Акоп Киракосян, директор "Союзмультфильма"

Пресс-конференция
02.06 14:45
Акоп Гургенович Киракосян. Фото с сайта radiorus.ru.
Акоп Гургенович Киракосян. Фото с сайта radiorus.ru.

Акоп Киракосян, директор "Союзмультфильма"

Что будет с "Союзмультфильмом" и его фондами?
Правительство России включило студию "Союзмультфильм" в план приватизации на 2009 год. На этой студии за более чем 70 лет ее существования были созданы многие шедевры отечественной мультипликации, в том числе "Ну, погоди!", "Винни-Пух", "Малыш и Карлсон", "Чебурашка и Крокодил Гена", "Ежик в тумане". Вокруг фондов "Союзмультфильма" неоднократно разгорались скандалы. Как сейчас обстоят дела с защитой прав студии на свои произведения? Что будет с фондами после приватизации? Какое будущее ждет российскую мультипликацию? На вопросы читателей "Ленты.Ру" ответил директор "Союзмультфильма" Акоп Гургенович Киракосян.
Орфография и пунктуация авторов вопросов сохранена.
Михаил [25.05 17:42]

Уважаемый Акоп Гургенович,

1) каково Ваше личное отношение к приватизации Союзмультфильма? Какие Вы видите плюсы и минусы?

2) насколько дефицитен сегодня бюджет Союзмультфильма? Хватает ли вам денег, чтобы создавать что-то новое?

3)Вы можете назвать хотя бы 1-2 больших произведения мультипликации, созданных Союзмультфильмом за последние лет десять?

Спасибо.

1. Если говорить о стратегии развития анимации, то приватизация нужна. У меня к приватизации хорошее отношение. Анимация – это дорогостоящее производство, и вечно находиться на шее у государства невозможно. На самом деле, анимация – это хорошая отрасль для зарабатывания денег и бизнеса. Приватизация может в этом помочь. Но для этого нужны большие деньги, необходимо сформировать крупное прогрессивное предприятие, производить большое количество анимационной продукции и продавать то количество анимационной продукции, на которое есть спрос во всем мире. Поэтому приватизация – это правильно, но сегодня ее проводить рано, студия не окрепла после развала СССР, тем более сейчас финансовый кризис. Я считаю, что государство должно чуть-чуть поддержать "Союзмультфильм", пока мировая экономика встанет на ноги, потом можно приватизировать. Анимация – это серьезный сектор бизнеса.

2. Честно говоря, ровно настолько, насколько дефицитен бюджет Российской Федерации. Абсолютно. Мы из этой страны. Еще в прошлом 2008 году "Союзмультфильм" был прибыльным, после зимы - уже дефицит. Как страна идет, так и мы. Мы не можем опережать страну, так как пока мы на государственных заказах и только на государственных деньгах.

3. Назвать не могу, потому что за последние 10 лет мы не создавали больших произведений. Большое кино требует, во-первых, умения режиссеров, во-вторых, умения сценаристов писать большие сценарии, в-третьих, умения специалистов рисовать и производить большое анимационное кино. Это все совсем другая форма производства анимационного кино. На "Союзмультфильме" редко кто за 70 лет рисковал делать большие мультфильмы. Иван Петрович Вано делал в свое время фильм "Конек Горбунок", Лев Константинович Атаманов - "Снежную королеву" и "Аленький цветочек". Это другая специальность, людей, которые делают такие мультифильмы на "Союзмультфильме" сейчас нет, да и в России я не знаю людей, умеющих делать большие полнометражные мультфильмы. Это немножко другая специальность.

Сергей [25.05 17:44]

Акоп Гургенович,

1) кто по-вашему является сегодня лидером российской мультипликации(в организационно-производственном плане)?

2)почему Союзмультфильм это лидерство утратил?

1. Если Вас интересует лидерство только в организационно-производственном плане, то я не знаю, я не был на других студиях. Просто, судя по результатам, наверное – это студия "Мельница" в Санкт-Петербурге. То, что они производят, требует серьезного организационно-производственного планового труда. Их продюсер Сельянов очень хорошо делает свое дело.

2. Первая причина – развалился Советский Союз, где планово заказывались мультфильмы на "Союзмультфильме", 40 мультфильмов в год. Это уже лидерство. То есть первая причина – это объем работы и план. Второе. Под этот объем работы обучались и работали на жесточайшей конкурсной основе фантастические художники, режиссеры, профессионалы. Третье – после развала СССР все эти фантастические люди (99 процентов, я думаю) ушли куда угодно – в книжные дела, издательства, рекламу, - чтобы как-то себе заработать на хлеб.

После развала СССР прекратились заказы на "Союзмультфильме", потерялась преемственность поколений, раньше это работало как конвейер – одно поколение передавало подошедшему поколению все мастерство, умения и талант.

И четвертое. Сегодня нет государственного планирования от единственного заказчика анимационной продукции: какие мультфильмы нужны сегодня не только для "Союзмультфильма", но и для российской анимации: патриотические, литературные или комедийные. Понимания нет, этому много причин. Но их Вы должны искать не только на "Союзмультфильме". Ответьте себе сами, что стало с Россией с 1991 по 2009 год. Мы тоже в России. Причины все те же самые. Проблемы не только у нас, советское авиастроение жалуется, страдает. Образование куда идет? Говорят, литературу в школах хотят отменить. Причины ищите как в стране, так и у нас.

Ирина [25.05 17:46]

Сотрудничает ли сейчас Союзмультфильм с Юрием Норштейном и Александром Петровым? И если нет, то почему?

Ирина.

Нет, не сотрудничаем. Юрий Борисович Норштейн – самодостаточный индивидуальный автор своих фильмов, который сам работает для себя. Александр Петров в Ярославле – то же самое, у него там своя студия. Если ему заказывают что-то, то он этот заказ исполняет. У них нет ни времени, ни желания сотрудничать с "Союзмультфильмом", потому что они авторские художники. "Союзмульфильм" им практически не нужен. Они рисуют. Мы что, руку им держать будем, пока они рисуют?

Поэтому сотрудничества нет, но есть очень приятные теплые взаимоотношения.

Петр Т. [25.05 17:51]

1) Насколько сильный ущерб фондам Союзмультфильма был нанесет продажей авторских прав за рубеж в 1990-2000-е гг.? Что у вас осталось из ценного?

2) что, вообще, из себя представляют ваши фонды?

3) получаете ли вы плату за использование образов из созданных вами мультфильмов в телевизионной и уличной рекламе? Если да, то насколько это прибыльно?

1. Ущерб был нанесен, когда продали авторские права за рубеж. Мы не получили ни копейки. А что осталось? Коллекция все равно осталась, надо с ней заново работать, заново размещать по различным секторам анимационного рынка земного шара. Надо набирать обороты.

2. Наш фонд золотой, он включает в себя 1350 названий анимационных фильмов. Порядка 300-320 часов. Если я начну перечислять сейчас все по алфавиту, с буквы "а", то через неделю закончу.

3. Заказчики очень редко обращаются к нам по этому вопросу, поэтому это неприбыльно. У нас практически нет предложений от уличной и телевизионной рекламы.

Валерий [25.05 17:52]

Здравствуйте, Акоп Гургенович.

Скажите, пожалуйста, как так получилось, что переозвученные в начале 21-го века советские мультфильмы стало невозможно смотреть? Такое впечатление, что озвучкой занималось два студента.

За это кто-то понес наказание?

Где можно найти оригинальные произведения и почему по телеканалам транслируется это убожество?

Sirin [26.05 10:59]

Акоп Гургенович, смотрел нашу советскую классику анимации - "Аленький цветочек" и что-то еще, не помню, но тоже старое, с прекрасной прорисовкой, но переозвученное! Мерзкая переозвучка, с тусклыми голосами, жуткой электронной музыкой попросту убила эти шедевры. Неужели мы не сумели сохранить звуковой ряд этих мультфильмов? Ведь сейчас уже нет тех голосов, и даже нет тех, кто мог сравнится с их колоритом. Кем заменить Грибова или Чиркова? Какие еще мультфильмы лишились голоса? Когда и по чьей вине это произошло?

Потому что это самовольно сделали убогие люди. Не знаю, кто они. Но коль так сделано, это убогие люди. Это не "Союзмультфильм". И убогие телевизионные деятели эту убогую продукцию показывают. Почему? Деньги зарабатывают.

litvinov [25.05 18:41]

Кто несёт ответственность за весь тот бардак в анимации? И понесёт ли кто ответственность?

Спасибо и с Уважением,

Георгий Литвинов.

Не могу ответить. Я не понимаю, что такое бардак в анимации. Бардака нет. Производится очень много хорошей продукции.

Андрей [25.05 19:52]

Есть ли достойные "приемники" мульт-фонда СССР среди молодых студий. Как известно, сейчас многие занимаются рисованием мультипликации. Те, чьи произведения можно будет вывести на экран телевизоров и без стыда показывать всем - это экранизация сказок, былин и просто житейской мудрости. Есть ли сейчас в принципе комитет по цензуре мультипликации - это больше вопрос по появлению в прокате мульт-убожества "Каникулы Алисы Селезневой" и куда деваются мульт-работы талантливых людей? Для сравнения можно взять японское аниме - это рисованные фильмы, такие у нас были есть и будут. но поддержит ли все это государство или государству выгоднее показыать "ранеток"?

Да, преемники есть, просто, к сожалению, то, что они делают, очень плохо покупают телевизионные каналы. За последние 10 лет ежегодно производится порядка 100 анимационных фильмов. 10 лет – это современная Россия. В этой тысячи анимационных фильмов – не ошибусь, если скажу - порядка 200 работ, за которые не стыдно. Просто народ их не видит, но не могут же производители фильмов сами это показывать. Эти работы можно увидеть только на разных анимационных фестивалях. В частности, в Суздале мы видим много анимационных талантов. Сейчас из ВГИКА уходит очень много талантливых детей, фантастически талантливых. Хорошие курсовые работы, хорошие дебюты. Мы это знаем, но, к сожалению, народ не видит того, что есть достойные приемники.

Японское аниме – это бездушное рисование, "Союзмультфильм" никогда такое не будет делать. Не потому, что это плохо или хорошо. "Союзмультфильм" всегда вкладывал душу в мультфильмы, а это синтетическое искусство. Такое тоже бывает. Понимаете, один человек выбирает свежую зелень, а другой выбирает капроновую, чтобы она на окне стояла. Мы поливаем живые цветы, а аниме – это искусственные цветы. Вот и все.

Почему государство не поддерживает талантливые мультфильмы?

Я же не государство, как я отвечу на этот вопрос? Мы производители. Откуда мы знаем причины? Это очень больной вопрос для российского кинематографа. Мы с этим уже лет 10-15 бьемся. Выдающийся режиссер Гарри Яковлевич Бардин сколько мультфильмов сделал? Не знаете, а хорошо бы их народу показать. А разве кто-то видел последние работы Александра Петрова? Не видели. А разве видели замечательные работы Вани Максимова? Государство дало деньги, государство и должно показывать. Это вопрос не к нам. Мы производители, и нам не стыдно за свою продукцию, даже в современной тяжелой российской истории.

Елена [25.05 20:08]

Акоп Гургенович, какие вы можете дать реальные прогнозы на развитие мультипликации и заложенных принципов в создание советских мульфильмов? Процессы происходящие в "Союзмультфильме" адекватны развитию мультипликации и увеличению числа шедевров мультипликации? Традиционный вопрос будут ли продолжения новых серий мультфильмов, а также раскажите о подходах к созданию детских анимационных мульфильмов о закладке сюжета идеи мульфильма?

Прогноз вот какой: мультипликация будет развиваться по следующим причинам. Во-первых, без мультипликации, как и без электричества, не может существовать человеческая жизнь. Она востребована, значит, будет развиваться, в том числе и у нас в России. Второй аргумент для России. Мультипликация – это то, что максимально приближено к русскому мышлению, к русскому слову, к русской литературе. И самое главное: Россия – это народ филологического мышления. Этот народ всегда будет развивать и производить мультипликационные фильмы.

Мы делаем продолжения "Попугая Кеши", скоро заканчиваем продолжение "Простоквашино". Называется этот мультфильм "Новое Простоквашино". Если говорить о "Союзмультфильме", то мы делаем столько, сколько можем по деньгам. Направление взято, мы будем делать продолжения известных брендовых мультфильмов.

Как закладывается сюжет и идея мультфильма? По-разному. В основном, наши известные авторы предлагают сами идеи, в частности, Курляндский Александр Ефимович. Он предложил такую идею: попугай Кеша, убегая от Вовки, оказывается на Северном Полюсе. Сейчас мы как раз снимаем "Вы не были на Таити?". Он думал, что Северный Полюс – это Таити.

Бывает по-другому: у продюсера появляется идея, и он ищет соответствующих авторов, чтобы делать сериал, например, про Курочку Рябу.

Люди пишут – если нам понравилось, то мы покупаем идею. Нам приносят идеи, продюсеры что-то предлагают. Сюжет складывается комплексно.

Михаил [25.05 21:02]

Акоп Гургенович,

наши мультфильмы по праву можно считать самыми философскими и интересными, анимация просто потрясающая, музыка великолепная, но всё это о Советских мультфильмах, на которых мы выросли...

1. Когда новое поколение снова станет цитировать наши российских, теперь, мультфильмы, как мы это делаем постоянно в жизни и на работе? Вопрос о качестве.

2.Перечислите, пожалуйста, основные затруднения и проблемы для индустри, как видите Вы (финансы, недостаток управленческого опыта, отсутствие поддержки государства, или просто такое время)?

3.Каковы Ваши предложения выхода из такого тяжелейшего положения?

1. Когда наша страна (как это было в СССР) будет в честной конкурентной борьбе показывать наши мультфильмы. Я уже ранее отметил, что мы за 10 лет сняли более тысячи мультфильмов, и там тоже есть, что цитировать. Студия "Пилот", например, снимает "Гору самоцветов" - сказки народов, проживающих в России, а страна ничего этого не видит. Наши мультфильмы не показывают, откуда цитировать? Показывают импортное, а в импортном – "Окей, оттянись". Вот это и цитируют.

2. и 3. Сначала нужно создать единую команду рынка, производства и реализации анимационных фильмов и сопутствующих им товаров. Любая анимационная продукция имеет вторичные рынки – книги, игрушки и другие виды совместных изделий. Вот здесь надо создать территорию совместного бизнеса с заинтересованными людьми, понимающими, что это очень хороший бизнес. В строительстве существует налаженная взаимосвязь – где-то цемент производят, где-то кирпичи, а все вместе делают одно дело, строят дома. В автомобилестроении – где-то двигатели делают, где-то колеса, но все вместе уже много десятков и сотен лет взаимодействуют как единая команда.

Когда появятся и здесь такие понимающие бизнесмены, соединят все свои усилия договорами, обязательствами – ты делаешь анимационное кино, я произвожу тетрадки, там делают мягкие игрушки, - все вместе друг друга будут поддерживать. В результате получится: производители транслируют анимационное кино, потребителям нравится. Ребенок видит игрушку и говорит: "О, только что это показывали. Мама, купи". Ребенок идет в школу - ему покупают тетрадки с этим мультфильмом.

Надо создать грамотную программу развития анимационного бизнеса как отрасли всеми заинтересованными сегментами бизнеса. Вот такая перспектива. Не знаю когда, но она будет.

виктор [25.05 21:34]

!,Какое у Вас образование?

2.Как Вы оцениваете свою роль в скандальной продаже прав на шедквры принадлежащие студии?

3.Назовите директора студии в момент продажи прав. Что это за человек? Как он стал директором?

4. Поясните роль Госкино при продаже прав на шедевры.Кто был тогда председателем?

5.Объясните пассивность мэтров мултипликации при отстаивании прав студии.

6.НЕ стоит ли передать материалы по продаже прав на студийные шедевры в органы по борьбе с коррупцией?

1. Образование высшее, художественное в том числе.

2. Я директор, который производит новые мультфильмы. Скорее, это вопрос к фильмофонду.

3. Я не знаю, кто был тогда директором. Меня тогда не было.

4. Не могу сказать, потому что тогда меня не было. Мое субъективное частное мнение – ущербно отдали коллекцию. Кто за этим стоял – я не знаю.

5. Пассивность можно объяснить. После развала СССР люди оторвались от "Сюзмультфиьма". Прошло уже более 20 лет, пассивность прогрессировала. Они не на киностудии находятся, чтобы за что-то бороться. Вы знаете, после развала СССР "Союзмультфильм" погибал, люди искали себе кусок хлеба, уходили. Не было работы, вот почему это происходило. Кто в 70 лет ушел, тем сейчас 90. Вот такая пассивность.

Мария [26.05 10:51]

Сотрудничает ли сейчас "Союзмультфильм" со студией "Диафильм"?

Мария.

Нет, не сотрудничаем, потому что диафильмов у нас практически нет.

Тигран [26.05 10:54]

Акоп Кургенович,

как вы относитесь к современным нашим полнометражным мультфильмам вроде "Илья Муромец и Соловей Разбойник", "Алеша Попович и Тугарин Змей", "Приключения Аленушки и Еремы" и т.п.?

Вы можете высказаться по поводу их качества и соответствия детской аудитории?

Спасибо.

Не могу высказаться, потому что это чисто субъективная точка зрения. Мне не понравилось, у меня очень много вопросов профессионального уровня по качеству этих мультфильмов. Понимаете, это пытаются делать как развлекательное кино. Думают, что развлекательное кино – это палец покажи, и будет смешно. Я очень давно перестал смеяться над выставленным пальцем. Развлекательное кино опирается на богатейшее образование, профессионализм и культуру исполнителя этой продукции. Этих компонентов я не увидел, мне скучно. Это мое субъективное мнение. Я не пойду смотреть это в кино, а сто человек пойдут.

Михаил [26.05 11:01]

Акоп Гургенович,

существует ли сейчас в России какое-либо объединение (некоммерческое партнерство, союз или т.п.) анимационных студий или все вы функционируете разрознено? Чувствует ли вы необходимость в таком союзе?

Да, необходимость есть, мы пытаемся создать такое объединение. У нас был этот союз при Союзе Кинематографистов СССР и России. Была секция анимационного кино со своим президентом и управлением. За последние годы люди разбежались по разным продюсерам, но сейчас есть идея снова объединиться, создать свой союз, так как в этом есть необходимость, как в общении, так и в согласовании друг с другом.

Процесс двигается, но его нужно согласовывать, понимать, как все развивается, что необходимо делать.

Игорь [26.05 11:43]

1. Кто сейчас является собственником коллекции советского Союзмультфильма? Если можно, конкретно, без общих фраз.

2. Существуют ли взаимные претензии ФГУП Союзмультфильм и 000 Союзмультфильм VGV? Разрешимы ли они?

3. Существует ли в рамках современного российского общества бизнес-модель, позволяющая производить шедевры? Будет ли сделана попытка ее реализации на приватизированной студии? Или пойдете по пути других российских студий - упрощенная анимация, отвратительные голоса, отсутствие сюжета и дешевое морализаторство?

1. Федеральное государственное унитарное предприятие фильмофонд "Союзмультфильм".

2. Претензий нет, потому что есть всего два "Союзмультфильма" – ФГУП фильмофонд "Союзмультфильм", который имеет права на золотую коллекцию, и ФГУП ТПО "Союзмультфильм" - это творческо-производственное объединение, которое производит новые мультфильмы. Больше "Союзмультфильмов" нет.

Елена [26.05 12:27]

Уважаемый Акоп Гуренович, как вы оцениваете возможность выхода из кризиса и необходимость создания коммерческих мультфильмов, но не уступающих по принципам произведений мультипликации шедевров "Союзмультфильма", мультфильмов русской кассики ("Алеша Попович"), возможно на базе сотрудничества с Союзом литераторов и театралами создать новые шедевры мультипликации и не обращаться к устапкам в качестве, но если материальная база не позволяет, то выигрывать в искусстве, классицизме, творчестве донесения до маленького зрителя?

Теоретически, конечно же, возможно и нужно. С "Союзмультфильмом" сотрудничали выдающиеся писатели и театралы. Этим путем и надо идти.

Вячеслав [26.05 13:49]

Добрый день!

Есть ли планы производства социальных мультфильмов, как это было в годы СССР: о жуликах, халтурщиках, алкашах и т.п.?

Планов нет, под это нужен определенный заказ от государства. Государство дает деньги на мультфильмы. Если государство финансировало бы создание социальных мультфильмов, конечно, мы бы с удовольствием их производили. Мы помним и журнал "Фитиль". Кстати, в "Фитиле" мы сделали очень много мультфильмов. Но тогда было это планово, государство формулировало социальные заказы. Сейчас планов нет, а желание есть.

ВИКТОР [27.05 08:41]

1.Будут ли работники "Союхмультфильма", вышедшие недавно на пенсию после десятков лет работы на студии,иметь право на акции после приватизации?

Нет. Это не приговор, я говорю ровно столько, сколько знаю. Права на акции у них не будет, потому что приватизируется государственное предприятие "Союзмультфильм" государством. 100 процентов акций остаются у государства как у собственника. Если бы мы с сотрудниками приватизировали сами для себя, тогда – да. На общем собрании выбрали бы руководство акционерного общества, произвели бы дележ акций. А в данном случае собственник государство приватизирует свою же собственность, поэтому акции остаются у государства. Вот то, что я знаю.

Обсудить