Сбер представил новую Стратегию развития. Каким он будет к 2026 году?
13:27, 7 декабря 2023Фото: СБЕРКрупнейший и самый надежный в России банк, Сбер успешно завершает 2023 год, представляя акционерам кардинально новую Стратегию развития бизнеса до 2026 года. В ней в том числе содержится информация об обновленной дивидендной политике кредитной организации. Ключевой целью компании на следующие несколько лет становится человекоцентричность — когда бизнес думает в первую очередь о человеке, его потребностях, запросах и удобствах. Сбер стал первой в мире коммерческой корпорацией, которая заявила о таком подходе. Подробности новой Стратегии Сбера — в материале «Ленты.ру».
Эпоха достижений
Сбер известен своей последовательностью и умением выполнять обещания. Эта четкость и надежность — следствие строгого соблюдения выбранных Стратегий. Прошлую Стратегию банк принимал в 2020 году. В предыдущие три года Сбер ориентировался на построение лучшего бесшовного клиентского опыта, формирование уникального предложения для клиента и успешно выполнил поставленные задачи.
Компания разработала эффективную экосистему, которая к 2023 году разрослась до многофункциональной платформы: она включает в себя банковские услуги, B2B-сервисы, фудтех, здоровье, электронную коммерцию и многое другое. Удобно пользоваться сервисами банка клиентам позволяет единый идентификатор Сбер ID, единая программа лояльности СберСпасибо и подписки СберПрайм и СберПрайм+. За короткое время Сбер также вернул клиентам привычные сервисы, работа которых прекратилась из-за санкций: теперь благодаря SberPay россияне, как и раньше, могут оплачивать покупки без банковской карты — при помощи телефона. Сделать это можно более чем на двух миллионах терминалов во всей стране, услугой уже воспользовались 30 миллионов человек.
Главная наша цель — стать доверенным помощником и навигатором в меняющемся мире: для человека, бизнеса и государства
Клиентоориентированность
За три года количество активных клиентов — причем как физлиц, так и корпоративных — планомерно росло: в 2022 году число клиентов Сбера среди физлиц достигло 106,7 миллиона человек, увеличившись с начала года на 2,9 миллиона человек, а в 2023-м выросло до 108,2 миллиона только за первые десять месяцев года. В то же время услугами банка стали пользоваться больше юрлиц: с 2021 года их количество выросло с 2,9 до более чем 3,2 миллиона фирм. За данный период популярность Сбера у россиян прогрессировала, в связи с чем банку была присуждена премия «Бренд года в России — 2023» в номинациях «Финансовые услуги» и «Образовательные услуги». Эксперты оценивали узнаваемость бренда и достижения банка в различных сферах. Сейчас безналичный прием платежей с использованием банковских карт и систем бесконтактной оплаты от Сбера используют 800 тысяч предприятий по всей стране. Такой масштаб вывел Сбер на первое место в Европе и третье место в мире по количеству транзакций эквайринга.
Несмотря на санкции и появившиеся ограничения в банковской сфере, Сберу удалось нарастить и число активных ежемесячных пользователей сервисов «Сбербанк-онлайн». За три года их стало на 8,4 миллиона человек больше, по итогам десяти месяцев 2023 года их количество составило 81,4 миллиона человек. Выросло и число ежедневных пользователей: в 2022 году — до 40,9 миллиона человек, а в 2023-м — уже до 42,8 миллиона человек. С начала утверждения Стратегии Сбер существенно улучшил подписки СберПрайм, в связи с чем число их пользователей выросло до 7 миллионов человек. Высоко оценили банк и клиенты премиального сервиса СберПервый, который помогает гражданам более выгодно реализовывать свои жизненные цели: по версии Frank RG 2023 года, банк признан лучшим для клиентов Top Premium.
Подписка СберПрайм+ признана самой выгодной в России и стала лидером по наполнению и уровню удовлетворенности клиентов
Кредитование стало одним из главных направлений в бизнесе Сбера. Особая роль в нем отводится ипотеке. За текущий стратегический цикл банк увеличил свою долю на рынке на три процентных пункта — до 56 процентов. За это время улучшили свои жилищные условия три миллиона клиентов Сбера, было приобретено более 400 миллионов квадратных метров жилья. В то же время потребительское кредитование выросло на три процентных пункта, а доля Сбера на рынке увеличилась до 38,6 процента. Для удобства клиентов банк стал развивать дополнительные сервисы и адаптировать кредитные продукты под конкретные потребности клиентов. Например, Сбер запустил молодежный и образовательный кредит, популярным у россиян также стал кредит до зарплаты — такой услугой воспользовались 1,7 миллиона клиентов.
Финансовое и технологическое развитие
Текущий год Сбер завершает с рекордной по сравнению с 2021 годом чистой прибылью — только за десять месяцев 2023-го она составила 1,26 триллиона рублей. Впрочем, на фоне успешной реализации бизнес-Стратегии в 2023 году сумма может превысить рекордные 1,5 триллиона рублей, прогнозируют эксперты.
Одна из важнейших задач Стратегии 2023 Сбера — направление 50 процентов чистой прибыли по МСФО на выплаты дивидендов своим акционерам. В 2021 году компания направила на выплату 56 процентов прибыли. А в 2023 году доля выросла еще больше: руководство компании приняло решение направить на выплату дивидендов рекордную сумму — 565 миллиардов рублей. Сейчас Сбер является самой дорогой российской компанией с капитализацией 6,4 триллиона рублей.
Сбер — это флагман российского фондового рынка как по капитализации, так и по дивидендам, которые выплачивает компания
Одной из ключевых амбиций Сбера на прошедшие три года было достижение рентабельности капитала на уровне выше 17 процентов за счет поддержания маржинальности бизнеса и роста комиссионных доходов. В результате по итогам трех лет Сбер значительно превысил установленный показатель: в 2021 году ROE достигла 24,2 процента, а в 2023-м показатель вырос до 25,3 процента. Такие цифры окажут позитивное влияние на динамику стоимости акций компании, уверены эксперты.
Кроме того, как и планировалось в Стратегии, продолжил показывать быстрые темпы роста нефинансовый бизнес компании, — в 2022 году эта сфера стала самой быстрорастущей среди всех сегментов группы Сбер. Выручка всех нефинансовых сервисов выросла почти в три раза год к году за 12 месяцев 2021 года и составила 193,8 миллиарда рублей.
Технологический лидер на российском рынке, в 2020-2023 годах Сбер продолжил развивать IT-платформы и, отвечая трендам, начал активно внедрять искусственный интеллект (ИИ) в работу сервисов. С развитием технологий и бумом, который начался с чат-бота ChatGPT от американской OpenAI, Сбер создал несколько уникальных нейросетевых платформ, которые облегчают работу сотрудников и помогают им сократить время на решение рутинных задач. Так, аналогом ChatGPT стал GigaChat, который умеет отвечать на вопросы, поддерживать диалог, писать коды, создавать тексты и изображения на основе описания. Позже Сбер внедрил его в умные устройства с ассистентом «Салют». Еще одним изобретением Сбера стала генеративная модель для творчества, синтезирующая изображения по тексту, — Kandinsky. Кроме того, в 2023 году Сбер выпустил ИИ-помощника разработчика GigaCode, который ускоряет написание кода и работу с ним.
Банк внедрил передовые технологии и в сервисы оплаты. Так, клиентам Сбера доступна функция оплаты товаров и услуг с помощью улыбки. Благодаря этой технологии клиенту не нужно носить с собой банковскую карту или телефон, чтобы заплатить за покупку. Система, установленная на кассе, распознает уникальные черты лица человека и сравнивает их с данными в базе. Сделать это можно уже в 4100 магазинах «Пятерочка» и «Перекресток» во всех регионах присутствия компании, а также в других магазинах по всей стране.
составило количество покупок при помощи улыбки к ноябрю 2023 года
Впереди у Сбера еще более амбициозные задачи: компания планирует создать собственную кросс-банковскую платформу биоэквайринга, к которой смогут подключиться другие банки. Такое решение позволит другим банкам использовать разработки Сбера в области биоэквайринга, расширяя доступность этой технологии для своих клиентов.
Одним из важных событий в развитии Сбера за прошедшие три года стало финансирование строительства крупных объектов в России, таких как трасса М-12, Малмыжский горно-обогатительный комбинат и Михайловский завод по производству горячебрикетированного железа в Курской области. В общей сложности банк выделил 1 триллион рублей на инфраструктурные проекты. Также Сбер помог строительству всесезонного курорта «Манжерок», который располагается в 30 километрах от аэропорта Горно-Алтайска. Сегодня «Манжерок» уже является одним из крупнейших проектов в сфере развития внутреннего и въездного туризма в России. Благодаря инвестициям Сбера за несколько лет удалось создать курорт с уникальной инфраструктурой, знаковое место на Алтае.
Новые горизонты
Основные цели Стратегии компании до 2023 года были успешно достигнуты, в связи с чем Сбер готов перейти к новому этапу развития бизнеса.
Глава Сбера Геман Греф во время своего выступления напомнил собравшимся, что в предыдущие три года Сбер столкнулся с серьезными вызовами в виде пандемии, санкций, замораживания активов, ухода всех вендоров, которые обеспечивали устойчивость систем банка, большим количеством кибератак. Однако банк достойно прошел все испытания и устоял перед всеми проблемами за счет трех ключевых принципов: ясности целеполагания, ориентации на долгосрочный результат и нацеленности на самые инновационные решения, которые доступны на рынке. На этом фоне банк пришел к выводу, что самый главный фактор неопределенности и турбулентности — это технологии. При этом объектом конкуренции на рынке давно стал человек — его внимание, его время и его кошелек.
Сбер видит одной из главных целей на следующие три года помощь человеку во времена переизбытка информации, которую очень трудно переварить. Для этого на службу человеку нужно поставить искусственный интеллект (ИИ). Инструментом для этого должен стать ИИ на основе больших лингвистических моделей нового поколения. Таким образом нейросети могут помогать человеку в анализе и обработке большого объема информации, освободить его от рутины, которая съедает ценное время, и быстрее найти и реализовать свое предназначение.
Мы считаем, что должна измениться сама бизнес-модель, в центре которой должен оказаться человек и его долгосрочные интересы, а не его кошелек
В эпоху активного развития ИИ для Сбера станет особенно важным сделать передовые технологии доступными для каждого. Банк считает необходимым в рамках новой Стратегии предоставить людям, не имеющим определенных навыков в ИИ, инструмент, благодаря которому они смогут на основе естественного языка начать пользоваться самыми сложными нейросетями для решения своих задач.
Развитие искусственного интеллекта приведет к становлению новой человекоцентричной модели экономики и всего общества в целом
Тогда модель «человек-кошелек» уйдет в прошлое, а бизнес будет создавать для клиентов такие инструменты, которые будут соответствовать их потребностям и превосходить их ожидания.
«Мы должны относиться к каждому клиенту как к самому себе», — заключил Греф. Сбер же благодаря такому подходу получит совершенно другой уровень доверия клиентов и, как следствие, сможет значительно больше зарабатывать на предложении релевантных услуг клиентам, не подталкивая их к покупке ненужных или вредных для них услуг. Так, в ближайшие три года и впоследствии банк должен научиться ориентироваться именно на долгосрочные интересы человека и оперировать ими.
В приоритете до 2026 года у Сбера будет стоять развитие искусственного интеллекта нового поколения. Усилия банка будут направлены на создание безопасного, подконтрольного и доверенного ИИ. На его базе будут создаваться продукты, соответствующие технологическим и этическим стандартам рынка
«Три ключевых принципа новой Стратегии: технологии, трансформация бизнес-модели по всем ключевым направлениям и культура. Мы должны завершить технологическую трансформацию и перевести большинство технологий в онлайн, затрачивая минимально возможное время, лучше секунды», — сказал Греф.
Главным результатом Стратегии будет создание такого уровня искусственного интеллекта, который позволит Сберу создать персонального помощника. Речь идет об ИИ-ассистенте, который будет обладать экспертным уровнем знаний по всем направлениям деятельности банка, чтобы научиться персонализировать услуги, что отвечает требованиям компании в рамках человекоцентричности.
В финансовом плане основными задачами Сбера до 2026 года станет обеспечение высокой рентабельности капитала (ROE) на уровне выше 22 процентов — амбиции компании выросли на 5 процентных пунктов по сравнению с целями предыдущей Стратегии. Норматив достаточности собственных средств (Н20.0) Сбер устанавливает выше 13,3 процента. Кроме того, компания должна будет направить на выплату дивидендов 50 процентов чистой прибыли по МСФО. Банк также обеспечит развитие экосистемы, рост эффективности и скорости организации и продолжит создавать новые прорывные продукты.
ИИ на службе человеку
Для построения клиентоцентричности в новой Стратегии указано четыре главных элемента. Как пояснил первый зампред правления Кирилл Царев, речь идет об ИИ как о помощнике, культуре неравнодушия, глубоком понимании контекста и жизненных ситуаций, а также развитой экосистеме Сбера и его партнеров.
Царев объяснил, что Сбер планирует до 2026 года представить сервисы с ИИ, которые будут экономить время и освобождать от рутины. Каждому клиенту Сбера будет доступен персональный менеджер на основе ИИ, который будет помогать ему в построении карьеры, решении медицинских и финансовых вопросов.
Царев также добавил, что, в частности, в 2024 году Сбер планирует запустить сервис оплаты, когда клиент сможет использовать несколько платежных счетов одновременно. Таким образом сократится число отказных транзакций, а клиенты смогут быстрее решать свои повседневные задачи.
Человекоцентричность невозможно построить только на технологиях. Поэтому Сбер будет ориентироваться и на культуру неравнодушия внутри банка
Одним из таких примеров является проект «Островок безопасности», реализуемый совместно с «ЛизаАлерт»: эта социальная программа помогает потерявшимся людям. Если с человеком такое случилось, он может найти ближайшее отделение Сбера, и там сотрудники помогут ему найтись. Сегодня Сбер уже помог найтись более чем 700 людям.
Помощь в достижении успехов
Как сказал первый зампред Александр Ведяхин, основная задача Сбера в сфере В2В в рамках человекоцентричной Стратегии заключается в помощи компаниям и их лидерам добиваться целей и достигать максимальных успехов. Банк нацелен на то, чтобы убирать рутинные задачи бизнеса, развивать технологическую зрелость компании и помогать создавать ценность организации.
В то же время Сбер ускорит выдачу кредитов юрлицам: 95 процентов всех оборотных кредитов будет выдаваться за семь минут. В то же время 60 процентов инвестиционных кредитов, которые обычно занимают два-три месяца, будут выдаваться за один день. Также компания будет использовать все самые современные подходы в кредитном процессе, в том числе и цифровые финансовые активы (ЦФА) для работы с залогами. Предприниматель сможет индивидуально управлять своими тарифами, выбирать дополнительные сервисы для своих сотрудников.
Одним из важных изменений станет большая трансформация, по итогам которой клиентский менеджер Сбера превратится в доверенного советника. «Из продавца — в доверенного советника», — уточнил Ведяхин. В помощь к доверенному советнику Сбер создаст инструмент на базе ИИ. Они будут взаимообучать друг друга, причем скорость обучения и эффективность будет в разы выше, подчеркнул он.
При этом сеть отделений должна стать местом контакта с профессионалами, которые помогают решать реальные проблемы клиента и развивать бизнес. Также вырастут требования к сотрудникам как к консультантам в различных сферах жизни, а долгосрочная мотивация сотрудников Сбера будет зависеть от долгосрочного успеха клиента.
Развитие технологий — ключевой приоритет
В своем выступлении старший вице-президент Сбера, руководитель блока «Технологии» Андрей Белевцев подчеркнул, что развитие технологий остается одним из ключевых приоритетов. «Мы наблюдаем переломный момент в развитии технологий, начинает меняться вся технологическая инфраструктура», — отметил он. По его словам, во всем мире генеративный искусственный интеллект выходит на первый план.
Он напомнил о разработанной командой Сбера нейросети GigaChat, ею пользуются более 1,5 миллиона человек.
В обучении нейросети было задействовано более 1,5 тысячи человек и 7,5 петабайт данных — как если бы вся литература в мире была обработана дважды. «Модель безопасна, так как Сбер полностью ее контролирует. Главное, что пользователи могут применить ее, даже не имея специфических навыков работы с ИИ», — подчеркнул Белевцев.
В качестве примера эффективности GigaChat Белевцев привел анализ квартальной отчетности. Если раньше это требовало большого количества времени, то теперь отчет можно загрузить в чат и просто поговорить с помощником. По его словам, Сбер хочет распространить высокотехнологичные решения на всю страну. В частности, решения семейства Giga, которые предлагает Сбер, внедряют партнеры по всей России. Это уже более двух тысяч компаний.
В целом Андрей Белевцев предполагает, что следующее поколение ИИ обретет интерактивность. В рамках реализации Стратегии на ближайшие три года ИИ будет доступен всем. «Модели будут обладать памятью, создавать контент исключительно для одного человека. Это будет не просто голосовой ассистент, а эксперт и помощник», — указал Белевцев и добавил, что созданию подобных моделей Сбер посвятит себя в ближайшие три года.
Прочной основой технологической независимости должен стать вектор на внутреннюю разработку. Причем, подчеркнул он, масштабная трансформация начинается уже сейчас, и основной акцент делается на человекоцентричности. Кроме того, Сберу предстоит пересмотреть свой подход к архитектуре работы с данными. «Это как большой оркестр, но играет он только для вас», — отметил Белевцев. Уже сегодня Сбер обрабатывает огромные массивы информации, но этот объем будет только расти. Главным приоритетом станет скорость обработки данных: Сбер должен мгновенно реагировать на любые запросы клиента. Еще один приоритет — безопасность данных.
Чем больше решений от Сбера вы используете, тем больше вы выигрываете в эффективности
Кроме того, Сбер создал интегрированную платформенную инфраструктуру. Сегодня создание таких же решений актуально для многих клиентов Сбера, и банк готов предоставлять такие технологии. Также Сбер активно работает с инженерным сообществом, предоставляя часть технологий в формате open source. По его словам, Сбер получил около 400 патентов и опубликовал свыше 200 статей в научных журналах и не планирует останавливаться.
Цель Сбера — стать одним из лидеров IT-рынка.
Больше успехов в будущем
Свою речь вице-президент, руководитель блока «Финансы» Тарас Скворцов начал с прогноза развития экономики России в целом. Говоря о прогнозе роста ВВП в ближайшие три года, он отметил, что рост составит 1,2 процента ежегодно. Инфляция замедлится и к 2025 году достигнет 4 процентов. Ключевая ставка будет снижаться и в 2025-м, согласно прогнозам, составит 8 процентов годовых. Банковский бизнес при этом будет расти: в ближайшие три года ожидается рост на 10 процентов ежегодно. В области ипотеки Сбер прогнозирует ужесточение условий и определенное замедление. Но в 2025-2026 годах, с учетом падения ставки, кредитование будет ускоряться. По словам Скворцова, высокие ставки сейчас стимулируют у клиентов сберегательную модель потребления, так что Сбер ждет притока средств вкладчиков.
Переходя к Стратегии Сбера до 2026 года Скворцов определил несколько приоритетов. В частности, речь идет о росте количества клиентов.
«Главный фокус не только на количестве, но и на глубине отношений с клиентами, выстраивании долгосрочных отношений», — подчеркнул он. В основе этого лежит ключевая метрика CLTV. Ее суть состоит в том, что чем больше у клиента продуктов, тем лучше. Главный инструмент — флагманская подписка СберПрайм. Сейчас им пользуются 8,5 миллиона клиентов, причем с октября база выросла на 2,5 миллиона.
Говоря о росте ключевых статей баланса, Тарас Скворцов отметил, что банк будет действовать проактивно. 80 процентов доходов Сбера составляет чистый процентный доход. Уровень маржи, по его словам, превысит 5,5 процента — больше среднего показателя по рынку. Это будет достигнуто за счет активного кредитования маржинальных сегментов, структуры пассивов, большую долю в которых составляют текущие счета. «За третий квартал этого года процентная маржа составила 6 процентов, за четвертый квартал уровень будет не ниже», — пообещал Скворцов. Драйвером, по его мнению, станет новое направление доходов — IT как бизнес. Рынок IT для корпоративных клиентов за три года достигнет 1,7 триллиона рублей и вырастет на 30 процентов.
Также Скворцов подчеркнул, что Сбер эффективно управляет рисками: функционал взяли на себя системы, построенные на основе искусственного интеллекта. «В этом году мы совершили более тысячи изменений стратегий, адаптируя кредитную политику к новым условиям», — поделился он и добавил, что несмотря на снижение темпов роста ВВП, уровень риска Сбер планирует на уровне 100-110 базисных пунктов.
За последние три года активы Сбера выросли в 1,5 раза, доходы — на 56 процентов. Численность персонала Сбера сократилась на 8 процентов, а производительность увеличилась в 1,7 раза. По показателям эффективности банк превосходит конкурентов, подчеркнул Скворцов. Он также добавил, что в ближайшие три года Сбер планирует инвестировать 450 миллиардов рублей в IT, прибыль Сбера от применения ИИ за три года составит 800 миллиардов рублей.
Важнейшей метрикой бизнес-модели является достаточность капитала. Скворцов отметил, что Сбер никогда не шел на компромиссы в отношении надежности. Учитывая большую волатильность на финансовом рынке, очень важно иметь буфер. Внутренний буфер Сбера, который обеспечит выполнение обязательств банка, — 180 базисных пунктов. В 2023 году у Сбера вырос портфель кредитов, и это создает хорошую базу для роста в 2024 году. Банк ставит маржу не ниже 5,7 процента, это позволит выйти на рентабельность капитала в 22 процента. Чистая прибыль будет расти, и 2024 год Сбер прогнозирует более успешным, чем 2023-й.
Ответственный подход
Кроме того, Сбер внедряет в свою деятельность стратегии ESG. Они призваны минимизировать вред экологии. ESG-трансформация — осознанный выбор Сбера. Компания долгие годы уделяет пристальное внимание этому вопросу и стремится стать лидером в области ESG не только в России, но и во всем мире. В 2023 году Сбербанк получил наивысшие оценки ведущих российских ESG-рейтингов: RAEX, НКР, НРА, «Эксперт РА».
В рамках реализации амбициозных планов, компания ставит перед собой огромный ряд задач.
E ― в области экологии
- Достичь углеродной нейтральности к 2030 году и содействовать национальному переходу к низкоуглеродному развитию. Для этого продолжать реализовывать «Климатическую стратегию», направленную на сокращение и компенсацию углеродного следа, включая след кредитного портфеля.
- Увеличивать эффективность использования материалов, энергии и воды, а также внедрять систему рационального обращения с отходами.
- Финансировать зеленые проекты, которые содействуют достижению целей в области охраны окружающей среды на национальном уровне.
- Поддерживать проекты и мероприятия, призванные повысить популярность экологического мышления среди россиян.
S ― в общественной сфере
- Создавать достойные условия труда для сотрудников, заботиться об их здоровье и благополучии и прилагать все усилия к повышению качества их жизни.
- Предоставлять своим сотрудникам широкие возможности для профессионального и личностного роста, а также активно развивать корпоративное волонтерство.
- Поддерживать принципы гендерного равенства. Так, по итогам 2022 года доля женщин на руководящих должностях в Сбере достигла 65 процентов.
- Соблюдать и защищать права человека в собственной деятельности и в цепочке поставок и предъявлять соответствующие требования к поставщикам и деловым партнерам.
- Поддерживать инклюзивность, развивать безбарьерную среду, повышать доступность социально значимых финансовых и нефинансовых продуктов и услуг для уязвимых групп населения. Например, 43 тысячи устройств самообслуживания банка (95 процентов сети) оборудованы функцией аудиопомощника для людей с нарушением зрения.
- Поддерживать социальные и благотворительные проекты, а также реализовывать социально значимые программы в сферах здравоохранения, образования, культуры, строительства и модернизации инфраструктуры.
- В 2022 году Сбер направил 6,8 миллиарда рублей на благотворительность. Также компания работает в направлении поддержки устойчивого развития регионов присутствия.
G ― в сфере управления
- Обеспечивать информационную безопасность и защиту данных клиентов, совершенствовать систему противодействия коррупции и предотвращения финансовых преступлений.
- В 2022 году больше 50 миллионов клиентов воспользовались сервисами кибербезопасности.
- Обеспечивать высокие стандарты корпоративного управления и деловой этики всех компаний группы и содействовать их распространению среди поставщиков и подрядчиков.
- В банке действует горячая линия комплаенс ― системы внутреннего мониторинга операций. На нее могут анонимно и круглосуточно обратиться сотрудники Сбера и любые третьи лица.
- В рамках общемировой практики наличие системы комплаенса является показателем ответственной и прозрачной деятельности компании.
- Разрабатывать подходы и механизмы в области ответственного финансирования в России и содействовать формированию стандартов, стимулов и инструментов в этой области на национальном уровне.
- Поддерживать клиентов в их ESG-трансформации, чтобы распространять лучшие практики на российском рынке и снижать воздействие кредитно-инвестиционного портфеля банка.
- Предоставлять клиентам востребованные ЕSG-продукты и услуги во всех бизнес-сегментах и внедрять процедуры по оценке и управлению ESG-рисками.
К настоящему моменту (по итогам ноября 2023 года) уже удалось достигнуть высоких бизнес-результатов. В частности — объем портфеля ответственного финансирования превысил 2,4 триллиона рублей (для сравнения, в 2021-м ориентир был на уровне 1,3 триллиона).
составил объем ответственного финансирования Сбера
Кроме того, было запущено более 20 некредитных ESG-продуктов для бизнеса. Наибольшей популярностью пользуются «Зеленая цепочка поставок», «ESG-навигатор» и «Экострахование». Банк планирует запускать ESG-продукты для физических лиц. Речь идет о зеленой ипотеке — это субсидирование покупки жилья в домах, соответствующих стандартам экологического строительства.
Также недавно была запущена собственная платформа сертификатов на зеленую энергию. Главная ее задача — снижение углеродного следа отечественной продукции. Зеленые сертификаты — инструмент поддержки и развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Такие бумаги должны подтверждать, что определенный объем электричества (в основном 1 МВт\ч) действительно выработан на ВИЭ с низким или нулевым уровнем выбросов СО2. По предварительным подсчетам, годовой объем рынка зеленых сертификатов к 2030-2035 году может составить порядка 11,5 миллиарда рублей.
Только за 2023 год на территориях присутствия Сбера было запущено более 1100 ESG-инициатив, а сотрудники банка приняли участие в крупнейших национальных экологических программах. Например, во время экологических соревнований «Чистые игры» они собирали мусор. В День Волги Сбер проводил серию мероприятий, направленных на сохранение реки и ее экосистемы, а также на повышение экологической культуры жителей городов Поволжья. Кроме того, Сбер участвовал во всероссийской акции «Сохраним лес» и посадил уже более 500 гектаров саженцев. В рамках собственной программы лесовосстановления за 3 года сотрудниками и клиентами банка был посажен 1.000.000 саженцев в разных уголках России.
В помощь развитию территорий Сбер создал ESG-профили всех субъектов Российской Федерации. Это структурированная информация, которая позволяет оценить текущее состояние, вызовы и преимущества региона в устойчивом развитии. На текущий момент подписано 57 соглашений по ESG-трансформации и проработаны 23 подробные дорожные карты устойчивого развития регионов — с конкретными проектами, задачами и целеполаганием.
***
В завершающем слове глава Сбера Герман Греф рассказал о большой работе, проделанной в этом году.
Мы очень много времени уделили переосмыслению Стратегии, и у нас есть ощущение, что мы правильно заглянули за горизонт и правильно ощутили тенденции, пока не всем очевидные
Он добавил, в 2023-м состояние команды Сбера улучшилось: пройдя через стресс, люди стали внимательнее друг к другу, упростилась задача душевного отношения к клиентам, сострадания. «Я чувствую себя уверенно и спокойно, когда мы говорим о долгосрочных задачах и амбициозных целях, и свою уверенность хочу транслировать вам» — подытожил Греф.