Курортный сезон

Пресс-конференция
08.06 14:46
Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько
Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько

Курортный сезон

Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько ответил на вопросы читателей Ленты.ру
1 июня число российских туроператоров сократилось почти впятеро. После вступления в силу изменений в закон "Об основах туристской деятельности", возить туристов могут только компании, получившие финансовую гарантию и внесенные в Единый федеральный реестр. Как это скажется на туристическом рынке, возможностях отдыха россиян за рубежом, ценах на туристические услуги - на вопросы читателей Ленты.Ру согласился ответить президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько.
Анатолий Котов [08.06 15:50]

Сергей, как вы думаете, стоимость путевки за рубеж сильно после сокращения количества операторов возрастет или не очень сильно?

В этом сезоне цены на значительную часть туров за рубеж действительно подросли, но пока, скорее, из-за подорожания авиатоплива, аэропортовых сборов, повышения стоимости виз, услуг отелей и др. Закон мог бы повлиять на цены, если бы привел к кардинальной монополизации рынка. Но пока этого не произошло. Немалую роль здесь сыграла борьба вокруг законопроекта, в результате которой удалось в два раза снизить суммы фингарантий на первый год действия закона и на пять месяцев отсрочить его введение. Еще помогли страховщики: в надежде на передел рынка страхования выезжающих за рубеж они предложили туроператорам достаточно низкие тарифы за обеспечение финансовых гарантий их ответственности. Кстати, не последнюю роль сыграла и пресса, которая, в большинстве своем, не повелась на популистскую "клюкву" и командные окрики сверху, а старалась объективно освещать ситуацию в период подготовки и утверждения закона.

Сергей [08.06 17:02]

Добрый день.

Какова средняя стоимость стандартной 5-миллионной страховки для туроператора на зарубежных направлениях?

Диапазон тарифов, предлагаемых страховыми компаниями за обеспечение финансовой ответственности туроператоров - 0,5-2,5 процента от суммы фингарантий. На практике договора чаще подписывались на тарифы 0,8-2 процента.

Шваб [08.06 17:19]

Как быть со сделками, заключёнными до 1 июня гражданами с турфирмами, не попавшими в реестр?

Новая редакция закона "Об основах туристской деятельности", которым введены фингарантии, вступила в силу 1 июня с.г. То есть, вплоть до этой даты туроператорской деятельностью, а это, как гласит закон, формирование, продвижение и реализация турпродукта, можно было заниматься без фингарантий. И коль скоро закон обратной силы не имеет, эти туры должны быть осуществлены в полной мере согласно договору.

Александр [08.06 17:58]

Кто прежде всего выиграет после изменения закона кроме простых туристов, которые получают очевидные преимущества?

Дмитрий [09.06 11:03]

Все отрицательные последствия нововведений приблизительно ясны. Так уж устроены мы, что в первую очередь, и не безосновательно, ищем подвох в любых инициативах государства.

А какие все-таки положительные изменения должны в связи с этим произойти в сфере турбизнеса?

Не совсем согласен, что в результате принятия закона "простые туристы получают очевидные преимущества". Последствия введения закона могут быть и положительными, и отрицательными. Начнем с хорошего. Прежде в случае банкротства или исчезновения турфирмы обманутые туристы, как правило, не получали никакой компенсации за оплаченные, но не использованные путевки. Теперь деньги клиентам должен будет возместить банк или страховая компания, предоставившие финансовые гарантии ответственности туроператора. Но, конечно, только в том случае, если эти фингарантии у фирмы были оформлены. То есть, от мошенников, которые, конечно, никаких гарантий оформлять не будут, закон вас не спасет. Вернут вам деньги и в случае претензий по выполнению условий тура и других вариантов нарушения прав потребителей. Но доказывать, что его права нарушены, все равно придется самому туристу и, скорее всего, через суд. А в суде он будет иметь дело уже не только с турфирмой, но и со страховой компанией, которая, как показывает опыт ОСАГО, вряд ли будет заинтересована в том, чтобы так уж просто расстаться с деньгами.

По большому счету, закон не решает проблемы неоплаты туроператором вашей гостиницы. То есть, если вы приехали на курорт и вдруг выяснили, что проживание в отеле турфирма не оплатила, а такое, к сожалению, случалось не раз, вам все равно придется самим снова оплатить услуги размещения. И только потом, вернувшись домой, вы получите свои деньги обратно. Ничего не меняет новый закон и с точки зрения защиты прав потребителей в случае задержки авиарейсов - кроме того, что вся ответственность за просчеты авиакомпаний возложена на туроператоров.

Онотолий Золотов [08.06 19:22]

Сергей,как вы думаете,сильно ли повлияет это на отрасль в целом? Конкуренция станет меньше,а вход в отрасль станет сильно затруднён - не это ли шаги к монополизации?

Андрей Яковлев [09.06 00:14]

Как Вы считаете, данная мера больше защищает интересы путешественников или крупных туроператоров, вытесняющих, таким образом, своих конкурентов?

Андрей [09.06 05:13]

Правда ли, что внесение в закон этих изменений было пролоббировано крупными туристическими компаниями, которые решили убрать конкурентов и повысить цены?

Игорь [11.06 07:53]

Добрый день, Сергей! Не кажется ли вам, что монстры, оставшиеся в качестве туроператоров, не в состаянии предоставить индивидуальный подход и организацию туров в определенные страны? Они будут навязывать всем свои турпакеты по избитым программам в популярные (по их мнению) страны. А те страны, которые финансово их не интересуют, будут необоснованно забыты. Туристы, желающие поехать в эти страны, вынуждены будут организовывать все для себя самостоятельно от А до Я.

Анрей из Красноярска [09.06 06:54]

Сергей, сможет ли то количество туроператоров, которое осталось после введения изменений, удовлетворить потребности российских туристов? Не возникнет ли дефицит турпредложений?

В период обсуждения законопроекта Ростуризм утверждал, что туроператорские лицензии имеют порядка 15 тысяч компаний. Позже озвучивалась другая цифра: за последние 5 лет до 1 января 2007 года было выдано 10026 туроператорских лицензий. Но даже если исходить из последней цифры, то на сегодняшний день рынок сократился почти в 5 раз: в реестр вошли примерно 2130. Точнее сказать трудно, поскольку в этом списке нет сквозной нумерации. Повторю, что пока монополизации турбизнеса не произошло. Но все еще может измениться. Ведь к концу этого года рынок будет переоформлять фингарантии, размер которых увеличится в два раза.

Закон установил равные суммы фингарантий для всех участников - не менее 10 миллионов рублей для международного туризма. Таким образом, для крупных – по российским меркам - компаний с годовым оборотом до 300 миллионов долларов доля фингарантий в обороте составляет менее около одного процента. А для фирм малых, с оборотом, например, сто тысяч долларов – 400 процентов! То есть, совершенно очевидно, что такая уравниловка пролоббирована крупными компаниями. Не случайно региональным компаниям посыпались предложения стать филиалами или представительствами ведущих столичных туроператоров. Ускорился процесс формирования агентских сетей, все больше малых туроператоров стали задумываться - прибиться им к крупняку или пытаться и дальше самостоятельно вести свой бизнес. Посильность сниженных вдвое гарантий на первом этапе их введения дала фирмам возможность такого выбора. Это очень важно и для туристов, поскольку речь идет о свободе не только предпринимательского, но и потребительского выбора.

Что касается "монстров", то на российском рынке таковых пока нет. Даже ведущие фирмы, за исключением буквально четырех-пяти, по меркам мирового рынка - это, в лучшем случае, средний бизнес. И компаний, попавших в реестр, к счастью, вполне достаточно, чтобы обеспечить разнообразие предложений. Посмотрим, как ситуация будет развиваться дальше.

Алексей С. [08.06 23:36]

Как туроператорская деятельность регулируется в других (цивилизованных) странах?

Финансовые гарантии существуют во многих странах, но практически везде они привязаны к оборотам турфирмы. Большой объем бизнеса - большие риски и, следовательно, высокие фингарантии. И наоборот. И именно за такой подход к введению фингарантий в период обсуждения закона выступал Российский союз туриндустрии, региональные туристические ассоциации, та же Конфедерация обществ защиты прав потребителей, Российский союз промышленников и предпринимателей, "Опора России", многие депутаты и региональные власти. Во избежание уравниловки мы предлагали, например, привязать размер гарантий к стоимости турпутевки. Но из всех возможных вариантов - немецкого, английского, французского, австрийского и т.д. - авторы закона выбрали казахский и украинский, где тоже предусмотрены фиксированные суммы гарантий. Но даже в этих странах гарантии значительно ниже и не распространяются на въездной туризм.

Евгений Александрович [09.06 07:13]

Во сколько раз возрастет прибыль тех операторов, которые остались в бизнесе? Будут ли продолжать работать (нелегально) те операторы, которых лишили лицензии?

Какие будут приниматься меры к тем операторам, которые взгреют цены на отдых, и что предпринимается сейчас, чтобы такого не произошло?

Напомню, что лицензирование турбизнеса отменено с 1 января 2007 года. Будут ли заниматься туроператорской деятельностью фирмы, не вошедшие в реестр? Мы полагаем, что многие наверняка будут - по крайне мере, подрабатывать туроператорством. И отследить это контролирующим органам будет довольно сложно. О ценах мы уже говорили. А вообще сейчас немало турфирм заняли выжидательную позицию, чтобы посмотреть, как сработает закон, а потом уже решать - получать фингарантии или нет.

Сергей [09.06 13:06]

Могут ли легально существовать фирмы (без занесения в реестр), которые только перепродают путёвки?

Могут. И нас очень беспокоит, что новый закон фактически вывел из-под контроля государства турагентов, то есть продавцов путевок, которым вы платите деньги. Теперь от них не требуется ни лицензий, ни фингарантий. Они лишь должны следовать "Порядку оказания услуг по реализации турпродукта". Документ этот разработан, но до сих пор не утвержден, и никакой официальной информации о нем нет. Так что пресловутые фирмы-однодневки, от которых якобы защищает закон, никуда не денутся. Не случайно против соответствующих пунктов закона возражал не только турбизнес, но и Конфедерация обществ защиты прав потребителей. Для того чтобы сориентировать потребителей на агентском рынке, Российский союз туриндустрии сейчас создает Генеральный реестр туристических агентств. В ближайшее время этот реестр будет открыт для свободного доступа в интернете.

Балашов Дмитрий [09.06 20:10]

Почему работники консульств все чаще и чаще отказывают туристам в визе и безосновательно? И при этом не несут никакой ответственности за эти решения. При этом эти решения лягут тяжелой ношей на турфирмы. Клиенты привлекают к судебной ответственности именно турфирмы, а не консульства. И турфирмы несут издержки из-за отсутствия логики в работе консульств. Может быть, пора привлекать консульства к материальной ответственности перед туристами?

Балашов Дмитрий [09.06 20:15]

Почему визы все дорожают и дорожают, несмотря на международные договора, в которых четко написана стоимость визовых услуг? Почему мы должны оплачивать работу визовых центров? Получается, что консульства греют руки на возрастающем притоке российских туристов, а работу перекладывают на плечи других людей. Здесь попахивает мошенничеством на государственном уровне.

К сожалению, привлекать к ответственности консульства невозможно, поскольку в вопросах выдачи виз они руководствуются, прежде всего, законами своих стран. И эти законы, в большинстве случаев, не обязывают объяснять причины отказов в визе. А тенденция увеличения числа отказов очевидна. Советуем, покупая путевку, страховаться от невыезда - тогда, в случае отказа в визе, страховая компания вернет стоимость тура. Облегчите жизнь и себе, и туроператору.

Неоднозначна ситуация и с визовыми центрами. Их появление повысило стоимость виз, но далеко не всегда привело к упрощению и ускорению процедуры получения виз. По сути это услуга, навязанная потребителю и облегчающая жизнь консульству. Не исключаю, что по этому же пути со временем могут пойти и наши консульства за рубежом. Но все это не значит, что надо отказываться от защиты прав турбизнеса и туристов. РСТ имеет большой опыт работы с консульствами, и на некоторых направлениях нам не раз в сложных ситуациях удавалось достигнуть успехов. Здесь главное, чтобы и государство защищало российских туристов, а не лоббировало интересы отдельных турфирм.

Артем г.Ижевск [10.06 01:02]

Вы не в курсе, кто в очереди на подобные изменения следующий после туризма?

Думаю, подобный передел ждет практически все отрасли - если бизнес, в том числе малый и средний, не будет эффективно защищать свои права. Мы в этой очереди были первыми, но все-таки сторонники олигархически-казарменной модели управления на туризме споткнулись. Надеюсь, не последний раз.

Сергей [11.06 22:25]

Отдыхал в мае на Мальдивах. Стоимость моей путевки оказалась почти в 2 раза выше, чем у туристов из Германии с теми же услугами. Почему?

Это касается не только Мальдив, но и большинства туристических направлений. Причин несколько. Во-первых, финансовые возможности немецких операторов позволяют им выкупают серьезные блоки мест в курортных гостиницах и сильно задолго до очередного сезона. Поэтому они могут диктовать отелям свои условия и получают большие скидки. Во-вторых, стоимость перелета из России более высокая. У нас, как известно, самолетов не хватает, поэтому свои условия диктуют перевозчики, а на германском авиарынке, наоборот, очень велика конкуренция среди авиакомпаний. В-третьих, если говорить о европейских странах, то россияне платят еще и за визу, а для немцев въезд безвизовый. И т.д.

Александр [13.06 16:06]

Прошу ответить подробно:

1) На какой размер компенсации могут рассчитывать туристы получившие некачественный турпродукт, ранее заявленный турагентством?

2) Если тарифы не покрывают проценты или конкретные суммы на компенсацию в разнице заявленных и фактически предоставленных услуг (номер не на море, а во двор на помойку; не работает кондиционер; меню "всё включено" скудное и не хватает количественно на всех; задержки в аэропортах и т.п.), кто будет это оценивать? Будет ли возмещение морального ущерба, связанного с испорченными впечатлениями от отпуска? Кому предъявлять "счета" за безобразия? Кто будет в этом случае арбитром? Или кроме испорченного отпуска еще надо несколько месяцев бегать по судам?

3) Если нет конкретного ответа на вопросы в п.2, то кому нужны (кроме страховых компаний) эти страховки?

4) Если Вы за это, то может быть, Российский союз туриндустрии и станет основным "ответчиком", кому могут предъявлять материальные иски обиженные туроператорами туристы? А вы уж потом сами регресс выставляйте им.

И вообще всё это, при нашем рыночном БАЗАРЕ, уж слишком попахивает лоббированием частных интересов отдельных компаний и персональным интересом отдельных чиновников.

А Вы лично готовы отвечать за порядок в турбизнесе или Ваша сфера интересов более узкая?

Сумма к возмещению ущерба определяется либо по согласованию туриста и туроператора в досудебном порядке, либо устанавливается судом. Целесообразность и размер возмещения морального ущерба всегда определяется судом. Если интересно, посмотрите так называемую Франкфуртскую таблицу, в свое время разработанную ассоциациями туроператоров Германии для унификации правил возмещения убытков туристам за некачественные услуги. Конечно, таблица носит рекомендательный характер, но зато с немецкой дотошностью перечисляет все типичные претензии, которые клиент может предъявить турфирме, и определяет размер компенсации.

Само по себе страхование ответственности перед клиентами все же мера необходимая, выше мы об этом уже говорили.

Основным ответчиком РСТ стать не может, поскольку услуги туристу оказываются на основании его договора с туроператором, а никак не с общественной организацией. Но гарантом по обязательствам, взятым на себя компаниями-членами РСТ, наша организация стать может - если при ней будет образован соответствующий фонд, как это существует во многих странах, и гарантии этого фонда будут признаны государством. Пока же в законе предусмотрены лишь гарантии банка или страховой компании. Впрочем, и сейчас в РСТ существует Правовая комиссия, которая рассматривает и потребительские конфликты. Процедура приема в члены РСТ предусматривает изучение фирмы-кандидата, определенную историю ее существования на рынке, рекомендации от других членов РСТ и т.д. В общем, всех подряд мы не берем. Каталог членов РСТ можно посмотреть на нашем сайте.

Александр [13.06 17:01]

Уважаемый Сергей Павлович!

Как известно, на волне дискусии в туристических кругах на тему фингарантий создана и зарегистрирована новая общественная организация АТОР, и назначен (избран) ее Президент. Скажите, пожалуйста, в чем будет заключаться ее деятельность и как Вы видите сотрудничество между РСТ и АТОР? А по сути фингарантий очень хотелось бы услышать Ваше толкование необходимости получения страховки на сумму не менее 5 миллионов рублей для турфирм, занимающихся только ПРИЕМОМ иностранных туристов, которые прибывают в РФ уже обеспеченные всеми необходимыми гарантиями и страховками со стороны фирм, через которые они приобретали поездки в своих странах. Каким образом на этих иностранных туристов распространяется наш Закон о туризме, призванный защищать права российских граждан?

Заранее благодарю.

Анастасия [09.06 12:50]

Зачем нужна фингарантия для тур операторов, занимающихся только приемом туристов?

В чем будет заключаться деятельность АТОР - вопрос к АТОР. А сотрудничать мы готовы с любой организацией, если речь идет о создании в стране действительно цивилизованного туристического рынка, о защите законных прав предприятий турбизнеса и интересов туристов.

Что касается фингарантий для туроператоров, принимающих в России иностранных туристов. На наш взгляд, это административное обременение, задача которого - ограничить доступ на рынок въездного туризма. А на нем и без того работает, по нашим оценкам, всего около двух сотен компаний. Финансовые гарантии потребительских прав иностранного туриста уже обеспечены направляющим его в Россию туроператором - согласно законам его страны и пропорционально объему его реальной ответственности. Сам иностранный турист не заключает с принимающей российской компанией прямого договора, на основании которого наш банк или страховая компания могли бы возместить ему ущерб. Нас это особенно беспокоит в отношении небольших операторов, пытающихся раскрутить для иностранцев свои регионы.

Обсудить