации) отпускные цены на модельный ряд "АвтоВАЗа" повышались один раз - в феврале они выросли на 0,5-3 процента. Тогда больше всего подорожали Lada Kalina и Lada Priora (на 3 процента), но не более чем на 10 тысяч рублей. При повышении цен компания ссылалась на то, что затраты на производство выросли за счет улучшения качества. Уже после запуска программы, 15 мая, "АвтоВАЗ" заявил, что меняет заводские цены на автомобили Lada во второй раз, в среднем они увеличились на 2 процента. На этот раз больше всего подорожали Lada Samara и Lada-2105/2107, рост отпускных цен на эти модели составил 3 процента. Новый прайс-лист "АвтоВАЗ" объясняет ростом цен на материалы и комплектующие.

Однако принципиально важно другое - повышение цен производителем не коснулось машин, которые поставляются дилерам для продажи по государственной программе утилизации. Дилеры в свою очередь не могут повысить цену и продавать машины за сертификаты дороже рекомендованной цены, поскольку она зафиксирована Минпромторгом, жестко контролируется и отражена в договоре купли-продажи, копию которого автосалон подает в Министерство для получения компенсации предоставленной покупателю скидки. При завышении зафиксированной цены дилер лишается этих денег. Рекомендованные цены размещены на официальном сайте ведомства.

Совсем другая ситуация с ценами при покупке "обычного", не участвующего в программе утилизации автомобиля - то есть чтобы приобрести его, не нужно сдавать старый автомобиль и получать государственную субсидию. По оценке аналитического агентства "Автостат", если сравнить нынешние цены на автомобили Lada с показателями за март, разница составит от 20 до 50 тысяч рублей, в зависимости от модели. Далеко не все дилеры участвуют в государственной программе утилизации, поэтому некоторые из них поддались соблазну повысить цены в условиях ажиотажного спроса на многие модели и модификации. Для объективности стоит заметить, что такой политике следуют не все дилеры. Список дилеров, участвующих в программе также можно найти на сайте Минпомторга.

2. Нет, это невозможно. Это предусмотрели разработчики программы - для участия в ней необходимо владеть утилизируемым автомобилем не менее 1 года, а сам проект завершается не позднее 31 декабря текущего года. Чтобы не лишиться компенсации государства, дилеры внимательно следят за выполнением этого условия.

Мстислав [13.05 11:51]

Здравствуйте Владимир!

Можно узнать Ваше мнение как Вы относитесь к тому, что основная масса автомобилей, покупаемых по программе утилизации - это морально устаревшие вазовские пятерки и семерки, краш - тесты которых ненамного лучше первых китайских авто?

Как Вы считаете - это нормально, что производят и покупают автомобили, которые по сути - тот же Фиат, конструкции 50-летней давности?

Стоит ли стимулировать производство таких "авто"? Ведь иностранцы, например Топ-гир, откровенно смеются над этим "авто"?

Скажите а Вы патриот автопрома или надеюсь у вас нормальный автомобиль?

Программу утилизации трудно упрекнуть в отсутствии разнообразия - на официальном сайте Минпомторга указан полный список автомобилей, которые можно приобрести – 18 марок и 68 моделей. В этом перечне есть и Renault Logan, который несущественно дороже Lada Priora, есть и Toyota Camry стоимостью около миллиона рублей. Действительно, 70-80 процентов вновь приобретаемых за утилизационные сертификаты автомобилей - это продукция "АвтоВАЗа". Я прагматик и уверен, что дело не в ностальгии - люди просто покупают то, что могут себе позволить. Взамен старого, часто много лет находящегося не на ходу автомобиля они могут за 120-200 тысяч рублей (с учетом утилизационной скидки) приобрести новую, пусть и не самую современную машину. В чем я точно уверен, так это в том, что новые "Жигули" лучше, чем десятилетние.

Кроме этого, не стоит забывать, что Lada по-прежнему самая продаваемая марка в нашей стране – по итогам 2009 года ее доля составила 25,4 процента общих продаж новых легковых автомобилей. По данным "Автостата" пятерка самых продаваемых в России иностранных марок серьезно уступает ей - Chevrolet заняла 7,48 продаж рынка, Ford - 5,88 процента, Hyundai - 5,35 процента, Renault – 5,18 процента, Kia - 5,01 процента.

Мой личный опыт типичен для многих россиян – моей первой машиной был ВАЗ-2104, сейчас я езжу на японском автомобиле.

Сергей [13.05 07:49]

Здравствуйте, Владимир.

Похоже, что промежуточный итог программы состоит в замене старого автохлама на новый. Страна жаждет современного автомобиля за 150 т.р., а находит только старинные модели Автоваза.

Как Вы считаете, программа даст толчок производителям в направлении разработки дешевого современного автомобиля? Или же такое производство принципиально невозможно(или невыгодно)?

Я считаю, что обсуждаемая программа никак не повлияет на разработку недорогого современного автомобиля, более того – такая цель перед ней и не ставилась. Если говорить о возможности создания такого автомобиля с ценой 150 тысяч рублей, считаю это невозможным в принципе. Во-первых, потому что разработка современного автомобиля даже "эконом" класса требует колоссальных инвестиций, которые должны окупиться при его продаже. Во-вторых, это подтверждает опыт производителей, которые уже разработали такие модели для России или Восточной Европы – компании Ford, Renault, Volkswagen и многие другие – ниже 10 тысяч долларов никому не удалось опуститься. В январе 2010 года владелец группы "Онэксим" Михаил Прохоров объявил о планах по созданию в России массового бюджетного городского автомобиля силами питерской компании "Яровит-моторс". Предполагаемая стоимость такого автомобиля – те же деньги (8,8 тысячи евро). Как говорится, чудес не бывает!

Сашко [14.05 03:14]

Здравствуйте, как вы относитесь к мнению, что субсидирование утилизации старых автомобилей, это всего лишь очередной завуалированный транш в черную дыру под названием "Автоваз"? Ведь не секрет, что все статистические исследования показали рост числа продаж именно вазовского автохлама(уж простите, но автомобиль проигрывающий моделям 20тилетней давности никак по другому назвать язык не поворачивается) спровоцировала программа утилизации. Как вы думаете, были ли другие варианты условий программы, способные либо обострить здоровую конкуренцию на рынке бюджетных авто, либо собственно простимулировать Автоваз к началу выпуска(да или хотя бы проектирования) собственно Автомобилей (с большой буквы А)?

Спасибо.

Возможно, это не патриотично, но эту проблему уже решают акционеры "АвтоВАЗа" - компании Renault и Nissan. Не сомневаюсь, что топ-менеджмент этих компаний не стал бы инвестировать миллиарды долларов без твердой уверенности, что эти инвестиции окупятся. Как известно, самое дорогое в автомобилестроении – разработка платформы будущей автомашины, строительство или реконструкция конвейера по ее сборке – дело техники. Концерн Renault-Nissan имеет возможность использовать свои разработки и производственные мощности тольяттинского завода и собственные, а не бюджетные средства. На мой взгляд, это самый эффективный способ решить проблему конкурентности продукции "АвтоВАЗа", хотя и он потребует 3-5 лет.

Михаил [12.05 17:55]

Здравствуйте, Владимир!

Программа утилизации автомобилей главной целью ставила стимулирование спроса на автомобили отечественной сборки. Она имеет определенные сроки, и закончится совсем скоро. А старые машины по-хорошему необходимо утилизировать постоянно.

Вопросы:

1. Планируется ли создание постоянной программы (пусть и не такой щедрой по меркам нашего государства) по утилизации автомобилей? Такой, чтобы потребителям было выгодно отдать машину на утилизацию дилеру, но не бросить в какой-нибудь деревне.

2. Если планы такие есть (и Вам они известны), то каков предполагаемый объем утилизируемых машин в год?

3. Сколько предприятий по утилизации нужно?

4. Будет ли предусмотрено поощрение малых, локальных предприятий-переработчиков и встраивание их в общую схему?

Спасибо.

По разным оценкам, сегодня в России от 12 до 16 миллионов автомобилей старше 10 лет, поэтому нашей стране без полноценной отрасли по утилизации "автохлама" не обойтись. Такие планы существуют, и обсуждаемая программа должна дать импульс для создания отрасли утилизации. Но вынужден Вас огорчить, во всех странах утилизация старых автомобилей - это головная боль производителя и владельца машины. Существуют и конкретные механизмы, с помощью которых это реализуется - разовая оплата утилизации владельцем либо при сдаче отслужившего свой срок автомобиля, либо при покупке нового (экологический налог на утилизацию); ежегодный налог на утилизацию, вносимый владельцем при техническом осмотре транспортного средства; обязательное финансирование утилизации автомобилей их производителями (импортерами) и так далее. В любом случае, не стоит надеяться, что государство возьмет на себя эти расходы.

Я уверен, что без государственной поддержки и субсидирования части предприятий, участвующих в длинной технологической цепочке утилизации, схема существовать не сможет, поскольку далеко не все этапы рециклинга автомобилей экономически выгодны. Безусловно, при грамотной организации переработка металлолома рентабельна. А аренда участка в несколько гектаров для сбора, складирования и демонтажа автомобилей, скажем, в ближнем Подмосковье? А перевозка "сырья" в соседний регион за 500-800 километров, где расположен, например, ближайший завод по переработке пластика или стекла? Центрам по приемке и утилизации отслуживших автомобилей однозначно нужны налоговые льготы и помощь государства.

Обсудить